Оптимальность на уроках экологии в вечерней школе

Разделы: Экология


Оптимальность на уроке – это достижение максимума в осуществлении целей и задач за очень малый промежуток времени при доброжелательных конструктивных отношениях между участниками учебного процесса. Руководящей основой моей работы является принцип Я.А. Коменского: “…нужно для себя исследовать и открывать метод, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха”.

Для вечерней школы актуальной становится проблема адаптации учащихся, пришедших из разных школ, разных классных коллективов. Часто учащиеся имеют низкий уровень обученности, у них отсутствуют навыки системного учебного труда, умение анализировать свою деятельность.

Использование на уроках экологии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого учащегося, учит самостоятельно и в совместной деятельности достигать конкретных целей, самим определять и повышать уровень освоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью. Модульное обучение – это личностно-ориентированное обучение, направленное на активную учебную деятельность учащихся. Учитель даёт точные указания к использованию источников информации и чётко объясняет (особенно на первых уроках) способы овладения этой информацией.

При применении модульной технологии можно превратить тестовые задания из инструмента контроля в инструмент обучения. Когда умело составленные тесты становятся средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений, они становятся методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся.

Использование личностно–ориентированных технологий (модульной, адаптирующей, развивающей и др.) даёт мне возможность повышать учебную мотивацию подростков. Ведь причиной снижения мотивации является конфликт в отношениях педагога и подростка. Подросток оперирует модальностями: “Могу выбрать”, “Хочу”. Педагог обычно оперирует модальностью “Должен”; он не требует аргументации, но снижает инициативу учащихся и перекладывает ответственность за результат на внешний источник. Модальность возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но обеспечивает внутреннюю мотивацию и ответственность учащихся за результат своей работы.

  1. Ученик может один работать на уроке, или в “паре”, или в “тройке”.
  2. Ответы (зачёт по теме) может быть письменными с одним-двумя последующими вопросами учителя или устным (основа – вопросы тестов).
  3. Если вдруг по привычке (ведь учащийся в вечернюю школу пришёл из общеобразовательной школы) ученик желает просто “рассказать параграф” или ответить на вопросы в конце параграфа – пожалуйста.
  4. Подросток может считать неправильный ответ правильным, но тогда он должен доказать свою правоту.
  5. При ответе на “3” ученик отвечает обязательно на первые семь вопросов (они составлены по тексту учебника) или на любые другие семь вопросов.
  6. Ученик может всегда повысить свой рейтинг, взяв дополнительное задание у учителя (карточка с вопросами или задание из учебника) или снова устно сдать зачёт на этом уроке или дополнительном уроке.
  7. Ученик может сдать зачёт не только учителю, но и своему товарищу по классу, который уже получил высокую оценку (и обычно бывает строже учителя).

“По страницам Красной книги Среднего Урала”

(растения)

Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детским вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала.
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Но, чувства прозрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.

(Е. Баратынский)

Цель: создать условия для осмысления учащимися антропогенного воздействия на растительность Среднего Урала.

Задачи:

  • приобретение учащимися общеучебных умений работы с учебником, работы с различными (по форме и содержанию) тестами;
  • приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала о состоянии исчезающей флоры региона);
  • приобретение учащимися интеллектуальных умений: анализ, сравнение, обобщение и др.

Оборудование:

  • таблицы “Красная книга Среднего Урала”;
  • гербарий редких растений Урала;
  • тесты обязательные и дополнительные;
  • учебник В.Н. Большаков, Г.И. Таршис, В.С. Безель “Региональная экология” (10 – 11). Изд. Е. “СОКРАТ”, 2000.
  • “Сборник задач, упражнений и практических работ по общей экологии” И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, изд. “ДРОФА”, 2002.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуальность темы “Красная книга Среднего Урала” 1. На доске – название темы.
2. Формулировка проблемы: “Почему учёные Урала пришли к выводу, что необходимы точные и жёсткие критерии для оценки угрозы гибели видов растений и животных?”.
3. Краткая нацеливающая беседа с учащимися с использованием таблиц и гербария. (10 мин.).
4. Даёт алгоритм дальнейшей работы на уроке, указывая на элементы выбора.
5. Не настраивает учащихся на неудовлетворительную оценку, а показывает, что впереди – интересная творческая работа.
1. Высказывают свои гипотезы, суждения, примеры.

2. Выбирают форму дальнейшей работы на уроке (по одному, в паре и т. д., письменно или устно).

3. Знакомится с рейтингом оценивания предстоящей работы:

– если учащийся рассказывает материал темы, заглядывая только в вопросы тестов (как в план ответа) и отвечает на 1–2 дополнительных вопроса – “5”;

– если учащийся иногда заглядывает в свою тетрадь с ответами – “4”;

– если учащийся просто показывает письменные ответы и с трудом беседует с учителем – “3”.

Изучение нового материала. Раздаёт листы с напечатанными вопросами различных тестов.

1. Когда впервые отмечено усиление негативного антропогенного воздействия на растительный покров Урала? Почему?

а) в 1900–1917;
б) в 1930–1950;
в) в 1950–1960;
г) в 1960–1970.

2. С какого времени исчезновение любого вида растения с лица Земли люди начали рассматривать как катастрофическую?

3. Что такое “КРАСНАЯ КНИГА”?

4. Под защитой на Среднем Урале находятся: …

5. Радиола розовая – это …

6. Какие растения Среднего Урала составляют 1 категорию, 2 категорию, 3 категорию и 4 категорию исчезающих растений?

7. Какой царь уделял большое внимание садам и паркам России (больше Петербурга)?

а) Иван Грозный;
б) Пётр Первый;
в) Екатерина Вторая.

8. Сколько ботанических парков и садов функционирует в России в наши дни?

а) 50;
б) 70;
в) 80;
г) 100.

9. На основе чего был создан в 1714 году первый ботанический сад России?

10. Какие ботанические сады есть в Москве?

11. Когда был создан первый ботанический сад в Екатеринбурге? В связи с чем?

12. Основная задача, которая в наши дни стоит перед ботанической наукой Урала, – это …

 

 

1. Самостоятельно или в беседе с одноклассником связывает исторические этапы развития России с изменением растительного мира Урала.

 

2. … приближение к концепциям “Современного естествознания”.

 

4. Приводят пять примеров растений.

5. Систематическое положение и “достоинства” “золотого корня”.

6. Работают с учебником – с. 91.

7. Вспоминают историю.

 

 

8. Работа с учебником – стр. 95–97.

 

 

 

10. Работа с учебником – стр. 96–98.

11. Стр. 98–99.

12. Версии учащихся, работа с учебником – с. 99.

Проверка знаний. 1. Выслушивает ответы самых первых учащихся по плану тестов.
2. Ориентирует их на более высокую оценку, давая дополнительное задание.
3. Ориентирует некоторых учащихся на “помощь в принятии зачёта”.
4. Быстро просматривает письменные ответы.
5. Вручает дополнительную литературу особо заинтересовавшимся учащимся
1. Отвечают по вопросам тестов (или перед классом, или индивидуально учителю или его помощнику)
2. Договариваются с учителем о повышении рейтинга своих ответов в дальнейшем.
Подведение итогов. 1. Подводит кратко итоги о том, какие вопросы темы учащиеся освоили хорошо, какие – хуже.
2. Хвалит прилежных учащихся.
3. Напоминает, когда можно улучшить определившуюся оценку по теме.
Берут индивидуальные задания на дом, по карточкам или № 488–491 задачника.