Оптимальность на уроке – это достижение максимума в осуществлении целей и задач за очень малый промежуток времени при доброжелательных конструктивных отношениях между участниками учебного процесса. Руководящей основой моей работы является принцип Я.А. Коменского: “…нужно для себя исследовать и открывать метод, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха”.
Для вечерней школы актуальной становится проблема адаптации учащихся, пришедших из разных школ, разных классных коллективов. Часто учащиеся имеют низкий уровень обученности, у них отсутствуют навыки системного учебного труда, умение анализировать свою деятельность.
Использование на уроках экологии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого учащегося, учит самостоятельно и в совместной деятельности достигать конкретных целей, самим определять и повышать уровень освоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью. Модульное обучение – это личностно-ориентированное обучение, направленное на активную учебную деятельность учащихся. Учитель даёт точные указания к использованию источников информации и чётко объясняет (особенно на первых уроках) способы овладения этой информацией.
При применении модульной технологии можно превратить тестовые задания из инструмента контроля в инструмент обучения. Когда умело составленные тесты становятся средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений, они становятся методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся.
Использование личностно–ориентированных технологий (модульной, адаптирующей, развивающей и др.) даёт мне возможность повышать учебную мотивацию подростков. Ведь причиной снижения мотивации является конфликт в отношениях педагога и подростка. Подросток оперирует модальностями: “Могу выбрать”, “Хочу”. Педагог обычно оперирует модальностью “Должен”; он не требует аргументации, но снижает инициативу учащихся и перекладывает ответственность за результат на внешний источник. Модальность возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но обеспечивает внутреннюю мотивацию и ответственность учащихся за результат своей работы.
- Ученик может один работать на уроке, или в “паре”, или в “тройке”.
- Ответы (зачёт по теме) может быть письменными с одним-двумя последующими вопросами учителя или устным (основа – вопросы тестов).
- Если вдруг по привычке (ведь учащийся в вечернюю школу пришёл из общеобразовательной школы) ученик желает просто “рассказать параграф” или ответить на вопросы в конце параграфа – пожалуйста.
- Подросток может считать неправильный ответ правильным, но тогда он должен доказать свою правоту.
- При ответе на “3” ученик отвечает обязательно на первые семь вопросов (они составлены по тексту учебника) или на любые другие семь вопросов.
- Ученик может всегда повысить свой рейтинг, взяв дополнительное задание у учителя (карточка с вопросами или задание из учебника) или снова устно сдать зачёт на этом уроке или дополнительном уроке.
- Ученик может сдать зачёт не только учителю, но и своему товарищу по классу, который уже получил высокую оценку (и обычно бывает строже учителя).
“По страницам Красной книги Среднего Урала”
(растения)
Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детским вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала.
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Но, чувства прозрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.(Е. Баратынский)
Цель: создать условия для осмысления учащимися антропогенного воздействия на растительность Среднего Урала.
Задачи:
- приобретение учащимися общеучебных умений работы с учебником, работы с различными (по форме и содержанию) тестами;
- приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала о состоянии исчезающей флоры региона);
- приобретение учащимися интеллектуальных умений: анализ, сравнение, обобщение и др.
Оборудование:
- таблицы “Красная книга Среднего Урала”;
- гербарий редких растений Урала;
- тесты обязательные и дополнительные;
- учебник В.Н. Большаков, Г.И. Таршис, В.С. Безель “Региональная экология” (10 – 11). Изд. Е. “СОКРАТ”, 2000.
- “Сборник задач, упражнений и практических работ по общей экологии” И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, изд. “ДРОФА”, 2002.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуальность темы “Красная книга Среднего Урала” | 1. На доске – название темы. 2. Формулировка проблемы: “Почему учёные Урала пришли к выводу, что необходимы точные и жёсткие критерии для оценки угрозы гибели видов растений и животных?”. 3. Краткая нацеливающая беседа с учащимися с использованием таблиц и гербария. (10 мин.). 4. Даёт алгоритм дальнейшей работы на уроке, указывая на элементы выбора. 5. Не настраивает учащихся на неудовлетворительную оценку, а показывает, что впереди – интересная творческая работа. |
1. Высказывают свои гипотезы, суждения,
примеры. 2. Выбирают форму дальнейшей работы на уроке (по одному, в паре и т. д., письменно или устно). 3. Знакомится с рейтингом оценивания предстоящей работы: – если учащийся рассказывает материал темы, заглядывая только в вопросы тестов (как в план ответа) и отвечает на 1–2 дополнительных вопроса – “5”; – если учащийся иногда заглядывает в свою тетрадь с ответами – “4”; – если учащийся просто показывает письменные ответы и с трудом беседует с учителем – “3”. |
Изучение нового материала. | Раздаёт листы с напечатанными
вопросами различных тестов. 1. Когда впервые отмечено усиление негативного антропогенного воздействия на растительный покров Урала? Почему?
2. С какого времени исчезновение любого вида растения с лица Земли люди начали рассматривать как катастрофическую? 3. Что такое “КРАСНАЯ КНИГА”? 4. Под защитой на Среднем Урале находятся: … 5. Радиола розовая – это … 6. Какие растения Среднего Урала составляют 1 категорию, 2 категорию, 3 категорию и 4 категорию исчезающих растений? 7. Какой царь уделял большое внимание садам и паркам России (больше Петербурга)?
8. Сколько ботанических парков и садов функционирует в России в наши дни?
9. На основе чего был создан в 1714 году первый ботанический сад России? 10. Какие ботанические сады есть в Москве? 11. Когда был создан первый ботанический сад в Екатеринбурге? В связи с чем? 12. Основная задача, которая в наши дни стоит перед ботанической наукой Урала, – это … |
1. Самостоятельно или в беседе с одноклассником связывает исторические этапы развития России с изменением растительного мира Урала.
2. … приближение к концепциям “Современного естествознания”.
4. Приводят пять примеров растений. 5. Систематическое положение и “достоинства” “золотого корня”. 6. Работают с учебником – с. 91. 7. Вспоминают историю.
8. Работа с учебником – стр. 95–97.
10. Работа с учебником – стр. 96–98. 11. Стр. 98–99. 12. Версии учащихся, работа с учебником – с. 99. |
Проверка знаний. | 1. Выслушивает ответы самых первых
учащихся по плану тестов. 2. Ориентирует их на более высокую оценку, давая дополнительное задание. 3. Ориентирует некоторых учащихся на “помощь в принятии зачёта”. 4. Быстро просматривает письменные ответы. 5. Вручает дополнительную литературу особо заинтересовавшимся учащимся |
1. Отвечают по вопросам тестов (или перед
классом, или индивидуально учителю или его
помощнику) 2. Договариваются с учителем о повышении рейтинга своих ответов в дальнейшем. |
Подведение итогов. | 1. Подводит кратко итоги о том, какие
вопросы темы учащиеся освоили хорошо, какие –
хуже. 2. Хвалит прилежных учащихся. 3. Напоминает, когда можно улучшить определившуюся оценку по теме. |
Берут индивидуальные задания на дом, по карточкам или № 488–491 задачника. |