Внеклассные мероприятия по математике. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Математический турнир
5-й класс

Вед. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы немного поразвлечься и побольше узнать интересного и занимательного о такой серьёзной, а для некоторых и очень скучной науки – математике.

Для начала разомнёмся! Готовы?

Игра “Математическое ли это слово?” (если “да”, то хлопаем в ладоши, если “нет”, топаем ногами): треугольник, ишак, уравнение, дециметр, катет, периметр, перманент, биссектриса, формуляр, угол, интрига, цифра, апофема, резус.

Звучат фанфары, входят глашатаи (учащиеся 7-8 классов).

Гл.1. – Внимание! Внимание!

Гл.2. – Слушайте и не говорите, что вы не слышали!

Гл.1. – Царица математики повелевает найти самых талантливых, умных и внимательных, а также находчивых и не лишённых чувства юмора.

Гл.2 – И объявляет математический турнир!

Гл.1. – Победителя ждёт всеобщее признание, царское звание “лучший математик” и пожизненное обеспечение всеми математическими богатствами!

Гл.2. – Если же кто-то попытается помешать в выборе самых, самых или осмелится скрыть свой талант, тот будет жестоко наказан! В муках творчества и решении головоломок проведет все оставшиеся дни свои!

Гл.1. – Такова воля царицы математики!

Вед. – Для выявления лучшего математика нам потребуется жюри. Позвольте представить вам верных спутников математики: “логика”, “смекалка”, “эрудиция”, а также нам необходимы “стражи порядка”.

(Жюри и “стражи порядка” занимают свои места)

Вед. – Итак, объявляется отборочный тур! После того как прозвучит вопрос, вы поднимаете руку. “Стражи порядка” будут внимательно следить и тот, кто первым поднимет руку и верно ответит на вопрос, становится участником I тура.

Вопросы:

  1. В корзине 15 слив. Хозяйка положила в компот треть слив. Сколько слив в компоте? (5).
  2. Горело 5 свечей, две потушили. Сколько свечей осталось? (2).
  3. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 рублей.)
  4. Сколько нулей будет в конце произведения чисел последовательно от 1 до 10? (2).
  5. Семь человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий? (42).
  6. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Второе слагаемое равно 0).
  7. Летела стая из 25 гусей. Одного гуся убили. Сколько гусей осталось? (1).
  8. Когда мы смотрим на 2, а говорим 10? (На часах минутная стрелка на 2, а говорят 10 минут).
  9. Яйцо всмятку варится 2 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (2 минуты).
  10. Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 2 десятка? (40 десятков).

Дополнительные вопросы:

  1. Какое число в Святом писании означает “антихрист”? (666).
  2. Ученик первого класса живёт на 10-м этаже, но доезжает до 7-го, а потом идёт пешком. Почему? (Мал ростом).
  3. Два отца и два сына пошли гулять и купили три апельсина. Поделили так, что каждому досталось по апельсину. Как это могло случиться?

I тур

Вед. – Ребята, которые прошли отборочный тур, занимают места участников следующего тура. Приготовьтесь, сейчас вам понадобится сообразительность и знание исторических фактов. Перед вами таблички с номерами ответов, после сигнала вы поднимаете тот номер таблички, под которым был верный ответ. Итак, внимание на сцену!

Сценка 1. (звучит музыка “Сиртаки”) [1].

Два ученика и древнегреческий учёный.

1-й ученик: Кто это?

2-й ученик: Великий учёный, который умер 2000 лет назад.

Учёный: Ошибаетесь, я не умер. Вы, наверное, имели в виду тот печальный случай, когда презренный римский воин пронзил меня копьём, Он тоже думал, что я умер. К сожалению, он только помешал мне решить одну задачу, которую я вычертил тогда на песке. Я предупредил его: “ Не трогай моих фигур”. Но он был глух к науке. Знаете ли вы имя этого мерзкого воина?

1-й ученик: Понятия не имею.

2-й ученик: Зато законы ваши хорошо знают люди, я знаю один, который назван вашим именем.

Учёный: Рад слышать.

Вед. – Этот учёный научился называть огромные числа, только вот обозначать их не умел, не хватало самой малости … нуля, их догадались писать приблизительно на 500 лет позже. Совсем в другом месте, предположительно в Индии.

1 вопрос: О каком учёном- математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов идёт речь?

Варианты ответа: 1. Гаусс, 2. Архимед, 3. Ломоносов, 4. Пифагор.

Учащиеся поднимают таблички с номером, и за верный ответ получают 1 балл (в виде счётной палочки или какой либо геометрической фигуры)

Вед. – “Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцырей раков,
Так нет в математике действий без знаков”.

2 вопрос. Знаки действий “+”, “-”, “х”, появились в XV веке. В каком веке появился знак деления?

Варианты ответа: 1.XVI; 2. XVII; 3.XVIII; 4.XV.

3 вопрос. Кому принадлежат слова: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.

Варианты ответа: 1.К. Гаусс, 2. Фалес, 3.М. В. Ломоносов, 4. Пифагор.

Сценка 2. “ В школе” [1].

(Скамья, доска, ведро с розгами и разновозрастные ученики).

Ученики: Здравствуйте, господин учитель!

Учитель: Здравствуйте, прочтем молитву и начнем занятия. Сегодня я расскажу старшим ученикам о решении задач с помощью уравнений. В это время младшие ученики должны выполнить 99 сложений – найти сумму всех целых чисел от 1 до 100:

1+2+3+4+5+…+98+99+100.

Приступайте. Задача. Два лица имеют равные… Что такое?

Ученик: Готово, господин учитель.

Учитель: Что такое?

Ученик: Я вычислил сумму, господин учитель:5050.

Учитель: Ты, хвастунишка, не мог, за такое короткое время выполнить 99 сложений! Откуда ты узнал ответ? (Берётся за розгу).

Ученик: Я всё объясню, господин учитель. Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100, будет 101; 2 и 99 – тоже 101, 3 и 98 – тоже 101 и т. д. Таких сумм 50. Следовательно, 101 х 50 = 5050.

4 вопрос.

Вед. – Математические вычисления заменяли этому ребёнку обычные детские игры. Он делил 1 на все подряд простые числа и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться. Как звали это юное дарование? Впоследствии его назвали “королём математики”. Выберите правильный вариант ответа:

1. К. Гаусс. 2. Ф. Виет. 3. М. В. Ломоносов. 4. Б. Паскаль.

Ответ: Немецкий учёный Карл Фридрих Гаусс рано проявил свои математические способности. В 19 лет он решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой учёные бились 2000 лет. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астрономию.

5 вопрос. Знаете ли вы, автора первого учебника математики?

Варианты ответа: 1. Евклид. 2. Виленкин. 3. Магницкий.

II тур. После первого тура 2 участника (с меньшим количеством баллов выбывают).

Каждый участник получает набор задач, в это время проводятся игры с болельщиками.

1) Какое число здесь лишнее?

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19. (1б)

2) Переложите 3 спички так, чтобы

получилось 3 равных квадрата. (2б)

3) Вычислите: 2+2·2-4:2+1 (1б)

4) Восстановите стертые цифры:

5_683 < 506_1 (1б)

5) Брат старше своей сестры во столько раз, сколько ему лет. Сколько лет сестре? (2б)

6) Червяк ползёт по столбу, начав путь от его основания. Каждый день он проползает вверх на 5 см, а за каждую ночь сползает на 4 см вниз. Когда он достигнет верхушки столба, если его высота 75 см?

(2б)

7) Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона, заполненная на половину? (1б)

Игры и фокусы:

  1. Ребята, как вы думаете, можно ли в этой маленькой бумажке сделать такое отверстие, чтобы через него можно было пролезть взрослому человеку?
  2. Желающие 2-3 человека пытаются выполнить задание, в это время второй ученик задаёт вопрос.

  3. Возьмем полоску, которая имеет 2 надреза, за концы и быстро дёрним. Как вы думаете, на сколько частей разорвётся полоска?
  4. Учащиеся дают ответы,. Затем ведущие объясняют и показывают как надо разрезать бумагу.

  5. Два стакана стоят недалеко друг от друга. Накрываем их листком бумаги. Теперь на эту бумагу надо поставить сверху стакан. Можно ли сделать так, чтобы стакан удержался сверху?
  6. Желающие пробуют.

    Ответ: Лист сделать гофрированным.

  7. “Кубики” (фокус).

Шесть кубиков, на которых написаны цифры от 1 до 6, так, чтобы на противоположных сторонах сумма цифр была равна 7. Ведущий отворачивается, а любой ученик из зала выкладывает кубики один на другой. Затем ведущий “угадывает” сумму цифр, спрятанных между кубиками.

Далее жюри подводит итоги, а ведущие знакомят учащихся с приёмами быстрого счёта.

Награждение участников и провозглашение “Лучшего математика”.