Уроки духовной жизни по Ш.А. Амонашвили "Сердцеведение"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Облагораживание души и сердца Ребёнка.
  • Развитие и становление познавательных сил Ребёнка.
  • Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расширенного и углубленного объёма знаний и умений с определёнными характеристиками.

Содержание.

  1. ЧТО ЕСТЬ СЕРДЦЕ.
  2. КАК ОБЛАГОРОДИТЬ СЕРДЦЕ.
  3. ЗАГЛЯНИ В СВОЁ СЕРДЦЕ.

Оборудование: пословицы, поговорки, индивидуальные листы с дифференцированными заданиями, аудиозапись рассказа В. Емельяновой “Мамины руки”, предметные картинки.

Ход урока

Учитель. Ребята, закройте глаза и послушайте меня. Сегодня у вас будет необычный урок. Я впервые провожу его. Я долго готовилась к нему, сильно волнуюсь. Мне трудно будет провести его без вашей помощи. Помогите мне, скажите себе сами в сердце: “Учитель, мы поможем тебе!”

Откройте глаза. Садитесь. Урок называется – СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ. И говорить на нём мы будем о сердцах, о наших сердцах.

В древние времена мудрых людей называли МУДРЕЦАМИ, а их мысли записывали на бумаге и называли МУДРОСТЬЮ.

На доске напечатана великая мудрость, но некоторые слова в ней исчезли.

“ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОБРОГО СОКРОВИЩА СЕРДЦА СВОЕГО ВЫНОСИТ …, А ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА СЕРДЦА СВОЕГО ВЫНОСИТ …”.

Помогите “мои мудрецы” (читающие дети) прочитать нам эту мудрость, а мы попробуем догадаться, какие слова исчезли.

(Дети шепчут учителю на ухо свои догадки.)

А теперь прочитаем вместе великую мудрость. (Учитель читает напечатанные слова на доске, а дети произносят отгадки: 1 - доброе, 2 - злое.)

А как вы догадались?

(Высказывания детей.)

Вывод учителя.

А ещё у меня для вас есть поговорки. Но в каждой из них потеряно слово. Мы найдём их и прочитаем поговорки. А найти слова помогут следующие задания:

1 ряд. На полосках все буквы алфавита и среди них – слово. Найдите его. (СЕРДЦЕ)

2 ряд. На полосках бумаги те же буквы. Мальчикам – зачеркнуть все согласные, а девочкам – все гласные.

3 ряд. Игра “Эстафета”. (Дети называют первый звук предмета, изображённого на предметной картинке, а водящий находит эту букву и ставит на магнитную доску.) Получилось слово – СЕРДЦЕ.

Давайте вместе произнесём получившиеся слова.

Дети. СЕРДЦЕ.

Учитель. Значит, потерялось слово – СЕРДЦЕ. Давайте дружно прочитаем поговорки и объясним их:

  • НЕ МУДРЁН ПРИВЕТ, А СЕРДЦЕ ПОКОРЯЕТ.
  • ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ.
  • ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ.

Учитель закрывает поговорки.

Учитель. Дети повторите понравившиеся поговорки.

Вывод учителя. Дети, давайте нарисуем своё сердце. (Несколько учеников рисуют на классной доске, а остальные – на индивидуальных листах.)

Учитель. Можно мне тоже нарисовать своё сердце? (Рисует на доске большое улыбающееся сердце). Посмотрите, какая красота на нашей доске. Я вижу и чувствую так много доброты, любви, взаимопонимания. А как вы думаете, ребята, что могло бы произойти, если бы в нашем городе люди забыли о сердце?

Ответы детей.

Вывод учителя.

Учитель. Я предлагаю вам поиграть. Игра “Будь внимателен”. На доске 2 сердца: найдите 5 отличий.

А какое сердце вам больше нравится? Вы хотели бы иметь такое же сердце?

Ответы детей.

Вывод учителя: в здоровом сердце – здоровый дух и здоровое сердце.

Физкультминутка.

Утром дети просыпались
И водичкой умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям: “Физкультпривет!”

Учитель. А сейчас мы проведём интересную работу. Мы составим первый в мире словарь из словосочетаний, где звучит слово – сердце. И помогут нам в этом дети, получившие домашнее задания. Они расскажут нам стихи, а мы выберем нужные словосочетания.

Пусть каждое словечко
Несёт мою любовь,
Согреется сердечко
От этих добрых слов.

Звучит аудиозапись рассказа В. Емельяновой “Мамины руки”.

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Люблю её за всё я:
За сердце золотое,
За ласку и любовь!

Дети кладут в “сердечный” словарь бумажные полоски с предполагаемыми словосочетаниями, произнося их вслух. (В словаре: “доброе сердце”, “золотое сердце”, “сердце - вещун”, “благородное сердце”, “каменное сердце”, “холодное сердце”, “мягкое сердце”, “отходчивое сердце”, “горячее сердце”, “тёплое сердце” и др.)

Вывод учителя. Это только малая часть нашего словарика, но я надеюсь, что мы продолжим эту работу, и мир получит прекрасный “сердечный” словарь.

Ребята, но ведь все люди разные и сердца у них тоже разные: есть и злые, и добрые, и жестокие, и благородные. И чтобы сердца в нашей груди бились так, чтобы от каждого биения исходила только теплота, нужно научиться облагораживать своё сердце, т.е. зажечь его. А что может зажечь наше сердце?

Ответы детей. Любовь. Доброта. Взаимопонимание. Честность. Хорошие поступки. Прощение.

Вывод учителя. Самым главным чувством сердца является любовь. Без любви сердце тухнет, гаснет, а любовь порождает улыбку. Улыбнитесь мне и друг другу от всего сердца.

Давайте послушаем наши сердца, заглянем в них. Сердце – главный орган, оно постоянно работает, даже когда мы спим, оно работает. И ему будет легче работать, если в нём не будет недостатков. Посмотрите на доску: вокруг большого сердца полоски со словами. Давайте прочитаем, что на них написано, и оставим в наших сердцах только те, которые сделают их благороднее. (Дети читают слова в цветных полосках и оставляют только хорошие качества, а плохие убирают с доски.)

НЕНАВИСТЬ ЛЮБОВЬ РАДОСТЬ ДОБРО ЗАВИСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ ТЕПЛОТА ЗЛОБА

Учитель. От недостатков: от зла, грубости и других - мы навсегда избавимся: свернём эти полоски и сожжём их. (Дети сворачивают полоски и кладут на поднос, учитель их сжигает.)

Вывод учителя. Чувствуете, какой неприятный запах исходит от горения наших полосок с недостатками. Это – грязь, от которой мы избавились навсегда.

Итог урока. Встаньте, дети. Закройте глаза. Мы сегодня очистили сердца от недостатков. Они стали у нас более совершенными. Скажите себе: “Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду посылать улыбки всем, буду любить всех и творить дела от сердца”.

Пошлите мысленно свою любовь и улыбки от сердца своим родным и знакомым.

Откройте глаза.

Мои дорогие ученики! Спасибо вам, что помогли мне провести этот урок. На нём я была вашей ученицей, как и вы были моими учениками. Вы многому научили меня. И мне хочется, чтобы вы обязательно рассказали близким о нашем первом уроке жизни. На ваших лицах я вижу улыбки, кто-нибудь спросит: “Почему ты так светишься?”. Ответьте: “Я облагородил своё сердце”.