Урок немецкого языка по теме: "Музыка" с использованием страноведческого материала

Разделы: Иностранные языки


Форма урока: “Круглый стол”.

Цель урока: учить применять ранее полученные знания в области музыки на уроках иностранного языка с использованием страноведческого материала.

Задачи.

Учебно-коммуникативные:

  1. Закрепление лексического материала по теме “ Музыка”.
  2. Развитие навыков монологической речи (уметь рассказывать об известных немецкоязычных композиторах, их произведениях).
  3. Развитие навыков аудирования.
  4. Обобщение всего пройденного материала.
  5. Контроль проектов по теме.

Воспитательные, образовательные и развивающие:

  1. Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Знакомство с композиторами стран изучаемого языка и некоторыми их произведениями.
  4. Привлечение внимания учащихся к значимости и роли музыки в нашей жизни.
  5. Учить выражать свое мнение или оценку.

Оборудование:

  1. Название темы урока (на доске).
  2. Высказывание Р. Вагнера о музыке.
  3. Карточки для работы в группах.
  4. Картинки с изображением музыкальных инструментов.
  5. Портреты немецкоязычных композиторов: Бетховена, Моцарта, Брамса, Шуберта, Баха.
  6. Кассета с записью фрагментов музыкальных произведений данных композиторов.
  7. Проекты учащихся с сообщениями о великих немецких и австрийских композиторах.
  8. Тестовое задание по теме “Музыка”.
  9. Песочные часы.

Ход урока:

1. Звучит музыка И. Штрауса.

Учитель: Musik… Musik bewegt die Menschen.Der beruhmte deutsche Komponist Richard Wagner hat so uber die Musik gesagt.

(Зачитать высказывание Вагнера с плаката).

“Die Musik spricht nicht die Leidenschaft, die Liebe,die Sehnsucht dieses oder jenes Individiums in dieser oder jener Lage aus aus,sondern die Leidenschaft,die Liebe,die Sehnsucht selbst.”

(Перевод высказывания на русский язык).

Учитель:

Heute wiederholen wir alles,was wir schon uber die Musik gesprochen haben. Wir wiederholen Worter und Wendungen,wir sprechen uber die beruhmten deutschen und osterreichischen Komponisten und horen einige Musikstucke dieser Komponisten und vieles andere.

Wir arbeiten in Gruppen. Also,beginnen wir unsere Arbeit um “den Rundtisch”.

(Работа в группах. Разминка.)

Учитель: Zuerst beginnen wir mit der Wiederholung der Worter nach unserem Thema.Jede Gruppe bekommt eine Karte. Die Aufgabe ist so: Bildet ein Diagramm zum Wort “Konzert” und zum Wort “Musik”.

(См. рисунок 1).

(За 1 минуту учащиеся составляют диаграмму. Затем 1 учащийся из каждой группы зачитывает всё, что они написали.

2. Учитель:

Die 2. Aufgabe : Jede Gruppe bekommt noch eine Karte mit den Wortern zum Thema. Hier sind 4 Reihen der Worter. Ein Wort in jeder Reihe passt nicht. Warum?

(За 1 минуту учащиеся должны найти в каждом ряду несоответствующее слово, объяснить, почему оно не соответствует.)

Z. B. Dieses Wort ist ein Blasinstrument, alle anderen sind… .

(См. образец карточки.)

3. Die 3. Karte mit der Aufgabe: Erganzt das Verb in richtiger Form. Was machen die Leute? (Каждая группа проверяет работу другой группы , говорят: Das ist richtig. Stimmt.) Учащиеся называют музыкальные направления.

На доске: плакаты с изображением музыкальных инструментов для обеих групп.

Учитель: Nennt bitte diese Musikinstrumente, sagt, welche Instrumente gehoren zu welcher Musikart?

(Учащиеся называют музыкальные инструменты и к какому виду они относятся.)

4. На доске записаны для каждой группы имена композиторов. 1ученик из каждой группы выходит к доске и пишет, из какой страны каждый композитор.

Устная речь. Аудирование.

Учитель:

Wir kennen schon einige Namen der deutschen und osterreichischen Komponisten.

Jetzt arbeiten wir so: hort bitte einige Fragmente der Musikstucke, ratet, wer hat was komponiert?. Erzahlt ganz kurz uber diese Komponisten.

1. У. Прослушивают фрагмент из произведения Брамса “Венгерские танцы”.

Каждая группа обсуждает и составляет рассказ о композиторе, не называя его, за 1 минуту. Затем один ученик из каждой группы по очереди рассказывает о композиторе. Вторая группа отгадывает имя композитора.

Дальше прослушивают следующие фрагменты из музыкальных произведений в следующей последовательности:

  1. Бетховен “ Лунная соната”.
  2. Моцарт “ Маленькая ночная серенада”.
  3. Шуберт “ Лесной царь”.

(У. Рассказывают о Шуберте ).

Учитель:

Franz Schubert hat viele Werke von Goethe vertont, z.B. “Erlkonig”.

Jetzt lessen wir diese Ballade von Goethe und die Ubersetzung dieses Werkes von Shukowski.Dann horen wir die Musik zu diesem Werk.

Учащиеся:

  1. Читают балладу Гёте “Лесной царь” по ролям по-немецки и по-русски.
  2. Прослушивают музыку к этому произведению (песню).
  3. Выражают своё мнение об этом произведении.

Учитель: Viele Jungen und Madchen interessieren sich fur Musik.

Wollen wir uber das gegenseitige Musikleben in Deutschland horen.

Ученик 1 рассказывает о современной музыкальной жизни в Германии.

Учитель: Auch unsere Jugendlichen horen gern Musik vom Kassetenrekorder, mit den CD-Player, in der Disco, zu Hause, auf einer Party und so weiter.

Viele haben Musik als Hobby.

Beantwortet die Fragen :

  1. Hort ihr auch Musik gern?
  2. Wo hort ihr Musik?
  3. Welche Musikrichtung gefallt euch besonders gern?

(Учащиеся отвечают на вопросы).

Ученик 2 рассказывает о своей любимой музыкальной группе

“Rammstein”, о своём хобби- играть на гитаре, затем он исполняет песню на немецком языке из репертуара группы .

Выполнение тестового задания по пройденному материалу по теме “Музыка”.

Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Рисунок 1.

1. Образец карточки: Musikinstrumente – Vorsicht! In jeder Reihe ist ein Fehler!

Flote, Posaune, Orgel, Trompete, Saxofon sind Blasinstrumente.

Geige, Gitarre, Harfe, Triangel und Kontrabass sind Saiten-bzw.Streichinstrumente.

Klavier, Cembalo, Cello, Akkordeon sind Tasteninstrumente.

Trommel, Pauke, Tuba, Schlagzeug sind Schlaginstrumente.

2. Was machen die Leute?-Bitte erganzen Sie das Verb!

Der Komponist komponiert.
Der Dirigent…
Die Musiker…
Die Geiger…
Die Sangerin…
Die Zuschauer…
Der Fotograf…

Литература :

1.Журналы “ Иностранные языки в школе” 2001 г. 1 , стр.41. 2003 г. 5, стр.115.

2.Методическая мозаика 2003 г. 5, стр.15.

3.Книга “Искусство: Кино. Театр. Музыка.”

4.Учебник “Немецкий язык. Контакты.” для 10-11 классов под редакцией Г.И. Ворониной, И. В. Карелиной.