Цели и задачи:
1. Активизация работы полушарий.
2. Развитие познавательных процессов.
3. Формирование эмоционально-волевых регуляций.
4. Совершенствование пространственных отношений.
5. Обогащение словарного запаса.
6. Автоматизация звукопроизношения.
7. Развитие лексико-грамматических категорий.
8. Совершенствование связной речи.
I. Организационный момент
Учитель: Ребята! Я хочу начать урок с неприятной новости. Вы помните, на предыдущем уроке мы писали письмо Деду Морозу?
Дети: Да! Писали!
Учитель: Когда я несла его на почту, чтобы отправить, вдруг поднялся сильный северный ветер и выхватил письмо у меня из рук. Конверт раскрылся и строки нашего письма разлетелись по всему зимнему лесу. Как же теперь быть?
Дети: Надо постараться отыскать и собрать строки письма.
II. Активизация работы полушарий. Формирование эмоционально-волевой регуляции.
Выход Лисы /музыкальное сопровождение/
Просто так не соберёте,
По следам моим пойдёте.
1, 2, 3, 4, 5 — надо в круг нам ровный встать.
По внимательней смотрите,
Всё за мною повторите.
Дети встают в круг на следы лисы и выполняют под музыку перекрёстные движения руками и ногами.
Все внимательными были
И награду заслужили.
Вот строка вам из письма,
Я в снегу её нашла!
Лиса отдаёт детям строку из письма: Это весёлый зимний праздник!
Строка их письма помещается на страницу.
Учитель: Ребята! А вы знаете, почему лису называют ЛИСА? Да ещё в сказках — Патрикеевна?
Лиса образована от лис. До сих пор кое-где у нас бытуют выражения лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть.
А откуда странное отчество “Патрикеевна”? Патрикей — имя старинное, происходит от латинского Патриций, т.е. аристократ. Но в старину ц на Руси произносилось как к. Вот и получилось — Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная “наследница” хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.
3. Автоматизация звукопроизношения
Вылетает Сорока-белобока /музыкальное сопровождение/
Я непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая Болтливая,
Кто я? — Сорока-белобока
Всех я вас переболтаю
С каждым в мячик поиграю.
Сорока кидает детям мячик и проговаривает скороговорку, дети возвращают ей мяч и проговаривают другую скороговорку.
Вы чётко, внятно говорили,
И награду заслужили.
Вот строка вам из письма,
Я в снегу её нашла!
Сорока отдаёт детям строку из письма: Здравствуй Дедушка Мороз!
Строка их письма помещается на страницу.
4. Работа в группах. Составление слов из слогов. Обогащение словарного запаса. Развитие лексико-грамматических категорий.
Учитель: музыкальное сопровождение
В зимний лес мы все попали
Зверей и птиц здесь повстречали.
А это что же за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Ель.
На партах лежат ели. На елях, вместо игрушек расположены слоги, из которых надо составить слова.
<Рисунок 1>
Получились слова: мороз, декабрь, иней, снегопад, январь, пурга, гололёд, февраль, метель.
Учитель: Все слова характеризуют какое время года?
Дети: Время года — зима
Учитель: Назовите зимние месяцы?
<Рисунок 2>
На ель расставляются карточки с названиями месяцев.
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре!
Январь
Открываем календарь
Начинается январь!
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьётся по земле
Лёгкая позёмка!
Учитель: Внимательно прочтите ещё раз составленные вами слова. Значение, каких слов вам не понятно?
Иней — мёрзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы и замерзает на них пушком. Это случается после сильных морозов.
Пурга — буран, метель, вьюга, снежный вихрь; иногда снег с дождём, при ветре.
Метель — ветер, вихорь со снегом, сильный ветер, вьюга, буран.
Ребята, вам не показались объяснения слов пурга и метель одинаковыми?
Дети: Да! Объяснения слов похожи.
Учитель: Это слова синонимы, близкие по смыслу.
Правильно слова сложили
И награду заслужили.
Вот строка вам из письма.
Под ёлкой я её нашла!
Строка их письма: “Приближается Новый Год”, помещается на страницу.
5. Физминутка “Танец снежинок”
6. Совершенствование пространственных отношений, развитие мелкой моторики, развитие внимания, воображения, памяти, восприятия.
Работа на панно “Зимняя сказка”
<Рисунок> 3
В сказку вновь попали мы.
Но сугробы не видны!?
Где же ёлка? Где звезда?
В небе не горит она.
Месяц нам не светит ясный,
Невесёлый снеговик.
Что же делать? Как нам быть?Контур ёлочки найдите,
Деталь сверху наложите,
Аккуратно пристегните,
Порядок в сказке наведите!
Детали: месяц, ель, снежинки, сугробы, звезду, снеговика совместить с контуром предметов на панно. Затем каждую деталь пристегнуть, пришнуровать, пришпилить, прикнопить.
Учитель: Где находится Ель?
Дети: Ель находится в нижнем левом углу.
Учитель: Где находится звезда?
Дети: Звезда находится над снеговиком.
Учитель: Где находятся месяц, снежинки, сугробы, снеговик, метла?
7. Релаксационное упражнение — музыкальное сопровождение
Дети лежат на матрацах (в воображаемых сугробах)
Учитель:
Снимите обувь, лягте удобно. Расположите руки вдоль тела ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что мы отправляемся в сказочное путешествие по зимнему лесу. Хорошо в лесу. Тепло. Тихо падают снежинки, и если поднять лицо вверх они щекочут нос. Мы идём, и под ногами приятно хрустит свежевыпавший снег. /Поднимаем колени, не отрывая пяток от земли/. Потрогайте снег рукавичкой. /Поднимают перед собой руку, представляя снег на рукавице/. Как много снежинок! Все они такие разные, большие и маленькие. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте их с рукавицы./Сдувают снежинки/
Закружились снежинки в снежном хороводе. Идём дальше, вокруг много сугробов, деревья все в снегу. Посмотрите направо, на ветке сосны сидит снегирь. /Поворот головы направо/. Он красивый, красногрудый, черноглазый. А теперь посмотрите налево, под ёлкой сидит заяц. /Поворот головы налево/. Он белый, пушистый, длинноухий. Подул тёплый, приятный ветер. Зашумел лес. Закачались деревья. Поднимите руки, деревья качаются влево, вправо, вперёд, назад (2 раза). /Изображаем качание веток деревьев/. Вот уже и темнеет. Вспорхнул и полетел снегирь. Убежал и заяц из-под ёлки. Пора и нам возвращаться домой. Не торопясь, выходим из леса. Медленно открываем глаза. Потянитесь, почувствуйте, каким лёгким стало ваше тело. Спокойно, без резких движений поднимитесь и займите свои места в классе.
8. Совершенствование связной речи. Восстановление деформированного текста.
Входит Снегурочка:
Здравствуйте ребята! Я — Снегурочка, вы меня узнали? Жители зимней сказки рассказали мне, что северный ветер разбросал строки вашего письма к Деду Морозу по всему лесу. Вам удалось их собрать?
Дети: Да, удалось!
Снегурочка: Прочтите, пожалуйста, всё письмо.
Дети читают, но строки перепутаны.
Учитель: Ребята! Последовательность мысли и последовательность строк в нашем письме нарушена. Нам срочно надо восстановить текст.
Здравствуй Дедушка Мороз!
Приближается Новый Год.
Это весёлый праздник!
Мы приглашаем тебя на новогоднюю ёлку.
Дети: Не хватает последней строки.
Снегурочка:
Я по лесу долго шла,
Строчку из письма нашла.
О зиме стихи прочтите
И строку вы получите.
Дети читают стихи о зиме.
Снегурочка возвращает строку из письма: До скорой встречи!
Учитель: Прочтите готовое письмо.
<Рисунок 4>
Ребёнок:
Вот письмо у нас готово
Строки мы собрали снова.
Ты Снегурочка шагай,
Письмо Дедушке отдай.
В гости будем его ждать,
И подарков ожидать!
Снегурочка забирает письмо и уходит.
9. Итог
Учитель:
Наш урок подошёл к концу. Вы замечательно работали. Справились со всеми заданиями. Собрали все строки письма. И теперь Дед Мороз непременно его получит и придёт к вам на новогоднюю ёлку.