Вступительная статья
В начальной школе программой по математике предусмотрено обязательное изучение единиц измерения длины, массы, емкости и т.д. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не просто знакомство с общепринятыми эталонами длины, массы, емкости, а умение пользоваться этими понятиями в повседневной жизни. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Уроки, связанные с этими темами, хорошо совмещать с другими предметами, т.е. сделать их интегрированными (математика + природоведение). Можно широко использовать элементы экологического воспитания, будь-то знакомство с единицами измерения длины, массы или емкости.
Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и созданием проблемных ситуаций. В результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни.
При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных, и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все выше изложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной урока на тему “Литр” для знакомства учащихся 1 классов с единицей измерения емкости сосудов – 1л.
ТЕМА УРОКА: ЛИТР
Цель: cформировать представление о литре, как единице измерения емкости сосудов (объема жидкости).
Задачи:
- Сформировать представление о литре, как единице измерения емкости сосудов. Закрепить сложение и вычитание в пределах 10.
- Развивать логическое мышление. Обогащать словарь ребенка: жидкость, литр, единица измерения.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать чувство коллективизма. Элементы экологического воспитания.
Оборудование: таблица со съемными цветными полосами, сосуд 1л., ведро воды не менее 6 литров, банки: 3л, 2л, 1л, плакат с изображением “Капитошки”, “письмо от зверей”, изображение ведра, шапочки с капелькой.
ТСО: магнитофон
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня будет не обычный урок, а путешествие. А мы будем не девочки и мальчики, а “капельки”. У каждой “капельки” будет имя. Я самая большая “капля” меня зовут “Елена Сергеевна”.
Я надену на голову шапочку с изображением капли, чтобы вам было хорошо видно.
Вы тоже наденьте, и мы поспешим отправиться в путешествие.
Учитель: Интересно получается, мы стали “капельками”, а зачем? Что за путешествие нас ждет впереди? Тему нашего путешествия вы узнаете, отгадав мои загадки:
Если руки ваши в ваксе, если на нос сели
кляксы,
Кто тогда нам первый друг снимет грязь с лица и
рук!
Дети: Вода.
Учитель:
Без чего не может мама ни готовить, не
стирать,
Без чего мы скажем прямо,человеку умирать?
Дети: Вода.
Учитель:
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли
колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли. Жить нельзя нам без воды…
Дети: Воды (хором)
Учитель: Правильно! Значит тема нашего путешествия связана с водой и с другими жидкостями. Какие жидкости вы еще знаете?
Дети: Лимонад, молоко…
Учитель: А какую посуду вы знаете для хранения жидкости?
Дети: Банка, бидон, чайник…
Учитель: Сегодня мы узнаем, чем измеряется жидкость и познакомимся с новой единицей измерения жидкости - литр (показывает сосуд 1л).
2. Тестирование
Учитель: А поможет нам в этом герой мультфильма, имя которого можно узнать, ответив на вопросы теста:
Учитель: Перед вами, ребята, таблица, спрятана за девять разноцветных полос. Имя нашего героя тоже состоит из 9 букв. Я вам задам 9 вопросов. В каждой строчке только один правильный ответ, на обратной стороне этой карточки написана буква. И если мы ответили на все вопросы, у нас получится сверху вниз имя нашего героя.
Давайте попробуем!
Вопросы:
1. Саше осталось прочитать 7 страниц и еще 2. Сколько страниц осталось прочитать Саше? 9 5 4
2. Таня нарисовала 5 треугольников и 2 круга. Сколько всего фигур нарисовала Таня? 7 3 4
3. В кроссе участвовали 7 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков участвовало в кроссе? 5 9 12
4. В классе 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше. Сколько девочек в классе? 8 7 6
5. Вася нашел 10 грибов. Два гриба оказались червивыми. Сколько хороших грибов нашел Вася? 12 7 8
6. Девочка съела апельсинов столько же сколько и бананов. Сколько апельсинов съела девочка, если всего она съела 6 фруктов? 2 4 3
7. На сколько единиц надо уменьшить число 9, чтобы получилось 3? На 5 на 4 на 6
8. 4 года назад Маше было 6 лет. Сколько лет Маше сейчас? 8 10 9
9. Один отрезок 8 см., а второй на 4 см. короче. Какова длина второго отрезка? 5 4 3
(Дети, сначала поднимают карточки с правильным ответом, а потом вслух произносят).
Учитель: Прочитайте сверху вниз имя нашего героя?
Дети: Ка – пи – тош - ка (хором).
Учитель: Что-то Капитошка не появляется. Ой, ребята, я совсем забыла. Ведь что-бы Капитошка к нам спустился с тучки, надо дождику пройти.
3.Физкультминутка
Учитель: Поднимите правую ладошку вверх, постучите по ней мизинцем левой руки (вот и узнаем первые капли), добавили еще один пальчик( капель стало больше), тремя пальцами постучали (кажется дождик набирает силу), четыре пальца барабанят по ладошке (дождь не на шутку разошелся), хлопаем в ладоши ( вот и пошел настоящий ливень).
Учитель: Смотрите, ребята, а вот и Капитошка.
(Звучит музыка, учитель переворачивает плакат).
4. Объяснение нового материала
Учитель: Капитошка принес нам письмо. Я сейчас вам его зачитаю (чтение письма)
… В джунглях засуха пересохли все реки. Обитатели мучаются от жажды. Осталось одно ведро воды на всех. Собрались звери на совет. Удав прикатил банку поменьше, Мартышка захватила с собой банку побольше, а слон еле-еле дотащил огромную банку. Стали думать и гадать, как разделить ведро воды поровну, чтобы всем досталось, и обидно не было. Думали они, думали, пока самый мудрый (удав) не предложил…
Учитель: Как вы думаете, что предложил удав для того, чтобы поделить ведро воды поровну?
(Предложения детей)
Учитель: А предложил он вот что! Взять самую маленькую посуду, из тех, которые были у зверей - ей оказалась банка удава и с ее помощью честно поделить ведро воды. Давайте попробуем!
А поможет мне в этом тот, кто ответит на вопрос: “Как называется река, которая протекает через всю территорию Башкортостана?”
Дети: Белая.
5. Практическая работа
Учитель: Чтобы удобнее было разливать давайте будем зачерпывать воду этим сосудом с надписью 1л
- Смотрите, оказывается в банку удава помещается ровно 1л (наливаем ее слону). Сколько налили?
Дети: 1 литр.
Учитель: Еще зачерпываем. Сколько?
Дети: 1 литр.
Учитель: А удаву мы сколько нальем?
Дети: 1 литр.
Учитель: Ребята, скажите, у всех зверей одинаковое количество воды в банках?
Дети: Да.
Учитель: А сколько у каждого из них?
Дети: У каждого 1 л воды.
Учитель: А что мы делали, чтобы всем досталось поровну?
Дети: Наливали одной меркой.
Учитель: Другими словами: для сравнения количества жидкости, нужно пользоваться одной меркой. У нас это был сосуд 1литр.
Ребята, а мне кажется, что звери не напились, ведь слону требуется воды больше, чем мартышке, а мартышке больше, чем удаву.
Давайте наполним банку мартышки. Сколько у нее уже налито литров?
Дети: 1 литр.
Учитель: Добавим еще, сколько я добавила?
Дети: 1 литр.
Учитель: Сколько может выпить мартышка?
Дети: 2 литра.
Учитель: Сколько литров воды в банке у слона?
Дети: 1 литр.
Учитель: Давайте нальем еще 1л. Сколько?
Дети: 2 литра.
Учитель: Но банка не полная. Добавим еще воды. Сколько стало?
Дети: 3 литра.
Учитель: Ведро опустело. Скажите, сколько всего литров воды было в ведре?
Дети: 1л + 2л + 3л = 6 литров воды
Учитель: Мы помогли зверям, думаю они остались довольны. А я вам предлагаю отдохнуть.
6. Физкультминутка
На мелодию песенки “В траве сидел кузнечик”.
7. Работа в тетрадях
Учитель: Настало время поработать в тетрадях.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Спинку прямо я держу.
Отступите 4 клеточки вниз, запишем название единицы измерения жидкости: литр-1л
Вниз отступите клетку “Математический диктант”. Записывайте примеры и решайте их:
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Чему равна разность?
- Увеличьте 7 на 1.
- Уменьшите 9 на 2.
- Сравните 2 и 4.
Задачи
(по карточкам) на использование введенной единицы измерения (литра).
№1. В одном сосуде 3л воды, в другом 1л Что нужно сделать, чтобы количество воды стало в обоих сосудах одинаковым? (Решение сопровождается показом на доске).
№2. Слон выпил 3л воды, а мартышка на 1 л меньше. Сколько воды выпила мартышка? (Решение задачи с составлением краткой записи по схеме).
8. Итог урока
Учитель: Ребята, кем мы были сегодня на уроке?
Дети Капельками.
Учитель: А с чем была связана тема нашего путешествия?
Дети: С водой и другой жидкостью.
Учитель:А как называется единица измерения жидкости?
Дети: Литр.
Учитель: Давайте наши капельки соберем в ведерко к Капитошке. Пусть заберет с собой на тучку. (Собираю капельки в ведерко).
Мы набрали ведро воды, ни одна капля не пропала. Это правильно, воду надо беречь. Все капельки в ведре живут дружно, надеюсь, и вы в классе живете дружной семьей. А за то, что вы приняли активное участие в путешествии и потратили силы, выполняя задания, Капитошка приготовил для вас сладкий приз. (Раздача конфет).
Учитель: На этом наше путешествие заканчивается, и мы с Капитошкой прощаемся с вами. Он уходит на тучку, а я к другим ребятам. До свидания! (Звучит мелодия “От улыбки”).