Я работаю учителем математики в школе детского туберкулезного санатория. Наша школа работает с 1988 года при Верхневилюйской основной школе. Имеет семь комплект-классов с 1 по 8 классы.
В санаторий поступают разные дети: разные по уровню воспитания, по уровню обучаемости и мотивации, по уровню знаний и навыков. На уроках математики часто сталкиваюсь со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математических действий, с многочисленными пробелами у учащихся. Поэтому я ввела коррекционно-развивающее обучение на уроках. Веду работу по ликвидации пробелов, повышению вычислительной культуры, развитию познавательных интересов и мыслительной деятельности учащихся. На уроках провожу математические диктанты, тесты, дифференцированные самостоятельные работы обучающего, развивающего, контролирующего характера. В работе часто пользуюсь материалами, напечатанными в газете “Математика” (“Первое сентября”) в разделе КРО. При поступлении детей в нашу школу с первых же уроков математики выявляю актуальный уровень знаний, уровень мотивации с помощью анкетирования, провожу диагностику учащихся, выявляю уровень мотивации, уровень внимания, памяти. По результатам всей диагностики заполняю карты учета учебной деятельности учащихся и далее ведется индивидуальная дифференцированная работа учащихся. Чтобы повысить познавательные интересы к предмету, применяю дидактические игры: математическое лото, рисование по координатам, кроссворды, ребусы, различные задания с игровыми элементами. Как показывает проводимая диагностика, у многих детей нашей школы неустойчивое внимание, повышенная утомляемость (из-за ослабленного здоровья), поэтому полезно проводить такие игры к концу урока, чтобы повысить внимательность, поднять интерес учащихся. Использование нетрадиционных форм проведения урока также стимулирует восприятие и усвоение учебного материала, усиливает интерес к предмету (уроки-соревнования, уроки-сказки, уроки путешествия, интегрированные уроки и т. д.). Применяю на уроках логические упражнения, тесты. Это математические задания, в основу которых легли идеи известного психолога Г. Айзенка. Логические тесты делятся на три группы: словесные, символико-графические и комбинированные. К словесной группе относятся математические анаграммы и вербальные тесты. Решить анаграмму – значить определить исходное слово. Такие анаграммы можно применять при усвоении математической терминологии.
Внеклассные мероприятия по математике, проводимые в школе, помогают в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации.
Тема: “Симметрия вокруг нас”.
“Симметрия является той идеей,
посредством которой человек на протяжении веков
пытался постичь и создать порядок, красоту и
совершенство”.
Г. Вейль
Цели: подготовка к изучению геометрии, углубление имеющихся знаний; показать использование симметрии в жизни; развитие внимания, мышления, стремления к творчеству; развитие интереса к предмету; воспитание чувства красоты, трудолюбия, внимательности, расширение кругозора.
Оформление: высказывание Г. Вейля, тема занятия. Картины и рисунки симметричных фигур, открытки – фото древних храмов, Большого театра в Москве, собор Василия Блаженного.
Оборудование: наглядные материалы, ножницы, фломастеры, чистые листы бумаги, планшеты учеников по темам.
I. Оргмомент.
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно видеть – симметрию положений, форм, структур. Она может быть названа геометрической симметрией.
II. Выступление учеников старших классов (по 5-6 минут).
Ученик 1. Тема: “Зеркальная (осевая) симметрия”.
Краткое содержание: Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Их объединяет то, что они симметричны. Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная на зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Потому такая симметрия называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут.
Симметрия часто встречается в природе, в предметах созданных человеком. Например, здание Большого театра в Москве. Именно с симметрией связана красота этого здания. Симметричны практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты.
(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).
Ученик 2. Тема: “Симметрия в буквах и словах”.
Краткое содержание: Буквы А, М, Т, Ш, П имеют вертикальную ось симметрии, В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальную. А буквы Ж, Н, О, Ф, Х имеют по две оси симметрии. Симметрию можно увидеть и в словах: казак, шалаш. Есть и целые фразы с таким свойством (если не учитывать пробелы между словами): “Искать такси”, “Аргентина манит негра”, “Ценит негра аргентинец”, “Леша на палке клапана шел”. Такие слова называются палиндромами. Ими увлекались многие поэты. Некоторые композиторы, в том числе и великий Бах, писали музыкальные палиндромы. Но самые впечатляющие результаты дает симметрия в изобразительном искусстве.
(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).
Ученик 3. Тема: “Бордюры, орнаменты”.
Краткое содержание: Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называется бордюром. На практике бордюры встречаются в различных видах (настенная роспись, чугунное литье, гипсовые барельефы или керамика). Бордюры применяют маляры и художники при оформлении комнаты. Для выполнения этих орнаментов изготавливают трафарет. Передвигаем трафарет, переворачивая или не переворачивая его, обводим контур, повторяя рисунок, и получается орнамент (наглядная демонстрация).
С помощью симметрии выполняются и наши национальные узоры, орнаменты. Они украшают национальную якутскую одежду.
Ученик 4. Тема: “Симметрия снежинок”.
Краткое содержание: У настоящих природных снежинок всегда шесть осей симметрии. Чтобы сделать “настоящую снежинку”, надо круг с помощью циркуля или транспортира разделить на 12 равных частей и свернуть по диаметрам в любом порядке.
Показывает снежинки, вырезанные из листов бумаги, согнутых один раз, два раза, три раза, четыре раза.
III. Игра
(две команды по пять человек, жюри из трех учеников старшего класса).
- Команды выбирают капитанов, название команд.
- Решить анаграмму: Яваесо меяиртисм.
- За три минуты вырезать симметричные фигуры, используя перегибание листа (Фигуры обеих команд вывешиваются).
- Вырезание лучшей снежинки (выбирается по одному человеку из команд).
- В это время остальные члены команд по трафарету на данной полоске бумаги рисуют и красят орнамент (у кого лучше).
IV. Игра с болельщиками (можно во время игры команд).
Составьте из букв слова “СИММЕТРИЧНЫЙ” различные слова.
V. Жюри подводит итоги.
VI. Заключение.
Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство.
Термин “симметрия” по гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.
Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов. Примером может служить собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это композиция из десяти различных храмов, каждый храм геометрически симметричен. Однако собор как целое не обладает ни зеркальной, ни поворотной симметрией. Архитектурные формы собора как бы накладываются друг на друга, пересекаются, поднимаются, и завершаются центральным шатром. И все это настолько гармонично, что вызывает ощущение праздника.
Симметрия многообразна, вездесуща. Она создает красоту и гармонию.
VII. Задание на дом.
Нарисовать или сделать аппликации из вырезанных симметричных фигур. Попытайтесь придумать палиндромы.
VIII.
После выполнения этого задания в будущем можно организовать выставку, потому что появляется множество красивейших, интересных работ.
Литература:
- И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. М., 1995 г.
- “Квант” №3 за 1992 г.
- Л. Тарасов. Этот удивительный симметричный мир. М., 1982 г.
- Якутские узоры.