Ход урока
1. Организационный этап.
Звучит музыка со звуками моря, волн. Дети входят в класс, занимают свои места.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока “Что там, за горизонтом?”.
Как понимаете тему?
(Речь пойдёт о путешественниках древности, пытавшихся найти и изведать новые земли за горизонтом. В древности люди пытались изучить не только свои земли, но и земли, далеко уходящие за горизонт).
Цели нашего урока: знать путешественников прошлого, уметь находить ответы на вопросы по теме.
3. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Люди древности пытались ответить на вопрос: “Велик ли мир?”. Поэтому географическое познание было одной из задач того времени.
Отправимся и мы сегодня в древний мир V и IV века до нашей эры.
Древний мир….Нет карт, компаса, географических ориентиров….Как путешествовать?
Что ждёт тебя впереди? Только смелость, отвагу и
интерес к неизведанному брали с собой в путь
отважные путешественники. Кто они? Какие земли
открыли? Какой вклад в развитие окружающего мира
внесли? Кто бы хотел отправиться со мной в путь?
4. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.
Сегодня у нас необычный урок. В путь мы отправимся по группам, изучая самостоятельно материал о своём путешественнике. Каждая группа составляет рассказ на основе материала учебника и других источников по плану.
План рассказа.
1.Кем был путешественник ? (Воин, купец, учёный, монах).
2.Когда это было ? (Век, год).
3.Цель путешествия. (Открытие новых земель, составление карты, расширение границ империи, изучение жизни других народов).
4.Основные события.
5. Результат путешествия.
6.Маршрут путешественника (Указать на карте).Работа по группам.
- Первая группа работает по теме
“Геродот на земле склавинов”. (Учебник с. 56-57)
- Вторая группа изучает материал по теме “Питей о
Северной Европе”. (Учебник с.57-59)
- Третья группа готовит рассказ по теме
“Александр Македонский идёт на Восток”.
(Учебник с.59-60)
- У каждого из вас есть рабочий лист (Приложение1), который вы
заполняете во время внимательного прослушивания
рассказов двух других групп. У каждой группы есть
авторская карта, где необходимо указать маршрут
путешественника.
(Далее учащиеся самостоятельно читают по группам
учебный материал, необходимые им источники в
соответствии с поставленными целями).
3. Первичная проверка понимания учащимися
изученного материала.
- Каждая группа представляет свой рассказ о
путешественниках.
1 группа “Геродот на земле склавинов”.
- Геродот – выдающийся учёный-историк, географ,
живший в Древней Греции. Он был самым великим
почемучкой на свете. Он научился всему-всему, что
знали его учителя, но ему этого было мало. Он
вырос, но и взрослым не оставляли его “почему?”.
И никто в его родной стране Греции не мог
ответить на них. А он хотел знать: велика ли Земля,
есть ли у неё предел и какие народы её населяют,
какие у этих народов обычаи, что они едят, на
каких зверей охотятся, какие растения у них
растут, жарко или холодно там.
И стал Геродот странствовать по белу свету,
расспрашивать чужестранцев: купцов, учёных,
моряков. А ответы, рассказы, легенды записывал. Он
побывал в таких местах, куда до него никто не
забирался. Путешествовал он и по Африке. Много
интересного узнал он там.
Продолжительное путешествие он совершил в V веке
в Скифию – страну, занимавшую южные области
современной Украины. До Геродота Скиния была
мало известна грекам. Они имели смутное
представление о стране, хотя и вели с ней
торговлю. Геродот изучил побережье Чёрного моря,
поднялся вверх по реке Южный Буг. Целью
путешествия Геродота было открыть новые земли,
составить карту, изучить жизнь других народов.
Скифия поразила Геродота огромными безлесными
равнинами. Скифская зима в несколько месяцев
показалась Геродоту суровой. Поразили Геродота
огромные реки Скифии – Гипанис (Южный Буг),
Борисфен (Днепр), Танаис(Дон). Там Геродот
обнаружил поселения склавинов - землепашцев.
Результатом путешествия было: описание жизни и
быта народов на побережье Чёрного моря,
составление карты.
- Подтвердились ли сведения Геродота
современными археологами?
(Современные археологи проверили сведения
Геродота. Это племя “склавинов” давно обитало
по берегам Чёрного моря. А через тысячу лет после
путешествия, жившие племена стали называть себя
“славянами”. Они были далёкими предками трёх
народов: русских, белорусов, украинцев).
2 группа “Питей о Северной Европе”.
- Питей – учёный-грек. Великий путешественник
древности. Жил он в Массилии (Современный город
Марсель на южном берегу Франции). Экспедицию
Питея организовали торговцы Массилии для
открытия неведомых стран, где есть олово и
янтарь. Питей не только выполнил поручения
торговцев, но и совершил несколько
географических открытий, прославивших его имя.
Путешествовал Питей в IV веке до нашей эры. Целью
его путешествия было изучить новые земли, где
есть олово и янтарь. Два корабля вышли из гавани
Массилии к Гибралтарскому проливу вдоль берегов
Пиренейского полуострова. Далее по береговой
линии Бискайского залива через пролив Ла-Манш,
который отделяет Францию от острова
Великобритания. В устье одной из рек во время
ночлега Питей наблюдал приливы и отливы. Он
первый высказал мысль о том, что это явление
связано с притяжением водной оболочки Земли
Луной. Плывя на север, он узнал, что олово
привозят с лежащих на севере островов. Один из
них – Британия. Питей переправился на этот
остров, где был гостеприимно встречен местными
жителями, и совершил путешествие по стране.
Чем дальше продвигался Питей на север, тем летний
день становился всё длиннее и длиннее. У северных
берегов Британии он отметил продолжительность
дня в 18 часов, а ночи – 6 часов. Далее он совершил
знаменитое плавание в далёкую страну Туле, с
которой жители Британии вели торговлю. Питей
узнал, что севернее лежат местности, где летом
солнце вообще не заходит за горизонт, а зимой
совсем не появляется. Там лежит скованный льдом
океан и земли необитаемые. В древности ни один
путешественник до Питея и после него не
поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль
берегов Северного моря, Питей достиг местности,
где жили германские племена, добывающие янтарь.
Проникнуть дальше Питею не удалось. Он попал в
густой туман и сделал вывод, что здесь кончается
область обитания людей. Так он достиг берегов
Норвегии, Скандинавии, открыл Арктику.
- Почему к рассказам Питея с недоверием отнеслись
современники?
(Он рассказывал о необычайных явлениях, которые
не встречались в жарких странах
“свернувшееся море”– замёрзшее море,
короткая ночь и длинный день – полярный день,
Северное море “дышит” приливы и отливы).
3 группа “Александр Македонский идёт на
Восток”:
- Александр Македонский Великий(жил в IV веке до
нашей эры) – царь, воин-завоеватель. Александр
совершал свои походы, целью которых было:
завоевать другие страны, народы и подчинить себе
греческие города-государства, объединяя их. Он
был великим полководцем. Он отличался волей к
победе, умелостью и смелыми решениями. Александр
Македонский родился в 356 году до нашей эры на
севере Греции, в Македонском царстве. Правил там
царь Филипп II – отец Александра. Его матерью была
царица Олимпиада. После смерти отца Александр
принял на себя командование войсками. Воины
ценили и уважали его. За 13 лет своих боевых
походов он покорил Грецию, Балканы, Персию и весь
Ближний Восток. Он дошёл до Индии. Индийцы в
Пенджабе использовали боевых слонов против
армии Александра Македонского и остановили
продвижение армии в глубь страны. Александр
мечтал захватить Индию, но его воины , уставшие
после 10-летнего победоносного похода ,
отказались идти дальше и заставили его вернуться
домой. Путешествуя и завоёвывая города и страны,
Александр расширял границы своего государства.
Походы распространили греческую культуру, была
составлена карта завоёванных государств. Он
прожил всего 33 года, но успел покорить полмира.
Путешественник, полководец, ценитель музыки и
искусства ещё при жизни стал настоящей легендой!
Александр Македонский навсегда останется яркой
фигурой мировой истории.
-Каких животных привлекали в армии древних
государств?
(В армии древних государств “служили” боевые
слоны-танки древних времён. Двигалась стена из
десятков или сотен слонов с лучниками и
метателями дротиков на спинах, сминая всё на
своём пути).
4. Закрепление новых знаний. Обобщение
изученного.
- Каким нужно быть путешественником и что
сделать, чтобы оставить свой след на века в
истории человечества?
(Путешественник должен обладать многими
качествами личности: смелость, отвага, мужество,
интерес к знаниям, к новым открытиям.
Путешественник должен оставить наследие:карты,
записи, истории, рассказы).
5. Этап контроля знаний.
Проведём блиц-вопрос.
Предки славян (склавины).
Море “дышит”. Что это? (приливы и отливы).
Изучил побережье Чёрного моря. (Геродот).
Животные армии древних государств (слоны).
Первооткрыватель Севера (Питей).
Расселил греков на завоёванных территориях (А. Македонский).
“Свернувшееся” море. Что это значит (замёрзшее море).
Чем измеряли расстояние древние путешественники? (“днями пути” – 1 день пути был равен 35 км).
Возраст Македонского в начале его завоевательных походов.(20 лет).
Какой пух (перья) изумили Геродота? (Снежная метель).
Какие названия давали городам, которые завоёвывал А. Македонский? (Александрии).
Какие качества отличали племена скифов от других народов? (Жестокость, злость, поклонение богу Войны)
Остров, где добывали олово (Британия).
Символ войны скифов (Акинак).
6. Информация учащихся о домашнем
задании.
- Выбрать из вариантов, предложенных вам,
своё домашнее задание:
1. Составить рассказ о путешественнике.
2. Составить кроссворд по изученным темам.
3. Написать творческое сочинение на одну из
выбранных тем:
“Великий Почемучка на свете”.
“ Питей о необычных явлениях”
“ Великий полководец”.
7.Подведение итогов занятия.
- О ком узнали?
-Что научились делать?
- Кто восхищён первыми путешественниками
древности?