Цели урока
- Выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, рационально организовать их работу, используя моменты проектировочной деятельности.
- Развивать потребность поиска логических связей в предъявляемой информации.
- Развивать семантическую память.
- Оптимизировать темп работы учащегося, предложив доступный каждому уровень дифференциации обучения.
- Повышение мотивации учебной деятельности за счет выбора формы работы.
- Развитие информационных межпредметных связей (использование сведений по биологии, химии, физике при создании презентации).
Ход урока
1 этап урока: объявление темы урока, постановка целей и задач, сообщение способа работы.
2 этап урока: актуализация опорных знаний (повторение необходимого материала из изученного на предыдущих уроках, учитывая уровень подготовленности класса); мотивация учащихся целями, способами работы.
Вопрос 1: объясните назначение программы Microsoft Power Point, назовите возможные применения презентаций Power Point.
Ответ (примерный): Power Point — многооконное приложение Windows. Документ Power Point — файл презентации. Презентация — набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, которая хранится в файле специального формата с расширением PPT. На каждом слайде можно разместить произвольную текстовую и графическую информацию. Презентации Power Point довольно успешно могут сопровождать любые предметные лекции, защиту курсовых и дипломных работ, иллюстрировать доклады.
Вопрос 2: перечислите этапы подготовки презентации.
Ответ (примерный):
Процесс подготовки презентации условно разбивается на 3 этапа:
- подготовка материала для содержания презентации;
- непосредственная разработка презентации, т.е. оформление каждого слайда;
- демонстрация, т.е. процесс показа готовых слайдов.
3 этап урока: организация практической работы - выполнение проектного задания на компьютере.
Дифференциация работы:
- учащийся работает на уровне усвоения материала (используя материал, предложенный учителем),
- учащийся работает на творческом уровне (используя материал, самостоятельно подобранный для своего проекта).
Объяснение хода выполнения практической работы:
Учащимся на предыдущем уроке было предложено подготовить дополнительный материал для создания презентации по теме “Биологические эффекты и их использование в быту, технике, науке”. При этом данный материал может быть взят из книг, журналов, учебников и из Интернет-ресурсов.
Можно усложнить занятие, предложив учащимся найти с помощью поисковых систем Интернет дополнительный материал для создания проекта-презентации непосредственно на самом уроке.
Если школа не обладает возможностью обеспечить всем учащимся выход в Интернет на уроке, то учитель сам может приготовить дополнительный материал, предложить его учащимся в электронном виде (в Приложении предложены варианты подбора дополнительных заданий).
На доске показана последовательность шагов, предваряющих практическую часть:
- Сформулируйте тему будущей презентации, используя аннотацию к проекту.
- Определите количество слайдов и их структуру.
- Продумайте варианты оформления слайдов.
Аннотация к проекту “Биологические эффекты”
Живые организмы на Земле обладают разными свойствами, функциями, имеющими определенное значение для их жизнедеятельности. Человек с давних времен использует эти свойства живых организмов для своих целей.
Например:
Грифы (птицы). Пища грифов — падаль, Обслуживающие газопровод специалисты стали закачивать в трубы хим. вещества, обладающие запахом мяса. Места утечек привлекали грифов – обнаружение повреждений.
Микробы. Специально выведенные микробы уничтожают ракеты, вырабатывают биомассу, используемую в дальнейшем.
Задание. Вами найдены примеры других биологических эффектов (БЭ), когда свойства живых организмов используются в технических целях. Попробуйте классифицировать БЭ по каким-то признакам.
Составьте презентацию “Биологические эффекты”, которая должна содержать:
- Титульный лист;
- Слайды с названием живого организма; его типа; используемых функций;
- Слайд должен содержать иллюстрации; анимационные эффекты, кнопки перехода, ссылки.
Ключ к заданию
- Предлагается создать презентацию из 5–6 слайдов. Запустите Power Point и в группе полей выбора “Создать новую презентацию” выберите “Пустую презентацию”.
- В окне <Создать слайд> выбрать тип — Титульный лист (1-ый слайд). Для выбора цветового оформления слайда воспользуйтесь шаблонами дизайна (меню “Формат” команда “Применить шаблон дизайна”). После выбора разметки введите с клавиатуры текст заголовка, сведения об авторе презентации.
- Для вставки нового слайда выполните [Вставка — создать слайд…].
- Выберите соответствующую разметку, введите текст (воспользуйтесь графическими возможностями оформления текста: цвет, размер, стиль…).
- При оформлении слайдов используйте коллекцию рисунков ClipArt [Вставка-Рисунок-Картинки…].
- Произведите настройку анимации в презентации. “Оживите” демонстрацию слайда, для этого “Показ слайда” - “Настройка анимации”.
- Вставьте следующий слайд (“Вставка” - “Создать слайд”) и произведите с ним все те же операции, что и с предыдущим.
- Установите параметры перехода от слайда к слайду: “Показ слайдов” — “Смена слайдов”. В окне “Смена слайдов”, в списке “Эффект” выбрать нужный.
- Вставить управляющие кнопки: “Показ слайдов”, “Управляющие кнопки”. Выбрав нужную кнопку и, растянув ее на слайде в окне “Настройка действия”, выбрать “По наведению указателя мыши”.
- Вставить гиперссылки “Показ слайдов” — “Настройка действия…”.
- После завершения создания презентации сохраните ваш документ на диске G:/ в папке Презентации.
- Для того, чтобы начать демонстрацию, воспользуйтесь одним из вариантов демонстрации (Пример: [Вид-Демонстрация…].
- Продемонстрируйте свою работу учителю: “Вид” — “Показ слайдов” или кнопкой “Показ слайдов”.
4 этап урока: Контроль усвоения знаний, подведение итогов занятия. Осуществить проверку выполнения задания, оценить учащихся в зависимости от количества созданных слайдов в презентации и качества выполненной работы (применение анимации, правильность набора текста, размещение иллюстраций).
5 этап урока. Домашнее задание: Подготовить материал презентации “Мое генеалогическое дерево”.