Конспект интегрированного занятия "Путешествие по Якутии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Углублять знания детей о родном крае, о Якутии.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство интернационализма.

Задачи:

  • Познакомить детей с городами Якутии: Якутск, Мирный, Алдан, Нерюнгри.
  • Учить детей рассказывать о своем городе и его достопримечательностях.
  • Продолжать знакомить с географией республики: климат, природа, животный мир.
  • Пополнить знания детей о труде людей, живущих в Якутии.
  • Развивать умение слушать стихи и музыку якутских поэтов и композиторов.
  • Продолжать знакомить детей с техникой изображения – граттаж (смотри приложение 1), отражать свои впечатления в рисунках.

Предварительная работа:

  • Беседы о родном крае;
  • Рассматривание иллюстраций, посещение музея;
  • Творческих выставок Дом Детского Творчества, картинного зала Центральной Библиотеки.

Материал:

  • Карта Якутии, иллюстрации или видео о городах республики;
  • Мольберт;
  • Записи мелодий якутских композиторов;
  • Магнитофон;
  • Значки-символы городов;
  • Альбомные листы, подготовленные для граттажа, палочки, кусочки поролона - на каждого ребенка.

Подготовка к занятию:

Столы расставлены полукругом, в центре - мольберт с иллюстрациями о городах Якутии, карта республики - на доске.

Ход занятия

Педагог: Читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова.

Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа. Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!

Педагог: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о Якутии; о нашей стране; о нашей республике.

Педагог: Правильно. В нем говорится о нашем крае - Республике Саха - Якутии. Недавно мы с вами были в краеведческом музее, узнали много нового и интересного. А сегодня мы продолжим путешествие по городам Якутии. Посмотрите на доску, это карта Якутии, вот какая она большая! Мы с Вами живем в городе Ленске, а какой ближайший к Ленску город вы знаете?

Дети: Город Мирный, до него можно доехать на машине.

Педагог: Кто знает, чем знаменит город Мирный?

Дети: В этом городе добывают алмазы.

Педагог: Показываю город на карте, обозначаю значком, сопровождаю показ иллюстрациями. Алмазы добывают не только в Мирном, но и в городах Удачный, Айхал. Продолжим наше путешествие. Как называется главный город нашей республики?

Дети: Город Якутск.

Столица Республики Саха (Якутии) - город Якутск. Что вы знаете о Якутске?

Дети: там находится музей мамонта, там холодно, есть театр.

Педагог: Якутск - один из старейших городов нашей республики. Это – культурный центр. В Якутске есть музей вечной мерзлоты, театры, памятники, гостиницы. Недалеко от Якутска найдены большие запасы угля. Давайте, посмотрим фотографии с видами города.

После просмотра фотографий, педагог продолжает рассказ о городах Якутии, которые сразу отмечаются на карте значками.

Педагог: А ещё уголь добывают в городе Нерюнгри. В этом же городе есть железная дорога, по которой везут уголь в разные города и поселки. Нерюнгри - самый молодой город Якутии.

Педагог: А какие еще какие полезные ископаемые добывают в Якутии?

Дети: Золото.

Педагог: Есть в Якутии город Алдан. В этом городе добывают золото. Сопровождаю рассказ показом иллюстраций.

Педагог: Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, самое большое богатство - это многонациональный народ, который населяет нашу большую Республику. Якутия - край суровый, северный. Есть в ней самый маленький город Верхоянск, он признан полюсом холода.

Педагог: Еще раз перечислите, какие полезные ископаемые добывают в нашей республике?

Дети: золото, алмазы, уголь, нефть.

Педагог: А теперь давайте вернёмся и наш город Ленск. Кто из вас знает, как назывался раньше наш город?

Дети: село Мухтуя.

Педагог: Мухтуя - это было небольшое село, после открытия алмазов, село стало быстро строится. Приехало много людей из разных городов, построили дома, дороги, магазины школы, детские сады. В 1963 году Мухтуя стала называться городом Ленск. Наводнение 2001 года изменило облик Ленска. Улицы и дома были затоплены водой. Помощь ленчанам оказали многие люди. Наш город стал ещё краше. Расскажите, как изменился наш город?

Дети: Появились новые районы, построен храм, много новых многоэтажных домов, есть красивая набережная, Дворец культуры “Юность”, памятники.

Рассказ сопровождаю показом фотографий, видеофильм.

Педагог: Якутия край особенный, необыкновенный. Здесь богатый растительный мир. Какие деревья растут у нас?

Дети: Сосна, ель, лиственница, кедр, рябина, береза, черёмуха и др.

Педагог: В лесах Якутии живёт много разных животных. Назовите, кого вы знаете?

Дети: Медведь, лось волк, бурундук, лиса, олень, соболь и др.

Педагог подводит итог беседы. Читает отрывок стихотворения Леонида Попова “Другу, русскому человеку”.

Рассказать о Родине моей
О великой Лене, об Алдане,
Просишь ты меня, но ей - же – ей
Слов я не найду для описаний
Верь, не верь - по мне моя страна
Краше всех других и интересней;
Тут не слово - музыка нужна,
Сердце окрыляющая песня.
Вот и песня о стране якутов
Музыка моей родной Земли!..

Включается запись мелодий якутских композиторов якутской инструментальной музыки.

Педагог: А теперь мы с вами будем рисовать. Тема рисования “Мой город, моя Якутия”. Можно нарисовать улицы нашего города, природу Якутии, животных. Рисовать будем в технике граттаж, т.е. процарапывать палочкой рисунок.

В ходе работы оказываю помощь затрудняющимся показом на отдельном листе, советом, напоминанием. В конце занятия рассматриваем работы. Предлагаю 1-2 детям рассказать о своём рисунке (смотри рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5).