Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок-путешествие.
Технологии: игровые.
Цели урока:
- Подведение итогов изучения темы: “Уравнения. Упрощение выражений”.
- Повторение основных понятий и определений темы.
- Проверка и усовершенствование навыков решения уравнений и составления математических моделей реальных ситуаций.
- Развитие навыков перевода математических выражений на обычный язык.
- Отработка приемов устного счета.
- Привитие навыков работы с тестированными заданиями.
- Развитие умения правильно и грамотно излагать свои мысли.
- Развитие математического мышления.
- Привитие интереса к математике по средствам включения в урок игровых технологий.
Подготовка урока:
- Заготовить карточки для игры “Поле чудес” (образцы карточек приведены в приложении).
- Заготовить карточки для самостоятельной работы или записать задания на доске.
- Подготовить старшеклассника для проведения фокуса или провести фокус самому учителю.
- На доске записать: краткие условия задач из устного счета и математические модели второй задачи; задания фокуса; нарисовать цирк.
Ход урока
1. Введение.
Сегодня на уроке мы будем говорить об уравнениях. Как их решают? Где они применяются? Мы подведем итоги изучения этой темы, и в заключительной части урока напишем самостоятельную работу.
Но это не значит, что мы прощаемся с уравнениями. При изучении других тем и в 5 классе, и в старших классах мы неоднократно будем применять полученные знания, умения и навыки решения уравнений, составлять с помощью них математические модели реальных ситуаций.
А урок наш будет не простой. Мы отправимся с вами сегодня в путешествие…
С помощью игры “Поле чудес” мы узнаем куда.
2. Игра “Поле Чудес”.
Напоминаю правила игры:
- выполнить задание;
- найти свой вариант ответа и соответствующую ему букву;
- крупно написать ее с обратной стороны карточки.
( Подробное описание игры см. в приложении)
Ученики отгадывают слова: купол, арена, клоун.
Какое понятие объединяет все эти слова?
Итак, мы отправляемся в цирк.
(Учитель открывает часть доски, где нарисован цирк)
3. Устная работа.
Представьте себе, что мы вошли в цирк и до начала представления у нас еще есть время. Куда мы с вами пойдем?
Гулять по цирку. И конечно же, нам встретится буфет. А в этом буфете есть…
(Учитель обращает внимание детей на записанные на доске задания и читает условия задачи по кратким записям на доске)
№1.(Устно, фронтальная работа с классом)
Томатный сок – х пакетов
Апельсиновый сок -? п., в 2 раза больше, чем
томатного.
Яблочный сок -? п., в 3 раза больше, чем
апельсинового.
Задание: переведите на математический язык следующие выражения:
а) число пакетов апельсинового сока;
б) число пакетов яблочного сока;
в) сколько всего пакетов с соками;
г) на сколько пакетов яблочного сока больше, чем апельсинового?;
д) на сколько пакетов апельсинового сока больше, чем томатного?
Еще в нашем буфете есть сладости.
№2. (Устно, фронтальная работа с классом)
Пирожное – m рублей
Шоколад - ? руб., на 7 рублей дороже пирожного.
Задание: Что означают следующие выражения? (переведите с математического языка на обычный)
а) m + 7,
б) 4m,
в) 5·(m+7),
г) 4m + 5·(m+7),
д) 5·(m+7) – 4m.
Молодцы! Идем дальше и слышим, что прозвенел звонок, бежим скорее занимать места. Представление начинается.
4. Фокус.
И взрослые, и дети очень любят фокусы. И первым номером нашей программы будет фокус.
В тетрадях поставьте №1. Будьте внимательны и правильно выполняйте все действия.
1. Запишите любое число.
2. Прибавьте к нему 5 (ответ запишите под первым числом).
3. Из результата надо вычесть 2.
4. К полученному числу прибавьте 7.
Скажите свой результат, а я отгадаю, какое число было вами задумано.
(Старшеклассник или учитель отгадывает числа)
А теперь давайте раскроем секрет фокуса. К доске вызывается ученик, открывается часть доски, где записаны задания и ученик составляет математическую модель фокуса:
1) задумайте число; (х)
2) прибавьте к нему 5; (х+5)
3) из результата вычтите 2; (х+5-2 = х+3)
4) к полученному числу прибавьте 7; (х+3+7 = х+10).
Такие фокусы вы можете придумать сами и показать их своим родным и друзьям.
5. Решение задачи.
Вторым номером нашей программы будет выступление дрессированных животных. Но что-то случилось?! Дрессировщик в панике. Он никак не может сосчитать всех своих артистов. А они такие проказники. Разбегаются, прячутся…Я думаю, мы с вами можем помочь дрессировщику, решив следующую задачу.
В тетрадях поставьте №2.
Задача. В цирке 26 дрессированных животных. Обезьян на 9 меньше, чем собак, а тигров на 2 больше, чем обезьян. Обозначьте за х количество обезьян и найдите это число, составив и решив математическую модель задачи.
(К доске вызывается один ученик для решения задачи)
Решение:
Составим математическую модель.
Пусть в цирке х шт. обезьян, получим
Обезьяны – х шт.
Тигры – х+2 (шт.)
Собаки – х+9 (шт.)
Всего - 26 шт.
Получим уравнение: х + х +2 + х + 9 = 26
Решим уравнение:
3х + 11 = 26
3х = 26 – 11
3х = 15
х = 15 : 3
х = 5
Ответ. В цирке 5 обезьян.
6. Итоги урока.
Ну вот, все животные на месте. Представление продолжается, а нам пора возвращаться.Давайте подведем итоги нашего урока и вспомним, о чем мы сегодня говорили.
- Урок начинался с игры “Поле чудес”. Было задание упростить выражение. Где мы применяем эти умения?
- Для чего нам необходимо уметь переводить реальные ситуации на математический язык?
- Зачем мы должны уметь переводить математические выражения на обычный язык?
- Для чего мы должны уметь решать уравнения?
7. Самостоятельная работа.
(Оценка в журнал пойдет с учетом выполнения задания по упрощению выражений в начале урока)
Вариант 1. Вариант 2.
№1. Задание: решить уравнения.
а) 3х + 4х = 119
а) 8y + 16y = 288
б) 12y – 4y + y =126
б) 6x - x + 2x =105
в) 3x + 24 = 81
в) 4x + 37 = 109
№2. Задание: составьте математические модели ситуаций.
Бабушка испекла 40 пирожков.
Бабушка испекла 32 пирожка.
С вишней было в 4 раза больше,
С вишней было в 3 раза больше,
чем с мясом.
чем с мясом.
Обозначьте за х количество пирожков с мясом и, решив уравнение, найдите это количество.
8. Домашнее задание.
Приложение.
Игра “Поле чудес”.
Подготовка к игре: учитель готовит карточки с заданиями для каждого ученика (для учеников, сидящих за одной партой задания одинаковые). В карточках предлагаются варианты ответов. (Образцы карточек см. в приложении)
Учитель заранее готовит на доске зашифрованные слова и “прячет” их за листами бумаги (удобно это делать с помощью магнитов). На этом уроке такими словами являются: для 1 ряда – КУПОЛ, для 2 – АРЕНА, для 3 – КЛОУН.
Чтобы ребятам было интереснее, можно брать слова с количеством букв большим, чем количество парт в ряду и открывать их не последовательно, а оставлять буквы, стоящие в середине слова закрытыми. После того, как будет опрошен весь ряд, ученики отгадывают полностью слово.
Удобнее придумывать слова, объединенные какой-нибудь темой. В этом случае, раскрыв все слова, ребята должны угадать и понятие, их объединяющее.
Правила игры:
- Ученики выполняют задания на карточках. Выполнив их, ученик с обратной стороны карточки записывает букву, соответствующую правильному варианту ответа.
- Учитель просит показать получившуюся букву учеников, сидящих за одной партой, делая анализ ответов в ходе опроса и одновременно открывая правильную букву, написанную на доске.
- Ученики все вместе находят понятие, объединяющее задуманные учителем слова.
Далее приведены задания карточек для игры “Поле чудес”.
1 ряд
Упростите выражения а) 7b + 12b = Варианты ответов: А а)19b, б)24x |
Упростите выражения а) 15x – 9x = Варианты ответов: У а)6x, б)15a+5 |
Упростите выражения а) 24а – 7а = Варианты ответов: Н а)17a, б)3y |
Упростите выражения а) 16y+9y = Варианты ответов: Л а)25y, б)14x+2m |
2 ряд
Упростите выражения а) 30m – 16m = Варианты ответов: А а)14m, б)13a+7 |
Упростите выражения а) 24a + 13a = Варианты ответов: Д а)27a, б)9y-9 |
Упростите выражения а) 27a – 8a = Варианты ответов: Н а)19a, б)9m+19 |
Упростите выражения а) 17x + 14x = Варианты ответов: П а)31x, б)19y+4 |
3 ряд
Упростите выражения а) 12x + 3x = Варианты ответов: А а)15x, б)2a+3 |
Упростите выражения а) 23b - 14b = Варианты ответов: Е а)9b, б)10a-4 |
Упростите выражения а) 17c – 9c = Варианты ответов: М а)8c, б)29b |
Упростите выражения а) 32y – 19y = Варианты ответов: Н а)13y, б)18a+15 |
Литература:
1. Журнал “Математика в школе” №4, 2005г.