Урок внеклассного чтения в 4-м классе по теме: "По следам летнего чтения"

Разделы: Начальная школа


Внеклассное чтение – важнейший резерв всестороннего развития и воспитания детей. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно их оценивать. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум, согревают души, помогают преодолеть трудности. Нередко книга, прочитанная в детстве, определяет жизненный путь человека. Немалое влияние оказывает чтение книг и на успеваемость детей, так как много читающие дети привыкают находить ответы на интересующие вопросы в литературе, а значит, самостоятельно учатся.

Научить воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе каждого из нас?

Известно, что интерес к литературе является следствием правильной работы с книгами, и поэтому ребенка надо разумно вводить в мир детских книг. Кругом детского чтения называется некоторый объем книг и периодики, призванный дать ребенку определенного возраста возможно более полную картину образов мира через словесно-изобразительные средства с учетом психических возможностей личности, ее интересов и склонностей. Чтобы дать детям возможно более полную картину образов мира и нравственно-эстетических ценностей, учителю надо погрузить ученика в книжный мир как в новое, созданное незнакомыми людьми пространство искусства.

Учебным материалом для внеклассного чтения летом после окончания 3 класса стали произведения русской и зарубежной литературы. Такой подход к отбору произведений позволяет постепенно формировать у младших школьников представление о единстве и многообразии мировой и отечественной литературы.

При отборе произведений учитывалась не только доступность текстов и их литературные достоинства, но и влияние произведений на эмоциональное развитие детей, на их нравственное становление. В круг чтения были включены такие произведения словесного искусства, которые формируют у ребенка чувство прекрасного, воспитывают духовные качества. Мы объединили в один список “лёгкие”, “любимые”, “трудные” книги, создавая условия для гармоничного развития личности.

Например, былины об Илье Муромце знакомят детей с историческим прошлым русского народа и являются сложным для детского восприятия жанром устного народного творчества, а произведение Е.Велтистова “Миллион и один день каникул” относится к фантастическому жанру, который в настоящее время очень популярен. Детям нравится читать о том, чего на самом деле нет, но, возможно, появится в будущем. А кто не любит сказки? Они бывают удивительные и таинственные, жестокие и добрые, умные и смешные. В.Сухомлинский говорил, что “сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем”. Мы предложили детям такие сказки: П.Ершов “Конёк-горбунок”, В.Одоевский “Городок в табакерке”, А.Погорельский “Черная курица”, Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”, Л.Кэрролл “Алиса в стране чудес”, А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”, Д.Свифт “Путешествие Гулливера”, Э.Распе “Приключения барона Мюнхаузена”, С.Лагерлёф “Путешествие Нильса с дикими гусями”.

Также мы учли, что для ребенка очень дорог знакомый и родной детский мир: игры, занятия, сверстники, дружба. В этом мире дитя в центре событий, он непосредственно действующее лицо, изучающее себя в сравнении с себе подобными. Сохранив память детства, авторы книг отразили мир глазами ребенка. Изображение жизни в таких книгах объемно, и в то же время наиболее точно распознаны или угаданы детские потребности, интересы, характеры, идеалы. К таким произведениям относится книга М.Твена “Приключения Тома Сойера”. Это произведение занимает первое место среди наиболее понравившихся детям книг.

Взрослое пространство представлено в литературе как неизведанное, малопонятное, сложное, огромное: природа, космос, война, человеческие отношения. Ребенок делает попытки разобраться в нем, узнать его, сориентироваться, приобщиться через общую литературу к большому взрослому миру чувств, событий, явлений. Взрослый мир открывает детям произведение Б.Житкова “Морские рассказы”.

Таким образом, за это лето ученики познакомились с русской и зарубежной классической литературой, произведениями современных писателей, устного народного творчества.

Но ребята не просто читали книги, а вели дневник читателя, в котором записи делали по форме:

Имя автора Название произведения Персонажи Отношение к произведению Вопросы к викторине
         

Чтобы ведение дневника выполнило обучающую функцию, я предварительно познакомила учеников с моделями вопросов:

  • вопрос по содержанию (Какое увлечение было у Маленького принца?);
  • вопрос о характере героя, его переживаниях, поступках и их мотивах (Каким был Нильс до путешествия?);
  • вопрос-“почемучка” (Почему Алиса превращалась то в большую, то в маленькую?);
  • вопрос на детали, который помогает выявить вдумчивого и внимательного читателя (Что забрали лилипуты у Гулливера, когда провели обыск в его карманах?).

В начале четвертого класса дети сдали дневники на проверку и заполнили экран летнего чтения. Я хотела не только сделать наглядным картину объема прочитанного, но и увидеть отношение детей к книгам, поэтому в экране ребята условными значками обозначили:

“+” - очень понравилась книга и рекомендую прочитать друзьям;
“v” – понравилась книга;
“–” - не понравилась книга.

В октябре мы провели урок-отчет “По следам летнего чтения”.

Урок-отчет “По следам летнего чтения”.

Цели:

  1. Формирование культуры чтения, совершенствование читательских умений.
  2. Расширение литературного кругозора, развитие интереса к книге.
  3. Обогащение внутреннего мира, создание условий для самовыражения учащихся.

Оборудование:

  1. Выставка книг из списка по летнему чтению.
  2. 3 листа с кроссвордами.
  3. Загадочные предметы: серебряный сундучок, роза, перо, часы, гриб, шляпа, ружье, шлем, зернышко.
  4. На доске плакат:
    “Книга – учитель, Книга – наставник,
    Книга – надежный товарищ и друг.
    Ум, как ручей, высыхает и старится,
    Если ты выпустишь книгу из рук.”

Предварительная подготовка:

  • Формирование трех команд.
  • Выбор капитанов.
  • Придумывание названий команд.

Ход урока.

I. Вступительная часть.

Выходят 3 ученика:

Первый:

Умными словами недаром сказано:
“Всем лучшим книге мы обязаны.”
Книги читают стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.

Второй:

Книги читаю – значит, мыслю,
Мыслю – значит, живу, а не кисну.
В книжке – мудрость, слезы и смех!
Книжек хватит сегодня на всех.

Третий:

Участники и зрители!
Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей?
И кто герой любимый чей?
Внимание! Внимание!
Начинаются испытания!

Учитель:

Сегодня мы подведем итоги летнего чтения. Три команды будут бороться за право получить звание “Знатоки летнего чтения”. Его обладателем станет та команда, которая пройдет все испытания. По окончании каждого конкурса жюри подведет итоги. Правильный и полный ответ будет оценен в пять баллов. Кроме этого, команды сами, в конце игры, выберут по одному, лучшему, на их взгляд, вопросу. И их авторы тоже будут награждены.

Наши конкурсы судит уважаемое жюри…. (представление жюри).

II. Основная часть.

Итак, мы начинаем:

1 конкурс “Визитная карточка команды”.

Команды выбирают название согласно любимому литературному герою и объясняют свой выбор.

2 конкурс “Герой-невидимка”.

Это задание для капитанов команд. Я буду сообщать вам что-то о героях произведения, а вы должны назвать автора и название этого произведения.

  1. Этот герой – большой шалун, непоседа, выдумщик, фантазер, но очень добрый, смелый мальчик, имеет много друзей и влюблен в милую девочку. (Том Сойер – Марк Твен. “Приключения Тома Сойера”).
  2. Этот герой сам по себе добрый, послушный, скромный, но волшебные способности сделали его зазнайкой, он изменился в худшую сторону. (Алеша – А.Погорельский. “Черная курица…”).
  3. А этот герой, наоборот, сначала был ленивым, злым, непослушным, плохо относился к родителям и животным, а потом стал добрым, отзывчивым, начал помогать тем, кто слабее его. (Нильс – Сельма Лагерлёф. “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”).

3 конкурс “Литературный кроссворд по произведению Д.Свифта “Путешествие Гулливера в Лилипутию”.

  1. Профессия Гулливера (врач).
  2. Оружие императора Лилипутии (шпага).
  3. Транспортное средство, в котором лилипуты вывезли Гулливера в столицу (телега).
  4. Злейший враг Гулливера (адмирал).

4 конкурс “Загадочные предметы”

Я показываю предметы, а вы вспоминаете названия и авторов произведений, в которых они встречались.

  1. Серебряный сундучок (“Городок в табакерке”, В.Одоевский).
  2. Роза (Маленький принц”, А.Сент-Экзюпери).
  3. Перо (“Конек-горбунок”, П.Ершов).
  4. Часы (“Сказка о потерянном времени”, Е.Шварц).
  5. Гриб (“Алиса в стране чудес”, Л.Кэрролл).
  6. Шляпа (“Путешествие Гулливера”, Д.Свифт).
  7. Зернышко (“Черная курица, или Подземные жители”, А.Погорельский).
  8. Шлем (“Былины об Илье Муромце”).
  9. Ружье (“Приключения барона Мюнхаузена”, Э.Распэ).

5 конкурс Викторина “Наши вопросы”. (Викторину составили вопросы из читательских дневников).

  1. Какие три задания давал царь Ивану в сказке “Конёк-горбунок”? (Привезти жар-птицу, достать царевну, найти кольцо).
  2. Зачем садовники красили розы в сказке “Алиса в стране чудес”? (Вместо красных посадили белые).
  3. Почему дети превратились в стариков в “Сказке о потерянном времени”? (Их потерянное время забрали себе злые волшебники).
  4. Почему Том с друзьями сбежали из дома? (Потому что им хотелось приключений).
  5. Кто и за что заколдовал Нильса? (Гном заколдовал за то, что он его обидел).
  6. Какое название имеет городок в табакерке? (Динь-динь).
  7. В каких странах побывал Гулливер? (В Лилипутии, в царстве лошадей, на летучем острове Лапута, в Японии, в Бробдингнеге у великанов, в королевстве Бальнибарби, в стране Гуигнгнмов и т.д.).
  8. Почему во сне у Миши табакерка сломалась? (Он нажал на пружинку).
  9. В какое время Шляпник и Мартовский заяц пили чай? (В 5 часов).
  10. Каким Мюнхаузен показывал себя в своих историях? (Отважным, смелым, находчивым).
  11. Куда Чернушка водила Алешу по ночам? (В подземное царство).
  12. Кого Том спас от наказания розгами? (Бекки Тетчер).
  13. Какое самое фантастическое приключение было у барона Мюнхаузена? (Полет на луну на ядре).
  14. Кем была черная курица в мире подземных жителей? (Министром).
  15. Какое увлечение было у Маленького принца? (Смотреть на закаты, ухаживать за розой…).
  16. Сколько оборотов стрелками часов надо было сделать ребятам? (77).
  17. Почему в доме Герцогини все чихали? (Было слишком много перца).

III. Подведение итогов урока.

Пока жюри подводит итоги, команды совещаются и выбирают лучший вопрос из тех, которые были заданы в викторине.

Вручение грамот команде-победительнице и трем авторам лучших вопросов.

Выходят три ученика:

Первый:

Пусть много детвора читала,
Пускай тут каждый эрудит,
Чудесных книг еще немало
Прочесть нам в жизни предстоит.

Второй:

Про подвиг, труд и про ученье,
Полёт стремительной мечты,
Про дерзновенное свершенье
И штурм небесной высоты.

Третий:

Закончен конкурс, он у нас
Рассчитан на один лишь час,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!

IV. Рефлексия.

На уроке “По следам летнего чтения” была создана обстановка для обмена впечатлениями, особенно о тех произведениях, которые оставили глубокий след в душах детей. Я хотела, чтобы у детей появились предпосылки для самовыражения, утверждения своих собственных позиций, пробудились их чувства, появилось желание стать лучше, сделать что-то хорошее. И главной наградой для меня стали замечательные ответы детей, их горящие интересом, задором и азартом глаза и прекрасное настроение.