К вопросу о формировании у студентов навыков чтения на иностранном языке

Разделы: Иностранные языки


Цели.

  1. Пробудить у обучающихся интерес к личности поэта.
  2. Увлечь песенно-поэтическим творчеством Есенина.
  3. Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову.
  4. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.

Задачи.

  1. Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству.
  2. Создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Оборудование.

  1. Портрет Есенина.
  2. Стенд с материалами к юбилею поэта.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Иллюстрации к конкурсу “Вернисаж”.
  5. Музыкальные записи песен и романсов на стихи поэта.
  6. Выставка книг.
  7. “Венок” (аппликация из цветов с прорезями) для конкурса “Венок Есенину”.
  8. Изображения цветов, встречающихся в стихах поэта.

Условия игры.

Литературная игра (творческий зачёт) “Эта песня в сердце отзовётся” проводится в форме соревнований между группами ребят (2-4 человека). Ответы записываются на листки и передаются для взаимопроверки. Учитель называет ответы, ребята ставят баллы (1 балл за правильный ответ). После каждого конкурса подводятся итоги. В конце урока – общий итог и оценки.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение учителем темы урока, целей, объяснение условий игры.

II. Литературная игра.

1 конкурс “Мир родной природы в произведениях С.А.Есенина”.

А) “Есенинский пейзаж”.

Ребятам раздаются карточки с отрывками из стихотворений, в которых пропущены эпитеты. Побеждают те, кто вспомнят “есенинские” слова.

  1. Выйду на озеро в ….. гать,
    К сердцу …….. льёт благодать.
  2. И в душе, и в долине прохлада,
    ….. сумрак как стадо овец,
    За калиткою ……… сада
    Прозвенит и замрёт бубенец.
  3. Вижу сад в ……. накрапах,
    Тихо август прилёг ко плетню.
    Держат липы в ……. лапах
    Птичий гомон и щебетню.
  4. Этой грусти теперь не рассыпать
    ……. смехом далёких лет.
    Отцвела моя белая липа,
    Отзвенел ………. рассвет.

ОТВЕТЫ. 1 – синюю, вечерняя; 2 – синий, смолкшего; 3 – голубых, зелёных; 4 – звонким, соловьиный.

 Б) “Флора и фауна в произведениях Есенина”.

Многообразен у Есенина мир растений, например, деревьев. Назовите их:

  1. Словно белою косынкой подвязалася …..
  2. Отцвела моя белая ….
  3. Как метель, …….. машет рукавом.
  4. Сторожит голубую Русь
    Старый …. на одной ноге.
  5. Облетевший …… серебрист и светел.
  6. Отрок – ветер по самые плечи
    Заголил на ……. подол.

Угадайте птиц, “летающих” в поэтическом мире Есенина:

  1. Тенькает …… меж лесных кудрей.
  2. Полюбил я седых …….. с их курлыканьем в тощие дали.
  3. Только серые …… расшумелись на лугу.
  4. А над самою макушкой долбит ….. на суку.

С животными поэт сравнивает месяц и луну. Вспомните их:

  1. ……… кудрявый месяц гуляет в голубой траве.
  2. Золотою …….. луна распласталась на тихой воде.
  3. Луна, как жёлтый ……., в мокрой воде ворочается.

ОТВЕТЫ.

Деревья:1 – сосна, 2 – липа, 3 – черёмуха, 4 – клён, 5 – тополь, 6 – (на) берёзке.

Птицы: 1 – синица, 2 – журавлей, 3 – вороны, 4 – дятел.

Животные: 1 – ягнёночек, 2 – лягушкой, 3 – медведь.

 2 конкурс “Россия – Русь в творчестве Есенина”.

Продолжите строки из стихотворений Есенина о Родине:

  1. О Русь – малиновое поле и …
  2. А Русь всё так же будет жить, …
  3. На сердце день вчерашний, …
  4. Если крикнет рать святая:…
  5. Я покинул родимый дом,…
  6. Радуясь, свирепствуя и мучась,…
  7. Учусь постигать в каждом миге…

ОТВЕТЫ.

  1. … синь, упавшая в реку…
  2. … плясать и плакать у забора.
  3. …а в сердце светит Русь.
  4. ... “Кинь ты Русь, живи в раю!”…
  5. …голубую оставил Русь.
  6. …хорошо живётся на Руси.
  7. …коммуной вздыбленную Русь.

3 конкурс “Афоризмы”.

У С.А.Есенина много строк, ставших афоризмами. Вспомните их и продолжите данные предложения:

  1. Так мало пройдено дорог,…
  2. Лицом к лицу лица не увидать…
  3. Жить нужно легче, жить нужно проще,…
  4. Если б не было ада и рая,…
  5. Коль нет цветов среди зимы,…

ОТВЕТЫ.

  1. …так много сделано ошибок.
  2. …Большое видится на расстоянье.
  3. …всё принимая, что есть на свете.
  4. …их бы выдумал сам человек.
  5. …то и жалеть о них не надо.

4 конкурс “Любовь в жизни и творчестве Есенина”.

Викторина.

  1. Кому поэт посвятил цикл стихотворений “Любовь хулигана”? Почему имя этого человека “звенит, словно августовская прохлада”?
  2. О какой своей юношеской любви Есенин вспоминает в поэме “Анна Снегина”? Ей же посвящено стихотворение “Зелёная причёска…”
  3. Из какого произведения Есенина эти строки и кому они посвящены:
    Не знали вы,
    Что я в сплошном дыму,
    В разворочённом бурей быте
    С того и мучаюсь, что не пойму –
    Куда несёт нас рок событий?
  4. Завершите четверостишие. Из какого они стихотворения?
    Пусть я буду любить другую,
    Но и с нею, с любимой, с другой,…  

ОТВЕТЫ.

  1. Этот цикл посвящён актрисе Камерного театра Августе Леонидовне Миклашевской. (Стихотворение Ты такая ж простая, как все…”).
  2. О любви к дочери помещика, Лидии Кашиной, жившей по соседству с родным селом поэта.
  3. Эти строки из “Письма к женщине”, посвящены они Зинаиде Райх, бывшей жене поэта.
  4. …Расскажу про тебя, дорогую,
    Что когда-то я звал дорогой.
    Это стихотворение “Вечер чёрные брови насопил…” – последнее в цикле “Любовь хулигана”. Эти есенинские строки нравились В.Маяковскому, который цитировал их, как пример звукописи, делающей поэзию поэзией.

5 конкурс “Есенин и фольклор”.

Викторина.

  1. В автобиографии Есенин говорил: “Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские…”Что?
  2. Какие есенинские метафоры опираются на народные загадки:
    а) Над бабушкиной избушкой
        Висит хлеба краюшка.
    б) Собаки лают, а достать не могут.
    в) Белая кошка лезет в окошко.
  3. Какую поговорку напоминают строки:
    “В саду горит костёр рябины красной,
    но никого не может он согреть”?
  4. Какую известную песню напоминают вам строки из есенинской “Песни о великом походе”:
    На Дону теперь поют не по-нашему:
    “Пароход идёт мимо пристани.
    Будем рыбу кормить коммунистами”
    А у нас для них поют: “Куда ты котишься?
    В ВэЧэКа попадёшь – не воротишься!”?

ОТВЕТЫ.

  1. Частушки;
  2. а) Ковригой хлебною над сводом
        Надломлена твоя луна.
    б) Луну, наверное, собаки съели.
         Её давно на небе не видать.
    в) В тихий час, когда заря на крыше,
        Как котёнок моет лапкой рот.
  3. Светит, да не греет.
  4. “Яблочко”
    (Эх, яблочко, куда ты котишься?
    Ко мне в рот попадёшь – не воротишься!)

6 конкурс “Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!”

( На специально оборудованном стенде или на классной доске помещены репродукции полотен известных русских художников, иллюстрации).

Какие строки из поэтических произведений С.А.Есенина вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти полотна и иллюстрации?

После четырёх – пятиминутной подготовки ребята делятся своими впечатлениями, читают наизусть стихи.

 7 конкурс “Венок Есенину”.

На доске символический венок с прорезями для других цветов (нарисованный или выполненный с помощью аппликации).

Раздаются карточки со строками из стихотворений поэта, в которых пропущены слова с названиями цветов. Нужно угадать, о каком растении идёт речь. Если ответ правильный, команда, взяв на столе учителя изображение цветка, “вплетает” его в венок (вставляет его в прорезь).

  1. Ах, ………..! Твой ли пыл
    Мне в душу песней позвонил
    И рассказал, что ……..
    Очей любимых далеки.
  2. В сердце ……. вспыхнувших сил.
  3. Лепестками …. расплескалась.
  4. Золото холодное луны,
    Запах олеандра и ……
  5. Ты не удержишься взглядом,
    Чтоб не припасть к ………

ОТВЕТЫ.

  1. колокольчик, васильки,
  2. ландыши,
  3. роза,
  4. левкоя,
  5. гвоздикам.

8 конкурс “Эта песня в сердце отзовётся”.

Музыкальный конкурс – аукцион: кто больше знает песен и романсов, написанных на стихи Есенина.

Далее – их исполнение ребятами и прослушивание музыкальных записей.

9. Стихотворение Н.Рыленкова “Снова настежь распахнуты сени…

Снова настежь распахнуты сени,
Дует в дудку весны соловей.
Снова лёгкой походкой Есенин
По России проходит своей.
Нет ни горькой, ни сладкой отравы,
Все заклятья, все чары сняты.
Веют свежестью юности травы,
Пахнут первой любовью цветы.
Всеми росами Родины вымыт
Забияка и сорванец,
Знает он, что поэзия – климат,
Лучший климат для душ и сердец.
Не пугаясь моторного лая,
Держит песню весна на крыле.
Всё живущее благословляя,
Он идёт по зелёной земле.
Вот они, те просторы родные,
Где когда-то он рос под межой,
Где его научила Россия
Петь и плакать с открытой душой.
И за верность напевам заветным,
Для которых и грусть не беда,
Он останется тридцатилетним,
Молодым, как рассвет, навсегда.
Снова настежь распахнуты сени,
Дует в дудку весны соловей.
Снова лёгкой походкой Есенин
По России проходит своей.

Так на высокой лирической ноте завершается конкурс.

III. Итоги.

Определяется команда – победитель.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение-этюд “Цветы любимому поэту” или сочинение “ Интервью с Сергеем Есениным”.

Приложение.

 Литература.

  1. Грибанов Б.Т. Женщины, любившие Есенина. – М.: “Терра – Книжный клуб”, 2002 г.
  2. Есенин С.А. Собрание сочинений в 3 т.- М.: “Правда”,1983 г.
  3. Кошечкин С.П. Весенней гулкой ранью…- М.:Дет. лит., 1984 г.
  4. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.- М.: Сов. Россия, 1979 г.
  5. Газета “Литература” (“Первое сентября”), №37, 1995 г.