Наверное, каждый учитель, приступая к планированию своих уроков, задумывается над тем, как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению; способствует реализации деятельного дохода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуация общения, моделируемая в игре позволяет приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дает возможность использовать язык как средство общения.
Вот некоторые игрыАлфавит.
Обучение чтению букв и значков транскрипцией.
На каждой букве алфавита написана транскрипция задания
а) прочесть букву и проверить по транскрипции,
б) прочесть транскрипцию и написать букву.
На одних карточках написать буквы, на других транскрипции этих букв.
Задание: соединить буквы с транскрипцией.
Детям раздаются буквы.
Задания: придумать 1 (2, 3…) слов на эту букву.
Из картона вырезается яблоня. На нее вешаются буквы – яблоки. У детей корзиночка. Кто больше соберет букв правильно их называя.
Calendar
Эта игра подвижная и дети с удовольствием играют в нее. В классе развешены или расставлены цифры от 1 до 7, обозначающие порядковый номер для недели. Семь учеников получают карточки, на которых написаны дни недели (Sunday, Monday и т.д.)
Задание: встать перед той цифрой, которая соответствует дню недели, обозначенному на его карточке. Каждый участник игры называет день недели, обозначенный на карточке и его порядковый номер. Например ,,Monday is the second day of the week. Учитель обращается к классу “is it right? Or is it wrong?”. Класс отвечает ,,it’s right( wrong).
При повторении темы ,,Days of the week” можно использовать вариант игры ,,Calendar – Date”. Учащийся говорит: ,,Let’s meet on Sunday”. Другой учащийся, услышав приглашение, встает перед соответствующей цифрой.
Один из вариантов игры ,,Calendar” включает лексику темы ,,School Subjects” Участники игры спрашивают: ,,When do we have Music?” Услышав ответ ,,We have Music on Monday”, он должен встать под соответствующей цифрой.
Дети очень любят загадки, им нравится игра.
“What is this?”
Каждый ребенок готовит свою карточку следующим образом. Берется плотный лист бумаги. Складывается пополам (получается открытка), а внутри вклеивается картинка с изображением какого-либо предмета или животного. Затем вырезается небольшое отверстие в первом листе открытки так, чтобы была вина только часть рисунка. Учитель или учащийся показывает открытку и спрашивает “Guess what is this?” Учащиеся задают вопросы: “Is this a cat?”
Ответ: “Yes it is” or “No it isn’t”.Здесь можно дальше задавать вопросы “What color is it?” ”Is it big?” и т.д.
Идею открыток можно использовать при изучении времени Pres.Progr. Для этого нужны серии картинок по темам “Food”. Можно подобрать такие картинки мальчик или девочка пьёт молоко, ест яблоко, рисует, пишет и т.д. В отверстии видна только голова. Показав открытку учитель спрашивает ,, Who is he( she)?” ,,What is he (she) doing?” ,,Is he eating, (sleeping, reading)?”
Дети очень любят играть в лото. Можно использовать лото для изучения и запоминания лексики.
Дети изготавливают карточки размером 3 см х 6 см из плотной бумаги, делят на 2 части. В левой части написано английское слово зеленым фломастером, в правой части перевод
следующего слова синим фломастером. Задание: подобрать карточки таким образом, чтобы получился замкнутый круг. (к русскому слову находят карточку с переводом на английский язык
pen яблоко
apple книга book ручка
и т.д.) Это домино можно использовать и других целей в изучении не только лексики, но и времен.
Чтобы дети лучше усвоили предлоги можно придумать и провести своеобразную зарядку, давая команды отдельным ученикам или группам учеников: ,, встать перед дверью, за дверью, перед доской, возле окна, в углу и т. д.
,,Перевертыши”
Игра, которая помогает запомнить написание 3-х форм глаголов. Готовим такие карточки. На одной стороне, назовем ее лицевой пишем 3 формы глаголов ring rang rung. На оборотной стороне записываем эти же формы, переставляя буквы rngi, argn, ngur. Показывается обратная сторона классу, учащиеся пытаются отгадать что это за формы. ,,Перевертыши” помогают запоминать и текущую лексику.
При изучении притяжательного падежа можно провести такую игру. Дети приносят в класс открытки, картинки. Затем каждый учащийся говорит, чья картинка ему понравилась и почему: “I like Masha’s picture best of all. It’s very funny (beautiful). Вместо картинок можно рассматривать одежду детей.
При работе с временами можно использовать несколько игр.
,,Whose tail is it?”
Помогает при работе над темой ,,Разделительный вопрос”. Делаем парные карточки. На одной карточке (можно на ней нарисовать животное) пишем повествовательное предложение, на другой карточке(можно нарисовать хвост) пишем соответствующий краткий вопрос. Затем учащиеся пишут соответствующие ,,хвосты” для повествовательных предложений. Можно вызвать 2-х учащихся и устроить соревнование. Кто скорей найдет ,,хвост”.
I like milk He is a pupil don’t I? isn’t he?
При изучении придаточных предложений времени и условия, относящихся к будущему времени, игра также помогает усвоению материала. Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например: I shall read you a book if… участники игры пишут свои варианты придаточных предложений. Например: you clunk milk…
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
Возможен вариант игры, при котором командам предлагаются варианты придаточных предложений. В этом случае нужно написать вариант главных предложений, подходящих по смыслу.
Для распознавания грамматических форм разных времен можно использовать следующую игру. Делаются детьми карточки, на которых пишутся различные грамматические формы: is doing, am eating, does,am и т. д. На других карточках пишутся названия времен. Все карточки с грамматическими формами раздаются одной команде, а второй – названия времен. Надо найти свою пару. Можно все карточки раздать одной команде и дать задание: найти свою пару. Затем то же самое делает 2 я команда. Кто сделает это быстрее, та команда выиграет.
,,Составь предложение”
На разных карточках пишутся части предложений по одному слову. Надо быстро составить
1) повествовательное предложение,
2) общий вопрос
3) специальный вопрос
4) вопрос к подлежащему
5) отрицательное предложение.
За каждое правильно составленное предложение команде засчитывается 1 очко, за каждую ошибку снимается 1 очко. Кто больше наберет очков тот и выиграет.
Для тренировки вопросительных предложений можно использовать такую игру. На большом листе бумаги пишем, например:
Do you like | to go for a walk? to swim in the river? to drink milk? |
Вызывается 2 учащихся. Один из них загадывает какую – либо строчку 2-ой ученик читая вопрос старается угадать, какую строчку загадали. Если называют загаданную строчку ученик отвечает положительно yes, I do, если не ту – отрицательно no,I don’t.
Можно вызвать одного учащегося. Он говорит тихо учителю, какую строчку он загадал, а остальные учащиеся по очереди стараются угадать. Угадавший идет к доске и загадывает свою строчку.
Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и заодно повторить выражение to be going to do smth. Один ученик спрашивает ,,When are you going to visit London?” ответ ,,We are going to visit London on Monday (on the 21th of April) заодно можно повторить порядковые числительные, дни недели и месяцы, употребив цифры, обозначающие порядковый номер дней, недель или месяцев.
Когда мы проходим тему ,,квартира”, дети готовят такую игру. Берут кусок бархатной бумаги – это комната. Готовят из маленьких кусочков бархатной бумаги мебель – пишут названия предметов по-английски, дверь и окно. Договариваемся о месте двери и окна в комнате, а дальше расставляем мебель.
1-й вариант: дети расставляют мебель под руководством учителя.
2-й вариант: дети расставляют мебель сами, а затем описывают что где стоит. Таким образом идёт активное усваивание лексики и предлогов места.
Нечто подобное мы делаем, когда идёт тема ,,город”.
Ребята изготавливают карточки из твёрдой бумаги. На них рисуют дом, магазин, переход, автобусные остановки и т.д. Игра заключается в следующем: каждый ученик берёт в руки какую – нибудь карточку с рисунком и таким образом у нас получается город. Все дети встают. Двое учащихся выходят к доске. Один из них спрашивает другого, как добраться до какого-либо пункта, ну, например, до игрушечного магазина. 2-й учащийся рассказывает ему дорогу, используя предлоги места и необходимую лексику.
Таким образом, создавая ситуацию близкую к действительной, добиваемся повышения интереса учащихся в изучении иностранного языка.