Роль педагогических советов в повышении профессиональной компетентности учителя

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время большое внимание уделяется инновационной деятельности образовательных учреждений.

Представленные материалы рассматриваются пути повышения профессионального мастерства педагогов через совершенствование технологий организации и проведения педагогических советов. Данная проблема многократно обсуждалась в методической литературе, журналах “Завуч” и др., но некоторые особенности из опыта работы нашей гимназии, используемые при подготовке и проведении педагогических советов, могут оказаться для коллег полезными.

Работая по Международным стандартам ИСО 9000:2000 по управлению качеством образования, мы относим педсовет к организационным структурам и к процедурам. В методической литературе в отношении подготовки и проведения педсовета чаще употребляется понятие “технология”.

В зависимости от характерных задач, мы выделяем приоритетные функции проводимого педагогического совета и разрабатываем наиболее эффективные технологии его подготовки и проведения.

Среди основных функций педсовета мы определяем:

  • Управленческие;
  • Мотивационные;
  • Информационно-аналитические;
  • Методические (обучающие).

Основой профессионализма учителя является теоретическая и практическая компетентность. Педсовет, как главный орган в решении вопросов учебно-воспитательной работы, не может оставлять без внимания профессиональное совершенствование педагогов. Поэтому мы считаем, что сегодня оправданной нормой является обучение учителей в ходе подготовки и проведения педагогических советов, как важнейшего способа продуктивного взаимодействия педагогов и развития их творческой активности. В такой форме мы реализуем внутреннюю (внутришкольную) систему обучения педагогов. Актуальность данной системы обусловлена и сложившимися социально-экономическими условиями, в которых приходится работать любому педагогическому коллективу.

В практических подходах при разработке педагогических советов мы исходим из следующих целевых установок:

  • ознакомительных;
  • определительных;
  • аналитических;
  • квалификационных;
  • перспективных.

В рамках конкретных целей приоритеты функций педсовета могут перераспределяться, однако в каждом случае мы обязательно включаем элементы обучающего характера, а функцию обучения рассматриваем как одну из приоритетных.

Опыт работы гимназии № 92 по подготовке и проведению педсоветов позволяет предложить вниманию коллег обобщенную технологию подготовки и проведения педагогических советов, с учетом роли всех его этапов в повышении управленческого и педагогического профессионализма учителей (педагогического коллектива).

Практика показывает, что обычно в рамках одного учебного года проводится не более 4 - 5 педсоветов. Два из них – организационные (аналитико-планирующий, итоговый). Следовательно, непосредственно тематических (профильно-педагогическиих) может быть проведено всего лишь два-три. В условиях подобного дефицита времени мы пришли к выводу о необходимости акцентированного включения обучающих целей и задач в проведение каждого педсовета. Этот вопрос предусматривается планами, как текущего года, так и перспективным планированием на 5 лет. С учетом решения данной задачи организуется работа всех задействованных структур, в том числе и научно-методического совета, школьных методических объединений, кафедр, творческих групп и других объединений педагогов.

В перспективном цикле работы гимназии это обеспечивает:

  • мотивационную направленность для всех учителей и активность их участия в образовательном процессе;
  • совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов и осмысление вопросов, связанных с совершенствованием педагогических технологий;
  • изучение общих аспектов и направлений развития гимназии и мотивацию учителей к инновационной деятельности;
  • анализ результатов инновационной деятельности методических объединений, творческих групп и отдельных учителей;
  • общий анализ достигнутых результатов и их использование в целях перспективного планирования.

Работа в системе качества еще раз подтверждает, что качество подготовки мероприятия определяет качество его проведения и влияет на результативность. В связи с этим, на наш взгляд, в большей степени важен опыт подготовки педагогических советов.

Во-первых, при подготовке и проведении педагогических советов необходимо соблюдение принципов, которые обуславливаются тематикой и определяют границы ее обсуждения:

Взаимосвязь тематики с концепцией долгосрочного развития и реализации в гимназии политики качества образования.

Соблюдение преемственности и последовательности. Обязательное выполнение условий, при которых решение каждого проводимого педагогического совета является основой для последующих, а проведение нового педсовета начинается с отчета о выполнении решений предыдущего.

Участие в подготовке и проведении педсовета всего педагогического коллектива в разных формах (в составе рабочих групп, работе НМС, школы молодого учителя по теме педсовета; проведение, самоанализ и анализ открытых уроков и мероприятий, участие в разработке проекта решения и др.).

Во-вторых, особое значение приобретает моделирование форм проведения заседаний педагогических советов. В практике проведения мы использовали, к примеру, такие формы, как:

Коллективную творческую деятельность, коллективные способы обучения (“Современные требования к уроку и пути их реализации”, “Работа педагогического коллектива по преодолению перегрузок учащихся”);

Творческие мастерские (“Использование воспитательного потенциала образовательных и учебных программ в повышении качества воспитанности учащихся”, “Одаренные дети – это..”);

В форме защиты проекта (“Использование квалиметрических процедур в образовательном процессе”, “Научно-исследовательская деятельность учителей и учащихся как средство повышения качества образования”);

Презентацию работы методических объединений, кафедр, творческих групп, учителей-предметников;

Деловую игру (“Управление качеством обучения на основе совершенствования оценочной культуры”, “Формирование информационных умений и навыков учащихся”);

В форме конференции (“Педагогический Олимп”);

В форме проведения круглого стола (“Ярмарка педагогических достижений”).

В нашей гимназии сложилась определенная технология подготовки и проведения педагогических советов с учетом приоритета внутренней (внутришкольной) системы обучения педагогов.

В обобщенном виде структура данной технологии может быть представлена блоками: подготовительным и собственно заседанием педсовета. Подготовительный блок включает этапы: организационный, теоретический, практический (Приложение 1).

Организационный этап решает задачи определения состава рабочей группы, распределения ответственности, выработки регламента подготовки и проведения педсовета по запланированной тематике, определение количества содокладчиков и тематики их сообщений, планирования и организации Дня педагогического мастерства. Обучения педагогов разных уровней подготовки осуществляется через их привлечение к участию в качестве содокладчиков и моделированию форм проведения педсовета, прогнозированию результатов практического этапа, подготовку информационных бюллетеней.

Теоретический этап предназначен для:

- Изучения теории вопроса, нормативных документов.

- Выявления проблем на уровне учителей, МО, кафедр, творческих групп;

- Подготовки и проведения лекции и круглого стола для учителей по тематике педсовета;

- Консультаций для учителей-предметников для последующего проведения открытых уроков;

- Разработка содержания аспектного анализа для открытых уроков по выявлению проблем.

В ходе практического этапа осуществляется:

- Выпуск методических бюллетеней;

- Проведение Дня педагогического мастерства и взаимопосещение рабочих уроков учителей (в течение 2-х недель).

- Проведение заседаний Научно-методического совета “Состояние по проблеме. Итоги проведения открытых уроков”.

- Анкетирование учителей и учащихся (возможно выборочное);

- Валеологический и (или) психологический мониторинг;

- Общественная экспертиза качества открытых уроков и мероприятий, выступлений на заседаниях педагогических советов;

- Аналитическая деятельность рабочей группы по подготовке основного доклада к педсовету;

- Подготовка выступлений основного докладчика и содокладчиков;

- Разработка проекта решений по проблематике педагогического совета.

Непосредственно на заседании педагогического совета, после заслушивания основного доклада, выступают содокладчики. В их выступлениях отражается опыт работы, достижения и проблемы по теме педсовета. Далее работа педсовета носит преимущественно практико-ориентированный характер (работа по проблеме в разных формах проведения).

На каждом этапе стараемся максимально обеспечить обучение учителей:

Используем работу Научно-методического совета в качестве звена подготовки (помощь учителям при подготовке к открытым урокам, консультации по проведению урока и аспектного самоанализа урока, ознакомление через выпуск методических бюллетеней со спецификой проблемы педсовета, понятийным аппаратом, новейших научных статей, классификаций и методических разработок).

Приглашаем к участию в подготовительном этапе ученых и специалистов (прослушивание лекции и организация беседы по итогам проведения). Например, в ходе подготовки к педсовету “Управление качеством обучения на основе совершенствования оценочной культуры” учителям были представлены два взгляда на решение проблем оценивания. С одной стороны педагоги познакомились с позицией ученого, научного руководителя нашей гимназии, доктора педагогических наук В.П. Панасюка. С другой, в свою очередь, психолог гимназии Кадонир Е.П. представила взгляд на проблему оценивания умений и навыков учеников и их родителей с позиции психологической практики.

Проведение Дня педагогического мастерства и уроков взаимопосещений стимулирует учителей к освоению и применению современных педагогических технологий, в том числе и информационных, повышает мотивацию и способствует росту педагогического мастерства.

Валеологический и (или) психологический мониторинг, проводимый педагогом-психологом и врачом гимназии, помогает учителям осмысленно внедрять здоровьесберегающие технологии обучения.

Включаем в проведение педсоветов выступления учащихся и родителей (“Одаренные дети – это..”, “Педагогический Олимп”, “Ярмарка педагогических достижений”);

Для получения объективной оценки выступлений участников педсоветов, организуем независимую внешнюю экспертизу. На заседания педагогических советов приглашаем родителей учащихся, старшеклассников, коллег из других образовательных учреждений. Комиссия в таком составе оценивает качество выступлений: содержание, проблематику, подачу материала.

Таким образом, осуществляется рефлексивное обучение членов педагогического коллектива.

Динамика форм и методов, используемых в ходе теоретического этапа подготовки педсоветов, расширяет кругозор учителей и позволяет им глубже понять стоящие перед педагогическим коллективом задачи. Организация практической деятельности решает задачи повышения профессионального мастерства учителей. Применение различных форм анализа и использование квалиметрических процедур способствует повышению объективности оценки своей деятельности и развивает критическое и аналитическое мышление учителей.

В целом, схема подготовки и проведения педагогических советов отражает локально-модульную технологию. Технология рассчитана на дальний, перспективный охват актуальных проблем образовательного процесса на диагностической основе. Она позволяет решать вопросы повышения качества образования, отвечает требованиям преемственности, выполняет прогностическую и обучающую функции.

Использование данной технологии мы ориентируем на наиболее актуальные педагогические задачи, стоящие перед гимназией по решению проблем качества образования.

Сложившаяся система, на наш взгляд, является действенной, т.к. в процессе подготовки и проведения педагогического совета происходит:

1. Теоретическое и практическое обучение учителей;

2. Решаются проблемные вопросы образовательного процесса и намечаются перспективы развития;

3. Достигается творческая удовлетворенность организаторов педсовета и членов педагогического коллектива.

Такой подход способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, а так же осмыслению всеми членами педагогического коллектива роли, места и содержания своей деятельности в образовательном процессе в целях дальнейшего совершенствования качества образования.