Использование краеведческого материала на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Отечество. Невозможно перечислить всего того, что стоит за этим ёмким словом. Это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. Любовь к Отечеству проявляется в любви к родному краю, к родному городу, к родной речи, бережном отношении к окружающей природе.

Работу по ознакомлению учащихся с родным краем, освоением ими регионального содержания желательно начинать с 1 класса, обогащать содержание традиционного школьного курса разных учебных дисциплин за счёт местного языкового материала. Одним из направлений развития школьного краеведения является предметное краеведение, фрагментное внедрение которого возможно во многих учебных дисциплинах (Рисунок 1).

Большими возможностями в изучении краеведения располагают уроки русского языка. На каждом уроке можно отводить 7-10 минут для “языковой разминки”, “которая обеспечивает регулярное повторение и отработку основных учебно-языковых и правописных умений и навыков” [2]. С приёмами проведения “языковой разминки” можно познакомиться в книге Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя [2]. В данной статье предлагаются предложения по темам программы русского языка в 4 классе с привлечением краеведческого материала.

Тема: "Простое предложение".

1. Слава о Мурманске широко разнеслась по стране.

2. Взгляните на карту Кольского полуострова!

3. В Мурманском краеведческом музее есть карта Кольского полуострова.

4. Золотой осенью довелось мне побывать в лесной полосе Заполярья.

5. В Красную книгу России занесён северный тюлень. (Тевяк).

6. Охраняйте лесные высотные дома.

7. Солнце лилось с вышины ослепительными потоками.

8. Морские волны рядами набегают на песок.

9. На ветках рябин горели крупные гроздья ягод.

10. С давних времён люди ценили целебные свойства сосны.

11. Здесь умирающий Гольфстрим отогревает море Баренца.

12. В самой форме деревьев сказываются особенности суровой северной природы.

13. Утреннее солнце косыми лучами осветило ближние сопки.

14. Ночную тишь прорезал свист крыльев птицы.

15. Осенью переменила белка рыженькое пальто на шубку.

16. У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр

17. С восходом солнца подул сильный ветер.

18. У северного оленя красивые ветвистые рога.

19. Дорожка была усыпана осенними пёстрыми листьями

20. В Арктике царил белый полярный день.

21. Мурманск является одним из крупных городов мира, лежащим за Полярным кругом.

22. Зимой на Кольской земле наступает полярная ночь.

23. Мягкий серебристый свет луны заливает всю местность.

24. На опушке леса лежит сверкающий снег.

25. Декабрь щедро преподносит январю букет морозов.

26. Свиристели клюют семена рябины.

27. Морозные стёкла переливались огоньками при свете фонаря.

28. На лесной поляне искрами засветились снежинки.

29. Снег шапками лёг на пни и муравейники.

30. По глубокому снежку пробежала осторожная мышь.

31. Резкий ветер гнал снег над землёй

32. Мороз щиплет и румянит щёки.

33. Спит медведь в берлоге.

34. Заяц нарядился в белую шубку.

35. Удары снежной крупы о стволы деревьев сливались в таинственный гул.

36. Зимой животному миру нужна помощь.

37. Жители Севера ездят на оленях.

38. Красивый новый наряд и у плутовки — лисицы.

39. Лиса в норе из листьев теплую постель сделала.

40. В своём зимнем утреннем наряде каждое дерево красиво выделялось на светлом фоне зари.

41. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосёнком.

42. Ледяные поля засверкали от первых лучей солнца.

43. Зимой белка свернётся клубочком в дупле и хвостиком прикроется, как одеялом.

44. Удивительная картина открылась за рекой Колой.

45. Голубое небо красивой синевой отражается в Кольском заливе.

46. К реке вышли лось и лосёнок.

47. Наш край встречает гостей Праздника Севера.

48. Весеннее тепло растопило снега.

49. Целый день хлопочут лесные жители.

50. Лужицы талой воды радуют всё живое.

51. Вдруг лесную тишину нарушили весёлые птичьи голоса.

52. Природа согрелась в первых лучах весеннего солнца.

53. Под лучами майского солнышка всё быстро растёт.

54. С раннего утра до позднего вечера радостно звучат песни птиц. (По Сладкову)

55. Со ступеньки на ступеньку прыгают дождевые капли.

56. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

57. На дворе звенит весенняя капель.

58. На ветках набухают душистые почки.

59. В северных лесах стало много муравейников.

60. Много удивительных голосов можно услышать в весеннем лесу.

61.Полярная ива распустила свои нарядные барашки.

62. По мокрым улицам города журчали торопливые ручейки.

63. Побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.

64. Арктика с радостью встречает полярный день

Предложения с однородными членами.

1. Ветер переметает снег с места на место, разрушает кору деревьев.

2. Саамы не имели письменности, не зафиксировали свою историю ни на бересте, ни на пергаменте, ни на бумаге.

3. Утренний туман замер и лёг инеем на землю.

4. Кусты и деревья стоят голые и серые.

5. Умбозеро вытянулось с севера на юг между Хибинских и Ловозерских гор.

6. Волны Кольского залива мчатся к берегам, несут всклоченные гривы.

7. Сказочное северное сияние озаряет полярный ландшафт полей, лесов, озёр, рек.

8. Солнышко светит, но не греет.

9. Лесными тропами, каменистыми тундрами, заросшими болотами добираются учёные до Лапландского заповедника.

10. Саамы вели кочевой образ жизни, занимались рыболовством, охотой.

11. Светятся, искрятся на солнце сосульки.

12. День растёт быстро, разгребает хмурый горизонт.

13. Саамский язык звучит в школе, в семьях оленеводов, на улицах села Ловозеро, по — местному радио.

14. День и ночь не затихает работа на причалах рыбного порта.

15.Чайка ходит по песку на берегу моря и кричит.

16. Весна выдалась ранняя и тёплая.

17. Мы часто к празднику дарим цветы бабушке, маме, учительнице, близким людям.

18. Не любят красивую сову зайцы и куропатки.

19. Крупные капли ночной росы на траве и листьях деревьев отливают всеми цветами радуги.

20. Стоишь и любуешься прелестной картиной раннего утра.

21. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни ветер.

22. Современные дома обступили Кольский залив и взбежали на сопки.

23. Полярное солнце не прячется за горизонт, а опустится в каменистой тундре, зацепится за верхушки сосен и снова вверх.

24. В Лапландском заповеднике встретишь леса, горы, озёра, разнообразный растительный и животный мир.

25. Шаг за шагом русские люди осваивали приобретённые районы европейского Севера, основывали здесь свои поселения.

26. Прямо от города Колы широкая дорога поднимается в гору, змеится среди скал.

27. На севере деревья растут медленно, но вырастают крепкими и могучими.

28. Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев, разметала их по дороге.

29. Солнышко то спрячется за тучей, то раскинет жёлтые лучи.

30. Голые берёзки, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно пухом.

31. Зимой Дедушка Мороз разукрасил лес снегом и инеем.

32. Дятел клювом долбит шишку ели и языком достаёт семена.

33. От мороза на осинке и берёзке пожелтели листья.

34. Ранним зимним утром я вышел из лесной избушки и в холодном воздухе сразу почувствовал себя бодрым и весёлым.

35. А впереди настоящая зима со жгучими морозами, сильными ветрами, снежными заносами.

36. Снегиря можно наблюдать на опушке леса, в саду, в парке, на бульваре.

37. Снегирь хорошо лазает по ветвям деревьев, ест семена рябины, ели, сосны.

38.Весной снегири летят в чащу и устраивают гнёзда в густых лапах елей, на ветках берёз, и сосен. Наблюдай за этими интересными птицами.

39. Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки и озёра.

40. Наступила радостная шумная и пахучая весна.

Сложное предложение.

1. Свежий сок в берёзах бродит,
Брызжет золотом волна,
И на Север к нам приходит
Синеглазая весна.

(В. Матвеев)

2. По календарю давно пришла весна, а у нас во дворе лежат сугробы снега.

3. Олень давал человеку пищу, шкуры его служили для одежды и устройства жилища.

4. Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.

5. С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.

Предложения с прямой речью.

1. Газета обращалась к людям с призывом: "Спасите птиц от холодов!"

2. Дети вбежали и закричали: " Пуас!" Пуас — значит олень.

Имя прилагательное.

1. На Крайнем Севере нашей страны нет зелёных, радующих глаз берёзовых перелесков.

2. На русском Севере осень золотая особой прелестью сердце очаровывает. (М. Волгарев)

3. Тонкая лиловая дымка прикрывает пространство.

4. На берегу самой длинной реки Поной затерялось маленькое село Краснощелье.

5. Вот и пришла на широту Мурманска полярная ночь.

6. Есть в Лапландском заповеднике и редкие животные: тундровая куропатка, рогатый жаворонок, пуночка, норвежский лемминг.

Использование краеведческого материала на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса школьников, расширяет знания об истории и культуре края, обычаях и традициях народов, с древних времён, живущих в данном регионе. Продемонстрируем как это можно реализовать на примере учебной встречи между двумя четвёртыми классами.

Учебная встреча по русскому языку
по теме: “Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Мини-сочинение “Моё Заполярье””

Цели урока:

Образовательная:

  • совершенствование знаний об имени существительном как части речи (лексическое значение имён существительных; постоянные и непостоянные признаки имён существительных);
  • повторить правописание изученных орфограмм.

Развивающая:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие устной и письменной речи, творческих способностей.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство коллективизма, сопереживания за товарищей, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: иллюстрации природы Мурманской области, географические карты России и Мурманской области, карточки для индивидуальной работы, листы с названиями игр, бумажные снежинки.

При подготовке к учебной встрече в каждом классе необходимо выбрать команды из 6 человек и капитана.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычный урок. Наша цель – повторить изученные сведения об имени существительном и продемонстрировать свои знания о родном крае. Покажите на карте России Мурманскую область. Покажите на карте Мурманской область город Мурманск.

1. Игра “Анаграммы”

Капитаны выбирают задание и команды приступают к его выполнению.

Задание: Используя все буквы, составьте слово – название своей команды. (ЕГРМИОТА, ОТНКЗИА) [1]. Крупно напишите на листе бумаги слово и поместите лист на доску. Чья команда первая справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог.

После выполнения задания, зрители могут прочесть название команды. Учитель представляет команды, членов жюри и объявляет правила учебной встречи. За каждый правильный ответ команда получает снежинку. Чей сугроб к концу урока будет больше, та команда и выиграла.

2. Игра “Третий лишний”

1) На доске слова в два столбика. Догадайся, какое слово лишнее в каждом столбике?

солнце

родное

лето

метель

зима

Заполярье

2) Какие это части речи?

3) Составьте словосочетание ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

4) Родное Заполярье. Это заголовок нашего мини-сочинения, которое каждая команда должна написать в течение урока. В нём необходимо использовать опорные слова, которые прозвучат на уроке. Возьмите чистые листочки. Подпишите число, сочинение, Родное Заполярье (По образцу на доске).

3. Игра “Весёлая грамматика”

Один ученик читает наизусть стихотворение Ольги Высотской “Весёлая грамматика” [5]

Существительное – “Школа”
“Просыпается” – глагол
С прилагательным – “весёлый”
Новый школьный день пришёл.
Встали “мы” – местоимение,
Бьёт числительное “семь”
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием “отлично”
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим
“Не” и “ни” – у нас частицы.
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

О каких частях речи говорится в стихотворении? (Названия частей речи выставляем на доску соответственно схеме в учебнике [3, с. 29])

Все участники учебной встречи записывают предложение – вступление к сочинению: “Мы живём на краю земли, в соседстве с Северным Ледовитым океаном”.

Задание: определите части речи. Болельщики выполняют данное задание в написанном предложении, а члены команд на индивидуальных карточках.

Определи и подпиши части речи:

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.

Определи и подпиши части речи:

Пушистое покрывало лежит на земле и защищает растения.

Определи и подпиши части речи:

В морозную погоду на деревьях образуется снежный покров.

Определи и подпиши части речи:

Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик.

Определи и подпиши части речи:

Он приходит в зимний вечер зажигать на ёлке свечи

Определи и подпиши части речи:

Ночью в избе под напевы метели тихо разносится скрип колыбели.

Дайте характеристику имени существительному. Каждый ученик называет только одну характеристику. [4] Возможные ответы: /самостоятельная часть речи; обозначает предмет; отвечает на вопросы “Кто?”, “Что?”; имеет постоянные признаки (род, склонение, одушевлённый - неодушевлённый); изменяется по числам и падежам; в предложении является подлежащим или второстепенным членом/

Почему существительное получило такое название?

/Это то, о чём люди могут подумать как о чём-то существующем./

Жюри подводит итоги по игре “Весёлая грамматика”

4. Игра “Правильно - неправильно” (Физминутка) [4]

Если высказывание правильное, то поднимите правую руку. Если неправильное, то сделайте хлопок над головой.

  • Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.
  • Падеж – это постоянный признак имён существительных.
  • Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих.
  • Склонение и род это постоянные признаки существительного.
  • Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим.
  • Одно и тоже имя существительное может относиться к разным склонениям.
  • Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

5. Игра “Найди ошибку”

Таблица со словами заранее подготовлена на доске. Каждое правильно выбранное слово оценивается снежинкой.

М.р.

Ж.р.

С.р.

Город

Море

Север

Океан

Мурманск

Залив

столица

сияние

территория

ночь

Россия

терраса

полуостров

область

день

Заполярье

небо

облако

Назовите в данных словах знакомые орфограммы.

6. Игра “Будь внимателен”

Определите склонение. Работа по карточкам на доске (по 1 человеку от каждой команды)

Вставь пропущенные буквы.

Запиши слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

Олен…, л…ственница, ель, сн…гирь, бру…ника, не…ть, б…рёза, св…ристель, лось, с…ница, ме…ь, жим…лость.

Вставь пропущенные буквы.

Запиши слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

Ме…ь, жим…лость, ель, сн…гирь, не…ть, св…ристель, лось, бру…ника, б…рёза, с…ница, олен…, л…ственница.

В это время со всеми остальными учащимися проводится игры 7 и 8.

7. Игра “Объясни значение слов” ( Задания на карточках, выбирают капитаны команд.)

сопка – небольшая гора, холм, курган,

терраса – горизонтальный уступ земной поверхности, площадка,

причал – место, где причаливают суда,

глухарь – крупная птица

ягель – олений мох, род лишайника,

док – портовое сооружение для ремонта судов,

залив – водное пространство впадающее в сушу,

тундры – горы в Мурманской области

8. Игра “Узнай падеж”

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги. Ученики должны определить падеж. Каждой команде по 5 вопросов, по очереди.

  1. Кому? (Д.п.)
  2. На, за, под, через, про, в. (В.п.)
  3. Нет (Р.п.)
  4. Щедрый падеж (Д.п.)
  5. Без предлога не употребляется (П.п.)
  • Всегда подлежащее (И.п.)
  • Падеж – работяга (Т.п.)
  • Два предлога (Д.п.)
  • Кого? (В.п. и Р.п.)
  • Что? (И.п. и В.п

9. Задание командам: Напишите мини-сочинение из 5– предложений.

10. Письмо по памяти с доски.

Почему в предложении такие знаки препинания?

Запишите по памяти: “Мы – северяне, мы из Мурманска!” – с гордостью заявляют земляки. Определите падеж в подчёркнутых словах.

11. Чтение сочинений и итог урока. (Рисунок 2, Рисунок 3)

Литература

  1. Аус В.Д. Аукцион знаний по русскому языку // Начальная школа: плюс-минус, № 5, 2001.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. // Серия “Свободный ум”. – М., “Баласс”, 1998 г. – 64 с.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса (1–4) и 3 класса (1–3). Под научной редакцией академика А.А.Леонтьева. Изд. 2-е, испр. – М.: “Баласс”, 200, – 208 с., ил. (серия “Свободный ум”)
  4. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, дополненное – М.: “Баласс”, 2001 г. – 192 с. (Серия “Свободный ум”)
  5. Высотская О.И. Разговор с Весной: Стихи, сказки, пьесы /Рис.Т. Прибыловской.-Л.:Дет.лит.,1973.–191с.: ил.
  6. География Мурманской области. Учебное пособие для средней школы. – Мурманск, Кн. изд-во, 1975.– 144с.