Особенности организации работы с детьми младшего возраста (2,5–3,5 г.) при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками


В настоящее время все большую популярность стали приобретать различные центры раннего развития детей, где педагоги занимаются с малышами буквально от 8 месяцев ритмикой, рисованием, развитием речи и т.д. Все большее количество родителей-энтузиастов могут позволить себе лично заниматься со своими детьми по методикам Г.Домана, Н.А.Зайцева, Б.П.Никитина либо поручить это квалифицированным гувернерам. На этом фоне растет спрос и на занятия иностранным языком с детьми такого возраста. Однако, преподаватели, начинающие работать в этом направлении, сталкиваются с недостатком наработанного опыта в данной сфере и весьма ограниченным количеством литературы по теме.

Действительно, практически все разработанные курсы для детей, представленные зарубежными издательствами (Macmillan, Oxford University Press, Cambridge University Press, Longman) рассчитаны на возраст от пяти лет, реже – от четырех. Отечественные издательства в основном публикуют пособия для родителей, отличающиеся невысоким уровнем содержания с точки зрения методики преподавания языка. Индивидуальные особенности детей раннего возраста бывают выражены ярче; в одной группе отдельно взятые лексические единицы усваиваются быстрее и легче, а в другой именно эти слова вызывают затруднение. К тому же при планировании занятия имеет смысл делать упор на освоение наиболее значимых в данный период слов. Так, при наступлении зимы актуально вводить лексику: snow (снег), cold (холодный) и т.п., ведь именно такие слова в этот момент являются эмоционально наполненными для детей, а это – залог успешного их освоения. Таким образом, имеет смысл делать разработки к каждому занятию, учитывая конкретные потребности обучаемых.

Одним из коренных моментов, влияющих на успех обучения, является активное участие родителей в процессе. Общеизвестно, что лучший стимулятор освоения языка – языковая среда, т.е. необходимо стремиться к максимализации времени, уделяемого занятиям. Однако, при организации групп оказывается, что в среднем занятия проводятся два раза в неделю по тридцать минут, что никак языковой средой не назовешь. (Опустим случаи работы в частных детских садах и тому подобных организациях, где есть возможность проводить ежедневные занятия и даже обустраивать особые “зоны” английского, немецкого и др. иностранных языков, где постоянно находятся педагоги.) Поэтому очень желательно присутствие родителей на занятиях, это обеспечивает создание общего словарного запаса взрослого и ребенка и развивает навыки родителей в методически правильной тренировке употребления изученного материала. Таким образом, существенно расширяется время, проводимое в работе над языком. Присутствие родителей создает психологически комфортную обстановку на самих занятиях, ведь многие дети чувствуют себя увереннее и спокойнее в присутствии кого-нибудь из членов семьи и не тратят силы и энергию на борьбу со стрессом, вызванным нахождением в коллективе без поддержки, а концентрируются на самом занятии. Известно, что одним из наиболее эффективных приемов в обучении групп является работа в парах. В младшем возрасте ее можно проводить только в паре ребенок - близкий ему взрослый, к тому же взрослый сам овладевает навыком проведения такой работы и может практиковать ее вне рамок занятий. Участие взрослого также необходимо на той стадии занятия, где проводится работа с клеем, ножницами и т.д.

Один раз в три-четыре занятия необходимо раздавать взрослым сопроводительные листки со списком изучаемых слов, текстами песенок и рифмовок и кратким описанием действий, производимых под них. Это позволяет более эффективно заниматься с детьми в семье, а также заполнять пробелы, допущенные в случае пропуска занятий.

Немаловажное значение имеет правильная организация пространства на занятиях. Необходимы минимум две зоны: игровая (открытое место с ковром на полу) и зона столов и стульев (они должны подходить детям по росту). В первой зоне полезно выделить место, где дети собираются в круг и могут сесть на пуфики. Использовать это место следует для презентации материала на карточках, работы с куклами, одеваемыми на руку, чтения и т.д.

Ключевым моментом в подходе к разработке планов занятий является понимание того факта, что дети младшего возраста в основном кинестетики, поэтому самыми результативными будут упражнения, включающие физическую активность. Например, при введении слов up (вверх) и down (вниз) используется видеоэпизод, где герои катаются на санках. Сначала они поднимаются в гору (up – up – up), а затем спускаются вниз (down – down – down). На закрепление материала раздаются игрушечные машинки и строится горка из пуфиков, по которой дети возят машинки вверх и вниз, повторяя при этом “up, up, up”, “down, down, down”. На повторение разучивается рифмовка, содержащая слова “up” и “down”, при произнесении которых дети поднимают и опускают руки.

Нельзя также забывать, что внимание детей в возрасте 2,5 – 3,5 лет еще очень неустойчиво, поэтому при планировании нельзя отводить более трех-пяти минут на один вид деятельности. Виды деятельности, в свою очередь, необходимо чередовать, к примеру, после работы в круге перейти к физической активности, а затем к работе за столами. Следующий вид деятельности вновь должен быть подвижным.

Интересно, что на занятиях с маленькими детьми можно вводить элементы самых разных приемов обучения. Например, создание совместных проектов может иметь вид работы в группах из трех-четырех человек, когда дети складывают из кубиков единую картинку с изображением животного, название которого входит в активную лексику занятия.

Другим удивительным моментом оказалось успешное введение чтения детям в ход занятия. Детям 2,5 – 3,5 лет подойдут книги для чтения на иностранном языке для детей 4 – 6 лет, но читать должен преподаватель. В таких книгах картинки преобладают над текстом, что позволяет детям лучше улавливать содержание. Целью такого чтения является ознакомление с явлением “книга на иностранном языке” в принципе. Читать нужно на каждом занятии по 2 – 3 минуты, прекращая в тот момент, когда интерес детей еще не исчерпан. Таким образом, формируется положительное отношение к процессу чтения в целом.

Для создания комфортной психологической обстановки на занятиях, а также лучшего включения занимающихся в процесс обучения рекомендуется занятие всегда начинать с единого ритуала. Это может быть песенка или рифмовка, которую учат в начале курса. Также большую помощь может оказать игрушка или кукла, которая приходит в начале занятия, здоровается со всеми детьми, потом участвует в процессе занятия, а в конце прощается и уходит.

Большим подспорьем в работе является наличие телевизора и видеомагнитофона в аудитории. Однако, с особым вниманием следует отнестись к выбору материала для демонстрации, т.к. имеет смысл тратить время на просмотр только при условии отработки материала на занятии. На практике двум-трем минутам просмотра должны предшествовать 6 – 8 минут (два вида деятельности) предварительной работы и 6 – 8 минут (два вида деятельности) работы по закреплению материала. Легче подбирать эпизоды из разработанных видеокурсов для детей, т.к. они чаще ориентированы на активизируемую лексику. В любом случае, использовать следует мультипликацию, она легче воспринимается детьми младшего возраста. Всегда необходима предварительная презентация героев эпизода, поэтому удобнее показывать эпизоды из одного курса, дабы не тратить время на ввод дополнительных персонажей. Вообще видео на уроке способствует формированию у детей стойкой мотивации к занятиям.

В заключение хотелось бы отметить, что данное направление в сфере образования в настоящее время является перспективным и многообещающим. Для преподавателей иностранного языка это бескрайняя область для творческого поиска, самовыражения и профессионального роста.