Метод проектов: от урока к образовательной практике гимназии

Разделы: Администрирование школы


Актуальность.

Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Такая работа ведётся и в Сангарской гимназии. Мы решили рассказать о том, как в образовательную практику гимназии внедряется метод проектов. Почему именно ему мы уделяем большое внимание?

В последнее время в педагогической науке всё больше говорится о необходимости усиления деятельностной компоненты в образовании. Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки.

Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении.

Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности.

Цель данной работы: представить опыт внедрения метода проектов в образовательную практику гимназии.

Задачи:

  • рассмотреть динамику внедрения метода проектов: от урока к образовательной практике гимназии;
  • познакомить с опытом организации Фестиваля проектов в Сангарской гимназии;
  • обобщить результаты проектной деятельности в Сангарской гимназии;
  • определить перспективы развития проектной деятельности в Сангарской гимназии.

Как мы понимаем сущность метода проектов? В различной методической литературе даются различные определения. Приведём два из них:

Метод проектов как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. [12]

Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. [12]

Нам ближе второе определение, так как технология – более широкое понятие и пока о внедрении метода как технологии мы говорить не вправе.

Само понятие “проект” очень многогранно. Проект можно рассматривать как:

  • метод обучения (его можно использовать при изучении любого предмета и во внеклассной работе
  • содержание обучения (самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании);
  • форма организации учебного процесса (полноценный проект “не вписывается” в рамки урока, так как природа проекта и урока принципиально различны)
  • особая философия образования (философия цели и деятельности, результатов и достижений)[11]

В методической литературе разрабатываются различные этапы проектной деятельности. Проанализировав различные варианты, мы создали свой.

Динамика внедрения метода проектов в образовательную практику гимназии.

В Сангарской гимназии впервые метод проектов стал применяться на уроках английского языка, биологии и истории (учителя Головченко Л. Ю., Аргунова И. И., Эверстова М. К., Савицкая Е. Ю.). На занятиях выполнялись мини-проекты, индивидуальные, парные или групповые, в результате чего на свет появлялись интересные продукты.

Так на уроках английского языка разрабатывались проекты по страноведению, путешествие по Якутии, другие интересные темы. На уроках биологии закладывались основы разработки исследовательских проектов. На уроках истории Древнего мира, мы с учениками разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-либо открыл первобытный человек; попробовать всё своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, открыли керамику. В мастерской “первобытного художника” с увлечением выцарапывали “наскальные рисунки” на гипсовых заливках, ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом. Даже самые “слабые” ученики заработали заслуженные “пятёрки”.

На уроках истории в 6–7 классах мы осваивали различные ролево-игровые проекты, например “Деятельность парламента в средневековой Англии”.

В старших классах наибольший интерес представляют исследовательские проекты. Однако они “не вписываются” в урок. Так наша работа над проектами вышла за его рамки и переместилась во внеурочную деятельность. Здесь очень ярко проявили себя члены ДЭНИО (Детское Экологическое Научно-исследовательское Общество, руководитель Эверстова М. К.). Именно они, впервые, в большом количестве, представили свои исследовательские проекты на улусной конференции “Шаг в будущее”, получили хорошие результаты, прошли на региональный и республиканский этапы этого представительного форума. Один проект был награждён Дипломом I степени Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ учащихся “Первые шаги”. Результаты работы над первыми внеурочными проектами по истории “ХХ век в истории моей семьи” и “Дневник ХХ века” (руководитель Савицкая Е. Ю.) были настолько интересными, что часть из них была опубликована в улусной газете “Дабаан”. Автор лучшего проекта заняла первое место на улусной конференции “Шаг в будущее”, призовое место на региональном этапе, была награждена Дипломом I степени на Всероссийском фестивале “Первые шаги”. Руководитель проектов по истории обобщила свой опыт на улусной конференции педагогов “Современный урок: проблемы, поиск, идеи”, а также опубликовала статью “Метод проектов на уроке истории и во внеклассной работе по предмету”[7] приняв участие во Всероссийском Фестивале “Открытый урок”, организованном Издательским домом “Первое сентября”.

Результаты проектной деятельности и отзывы её участников были настолько положительными, что возникла идея внедрения метода в практику всей гимназии. В марте 2005 года был проведён Педагогический совет “Метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности”. Учителя гимназии поделились опытом освоения метода проектов. Были разработаны требования к проекту, структура учебного проекта, рассмотрены классификация проектов, примеры продуктов, роль учителя в проектной деятельности, критерии оценивания. Одним из решений педсовета было проведение в гимназии, в начале декабря 2005 года, Фестиваля проектов.

К Фестивалю готовились с начала сентября. Было проведено методическое совещание, занятия школы педагогического мастерства, индивидуальные консультации; разработаны Положение о Фестивале, критерии оценивания работ.

Фестиваль проектов проходил с 5 по 13 декабря 2005 года. Первые три дня защищались исследовательские проекты по обществознанию, естественным наукам и истории. Проекты по обществознанию были очень разнообразными: от “Школьного парламента” до “Портрета современного политика”. Проекты по биологии защищали не только опытные исследователи, но и юниоры – ученики 5–6-х классов. Проекты по истории были тематическими: “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”.

В четверг рассматривались очень интересные межпредметные проекты. Это видеофильм “Горячее время холодной поры”, видеофильм “Ералаш”, “Веб-страница 11а”, “Вторая жизнь компьютера” и др. В пятницу мы заслушивали литературные проекты, в том числе и литературное творчество детей “Проба пера”, а так же исследовательские и творческие проекты по географии, физкультуре, ЗОЖ. В субботу был День начальной школы. Очень порадовали маленькие исследователи своими первыми проектами.

Итоги Фестиваля проектов были следующими:

  • приняли участие 93 ученика и 22 учителя;
  • было представлено 63 работы;
  • из них 50 исследовательских работ;
  • по естественным наукам – 19;
  • по общественным наукам – 28;
  • по литературе – 3;
  • по физике – 1;
  • межпредметных проектов – 7;
  • творческих и ролевых проектов – 5.

По итогам анкетирования, практически все участники Фестиваля остались довольны и многому научились. 48 работ, представленных на Фестивале были рекомендованы для участия в IV улусной конференции “Шаг в будущее”.

Итак, мы освоили метод учебных проектов, внедрили его в образовательную практику гимназии. Мы старались при этом не навязывать проектную деятельность ученикам, чтобы, работая над проектом, они чувствовали бы себя исследователями. Что дальше?

Возможны такие направления: [10]

1. От межпредметных проектов – к интегративным

Это содержательное расширение проектной деятельности. Например, интеграция истории с информатикой (“Визитная карточка эпохи” и т. д.)

2. От проектов в масштабах класса – к общешкольным.

Например, создание системы современного школьного самоуправления. Такой проект уже был представлен учениками 10–11 классов и будет доработан.

3. От школьных проектов - к внешкольным.

Можно создавать сетевые проекты между двумя, тремя школами. Например, по развитию одарённых детей, деятельности детских научных обществ ит. д.

4. От проектов одного типа - к комплексным.

Исследовательский + информационный и т.д.

5. От совокупности проектов, реализуемых в школе – к системе.

Приведение проектной деятельности в систему дело заместителя директора по НМР, но каждый учитель может внести свой вклад.

6. От внедрения метода проектов – к поиску своего пути.

Этот шаг предполагает в определении проектной деятельности школы своих особенностей, своей “изюминки”.

Список литературы

1. Алексашкина Л. Н. Деятельностный подход при изучении истории в школе. - Преподавание истории и обществознания в школе. №9, 2005 г., с. 10-20.

2. Аминов А. М. Проектная деятельность в гражданско-правовом образовании учащихся. - Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2005 г., с. 20-29.

3. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. - Школьные технологии. №4, 2000 г., с. 10-14.

4. Клименко А. В., Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся. Преподавание истории и обществознания в школе. - №9, 2000г., с. 27-39.

5. Мачехина В. Н. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания. Преподавание истории и обществознания в школе. №9, 2000 г., с. 40-47.

6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

7. Савицкая Е. Ю. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год: Книга 2. – М. : “Первое сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2005. - 720 с.

8. Семёнова Е. В. Метод проектов в иноязычном образовании. Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год: Книга 2. – М. : “Первое сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2005. - 720 с.

9. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. №3, 2004 г., с29 – 40.

10. Сергеев И. С. Освоили метод учебных проектов. Что дальше? Преподавание истории и обществознания в школе. №9, 2005г., с. 20 –29.

11. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003г. – 96 с.

12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

13. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. № 6, 2003 г., с 47 –56.