Проект "Я и мой поселок" (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Проектирование – новая форма содеятельности, сотворчества детей и взрослых, помогают найти источник не только эмоционально-насыщенных переживаний, но и развития.

В 2004году в детском саду был объявлен конкурс проектов. Подумав о том, что в 2005 году исполняется 75 лет со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа, мы целенаправленно решили работать с детьми по ознакомлению с нашим краем. Был составлен поэтапный план реализации проекта.

1 ЭТАП – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

ПРОБЛЕМА: В преддверии 75-летия Ханты-Мансийского автономного округа в детском саду “Березка” объявлен конкурс по созданию мини-музея. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси через осуществление краткосрочного проекта в старшей группе и расширить представления о своей малой Родине – поселке Зеленоборск, путем долгосрочного проекта в подготовительной группе.

ГИПОТЕЗА – реализация проекта в старшей группе.

  • Беседа о жизни народов Крайнего Севера – ханты и манси.

  • Чтение легенд А.М. Коньковой.

  • Заучивание стихотворения Ю.Шесталова “Следопыт”.

  • Экскурсия в библиотеку на выставку книг о нашем крае.

  • Просмотры видеофильмов о нашем детском саде, о поселке Зеленоборск, о лесопромышленном предприятии.

  • Интегрированные занятия.

  • Изготовление коллажей.

  • Рисование и штрихование рисунков о поселке Зеленоборск.

  • Оформление уголка быта народов ханты и манси.

  • Итоговый праздник “Олений праздник”.

ЦЕЛЬ:

  • Совместный поиск решения задач проекта практическим путем (материал для фотоальбомов, воспоминания сторожилов, материал для макета).

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования.

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить знания детей о своей стране – России.

  • Дать знания о своеобразии жизни народов ханты и манси: природа, жилища, одежда, труд.

  • Познакомить с историей возникновения поселка Зеленоборск.

  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка.

  • Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного поселка, уважение к ветеранам войны и труда.

2 ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ГИПОТЕЗА – реализация проекта в подготовительной группе через региональный компонент.

  • Оформление фотоальбома “Родной Зеленоборск”.

  • Оформление альбома “Будущее нашего поселка”

  • Оформление фотоальбома “Природа нашего края”.

  • Создание папки рисунков “Зеленоборск глазами детей и родителей”.

  • Создание папки “Воспоминания сторожилов”

  • Создание папки “ Наши земляки в средствах массовой информации”.

  • Выставка изделий из дерева.

  • Участие в поселковом мероприятии. Открытие памятника “Памяти павших”.

  • Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка.

  • Просмотр видеофильма “Мой детский сад”.

  • Интегрированные занятия.

  • Изготовление макета “Центральная площадь поселка”.

  • Завершение проекта – интегрированное занятие. Познавательное развитие и рисование.

Тема: “Мой край”.

  • Презентация мини-музея “Север – край удивительный”.

  • Итоговый фотоальбом “75-лет Ханты-Мансийскому автономному округу”.

3 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  • Планирование совместной деятельности.

  • Сбор и систематизация информации.

  • Распределение материала по видам деятельности.

4 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

  • Поисковая деятельность детей и взрослых.

  • Выбор дизайна по оформлению материала.

  • Совместное изготовление макета.

5 ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА “Я И МОЙ ПОСЕЛОК”

Интегрированное занятие. Познавательное развитие и рисование. Тема: “Мой край”.

Презентация мини-музея “Север-край удивительный”.

Итоговый фотоальбом “75 лет Ханты-Мансийскому автономному округу”. (Смотри рисунки 002-021)

Первый этап предполагал выявление проблемы, постановку цели и задач на кратковременный месячный проект в старшей группе и долговременный четырехмесячный проект в подготовительной группе.

Реализация проекта “75-летие Ханты-Мансийского автономного округа” закончилась проведением праздника “Олений праздник”. Весь опыт работы по проекту был оформлен в папке. Детей увлек процесс совместной деятельности со взрослыми. Дети приобрели опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний, опыт разнообразной деятельности. Дети нашей группы проявили готовность участвовать в проекте, предложенном взрослыми. В подготовительной группе в начале учебного года детям был предложен проект “Я и мой поселок”. Был составлен план проекта (смотри рисунок 1).

Дети изъявили желание узнать больше о своей малой Родине. В этом проекте проблема, цель и задачи остались прежними, так как реализация предполагала региональный компонент. Изменилась гипотеза. 2 этап реализации проекта начал действовать. На третьем этапе пошла непосредственная организационная работа над проектом. К работе были привлечены родители, совет ветеранов, библиотека, школа. Мы начали собирать и систематизировать информацию и материалы. На четвертом этапе реализации проекта, взрослые и дети включились в оформление материала, приносили фотографии, вырезки из газет. Родители начали работу над макетом центральной площади поселка. Наша роль заключалась в развитии и поддержке творческой активности детей, чему способствовала развивающая среда, создание условий. И на пятом этапе предполагается проведение интегрированного занятия. Познавательное развитие и рисование.

Тема: “Мой край”.

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о родном крае.

2. Проявлять интерес к прошлому, настоящему,   будущему родного края.

3. Развивать воображение, фантазию во время рисования.

4. Формирование любви к малой Родине.

Предварительная работа: Беседы о родном поселке, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае, экскурсии по улицам поселка, слушание песен, стихов о родном крае и поселке.

Индивидуальная работа: с Есенией, Джафаром, Эвелиной активизация на занятии.

Словарная работа: Пассам – хантыйское имя женщины.

Материал: макет центральной площади поселка, иллюстрации, фотографии, альбомные листы, цветные карандаши.

Методы и приемы:

1. Рассказ.

2. Вопросы.

3. Сюрпризный момент.

4. Использование ТСО.

5. Рисование цветными карандашами.

6. Рассматривание макета.

Методика проведения: Звучит музыка. Входит гостья в хантыйском костюме.

– Здравствуйте! Меня зовут девушка Пассам.

Я очень рада всех вас видеть.

Скажите, куда я попала?

Воспитатель: В д/сад “Березка”, в подготовительную группу.

У нас сегодня занятие, посвящено нашему родному краю.

Пассам: Интересно! Как называется поселок, в котором вы живете?

– Зеленоборск!

– А округ?

– Ханты-Мансийский автономный округ!

– Вы знаете коренных жителей вашего округа?

– Ханты и манси!

– Молодцы!

Воспитатель: Пассам, а еще ребята знают стихи о родном поселке.

Чтение стихов:

Мы в Зеленоборске родились
И гордимся этим,
Нет красивей и родней
Поселка на свете.

На просторах Родины
Есть теплые края,
Но земля Зеленоборская
Мать – любовь моя.

Мы выросли под соснами
Не с южной теплотой,
Но нет милей березоньки
Над речкою Кондой.

Воспитатель: У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из нас – это наш поселок Зеленоборск. Раньше он был маленький, а потом вырос и поменял свой облик. Дети рассматривают фотографии из альбома “Родной Зеленоборск”. Пассам подходит к макету центральной площади поселка.

– А что здесь у вас?

– Это макет центральной площади поселка.

– Очень красиво. Вы любите свой поселок?

– Да!

Пассам предлагает нарисовать детям то, что больше всего нравится в поселке.

Выполняют рисунки на тему “Зеленоборск глазами детей”.

В конце занятия выставка рисунков.

Презентация мини-музея “Север – край удивительный”.

Создание мини-музея в нашей группе – это итог работы по проектам “75 лет ХМАО” и “Я и мой поселок”.

В ХМАО более 50% населения составляют русские, но коренными жителями являются ханты и манси. Поэтому воспитательно-образовательную работу с учетом национально-регионального компонента осуществляли в двух направлениях:

  1. Привитие любви и уважения к своему народу за его культурно-исторические достижения.
  2. Формирование знаний об этнической самобытности народов ханты и манси.

СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

1. Природа Севера.

  • Знакомство детей с растительным и животным миром северного края.
  • Прививать экологически целесообразные нормы поведения.

2. Материальная культура.

  • Знакомство с родным поселком, его улицами, зданиями, культурной жизнью.
  • Транспортные средства.
  • Труд с учетом специфики сурового Севера.

3. Духовная культура.

  • Народные обычаи, обряды, праздники.
  • Народное творчество (сказки, детские игры, музыка)
  • Искусство (песни, танцы, литература, предметы декоративно-прикладного творчества).

ФОРМЫ РАБОТЫ.

  • занятия, интегрированные занятия;
  • экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • изодеятельность;
  • игры;
  • чтение худ. литературы;
  • рассматривание картин;
  • слушание музыки;
  • ручной труд;
  • разгадывание загадок;
  • разучивание стихов;
  • наблюдения.

Мини-музей мы разместили в группе, доступном месте для детей. Это значит, что в течение дня дети имеют возможность знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности. Экспонаты музея созданы руками родителей, детей, воспитателей, пом. воспитателей. Материал в мини-музее используется на занятиях и в повседневной жизни. В музее размещены фотоальбомы, папки, выставка изделий из дерева, макет центральной площади поселка, уголок на тему: “Ханты-Мансийский край”,

Символы района – герб и флаг, флаг ХМАО и флаг России, карта региональная, познавательная литература, аудиокассеты с музыкой народов ханты и манси, видеокассеты с фильмами о нашем детском саде, о поселке Зеленоборск, видеофильм о головном предприятии “Лесопильные заводы Югры” и о людях труда. Все экспонаты нашего мини-музея помогают детям расширять кругозор, уточнять, конкретизировать новые и уже имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы. Главный принцип нашего мини-музея заключается в следующем: все, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей – все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть, поиграть.

Через наглядные средства систематизируем и расширяем представления детей об отдельно-значимых местах нашего поселка, способствуем формированию в сознании детей роли труда взрослых в истории образования поселка, в настоящем и будущем нашей малой Родины; знакомим с разными видами труда, характерного для нашей местности, с орудиями труда, машинами, необходимыми для труда людей; обогащаем знания детей о жизни коренных народов ханты и манси, интерес к их истории, традициям, фольклору; учим проявлять гуманные отношения к растениям и животным родного края, любоваться красотой окружающей природы. В реализации выше перечисленных задач помогают экспонаты мини-музея “Север – край удивительный”.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети имели возможность получить новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.