Интернет для преподавания иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Каким бы ни было Ваше отношение к Интернет, приходится признать тот факт, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью современной действительности. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернет и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности, тогда как для учителей пространство этой мировой паутины по большей части остается неизведанным, незнакомым и, в какой-то мере, пугающим. Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач вы его используете. Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает и изучает иностранные языки. Хочу перечислить лишь некоторые возможности Интернет – технологий:

1. Извлечение и использование информации

Умение работать с колоссальным информационным потоком является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умение можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Использование "закрытых" вопросов, требующих однозначных ответов, мало способствует активизации их знаний.

2. Профессиональная ориентация

Учебные пособия, используемые в обучении, не всегда раскрывают значимость человеческого фактора, без учета которого в реальной деловой жизни трудно рассчитывать на успех. Во многих же современных английских и американских произведениях детально описывается правила игры в том или ином виде бизнеса, поведение персонажей в различных ситуациях, зачастую критических. В этом смысле художественная литература служит источником получения фоновых знаний, функции которых не только дополняют профессиональную информацию, но порой компенсируют ее недостаток.

3. Разрушение культурных стереотипов и преодоление предубеждений

Мы часто отягощены ложными, стереотипными представлениями о западной жизни. Иногда это приводит к возникновению комплекса неполноценности, если мы переоцениваем культурные, деловые традиции Запада, или, напротив, мании величия, особенно по отношению к американцам. Более детальное знакомство с произведениями англоязычных авторов помогает избавиться от одномерного восприятия зарубежного общества. Кроме того, чтение помогает компенсировать отсутствие опыта непосредственного общения с представителями других культур, способствует развитию адекватного восприятия поведение иностранцев при встрече с ними, позволяет более высоко оценить уровень собственной культуры и жизненных приоритетов.

4. Активизация и актуализация словарного запаса и коммуникативных навыков

Чтение художественной литературы позволяет значительно пополнить словарный запас, придать языку более современное и живое звучание, обогатить речь идиоматическими выражениями. Вряд ли стоит тратить время на поиски значений встречающихся в тексте незнакомых слов и выражений в словаре. Полезнее производить их "естественный отбор", например, по принципу частоты употребления. Значения наиболее часто встречающейся лексики предпочтительнее понять из контекста. В этом случае, такой вокабуляр аккумулируется в активный словарный запас.

Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку, следует выделить следующие как наиболее эффективные:

  1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения другой культуры, получать знания из “первых рук”). Примером таких сайтов могут служить сайты www.dialog.vov.ru , http://visualage.dialogue.msu.su/academia/index.html
  2. Участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний). http://www.languagelink.ru/ 
  3. Участие в текстовых и голосовых чатах. (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес у учащихся, но к сожалению, этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью)
  4. Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад). При выполнении подобных заданий мы наблюдаем у большинства учащихся отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях. http://www.languagelink.ru/
  5. Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, так необходимая подросткам возможность самоутверждения). www.onestopenglish.com
  6. Получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих Британских учебных заведениях. http://www.eidos.ru/
  7. Для учителя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников  www.som.fio.ru

Где бы вы не преподавали, благодаря Интернет вы никогда не останетесь вдали от первоклассных источников, как информационных, так и методических. Имея доступ к Интернет, вы получите возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволят обогатить ваши уроки разнообразными идеями и интересными упражнениями. Интернет может оказать вам неоценимую поддержку и, кроме того, сэкономит ваше время. Полезные для преподавателя иностранного языка источники можно разделить на несколько групп:

  • сайты в поддержку УМК. На таком сайте можно найти дополнительные материалы к базовому учебнику. Примерами таких сайтов могут служить http://artists.mp3s.com/artists/53/digital_data_transfer.html- здесь представлены детские сказки серии “Mother West Wind “When” Stories”, рассказанные кролику Питеру его друзьями
  • методические Интернет-объединения. Такие сетевые объединения позволяют учителям с разных концов земного шара обмениваться мнениями и идеями, а также готовыми уроками. Среди таких объединений для преподавателя иностранного языка могут представлять интерес: www.onestopenglish.com, http://www.teachingenglish.org.uk, www.som.fio.ru, www.macmillandictionary.com
  • информационные сайты, которые не ставят своими целями образовательный аспект, но могут послужить в качестве аутентичных источников. На таких сайтах можно найти информацию о фильмах, музыкальных группах, тенденциях в современном обществе. Несомненно, подобная информация может быть полезной в свете того, что информация в учебниках устаревает, а ученики не стоят на месте. Информационные сайты могут помочь обновить информационное содержание ваших уроков. www.coe.ohiostate.edu/wgathergood/default.htm - проводит литературные проекты со школьниками разных стран. http://visualage.dialogue.msu.su/academia/index.html-диалог-академия, языки и литература, тесты по английскому языку.
  • Если у вас есть шанс предоставить вашим ученикам возможность поработать в Интернет прямо на уроке, это значит, что вы можете дать им возможность получить бесценный жизненный опыт, непосредственно обращаясь к необходимым на данном этапе источникам информации. Таким образом, учащиеся на практике смогут применить те знания, которые они получили на предыдущих уроках. Кроме того, использование Интернет на уроках может стать дополнительной мотивацией для ученика, поскольку большинство детей любят всемирную паутину и всё, что с ней связано. http://www.anriintern.com/ , http://www.toefl.org/
  • Интернет может служить не только источником материалов для чтения. На многих сайтах посетителям приходится заполнять различные формы (анкетные данные и т.п.). Таким образом, Интернет можно использовать для практики в заполнении бланков.
  • Учителя английского языка с грустью констатируют, что многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности с восприятием речи носителей языка на слух. Формирование навыков аудирования – один из способов решения данной проблемы. Проблема заключается в том, что очень не просто найти качественные материалы для этих заданий. Конечно, можно покупать пособия типа книжка + аудиокассета уважаемых Британских издательств, но эти книги довольно дороги и найти их можно в основном в крупных городах. Где же в таком случае могут найти такие материалы учителя небольших городов, поселков, сельских школ? В решении этой проблемы так же может помочь INTERNET. http://artists.mp3s.com/artists/85/the_jigsaw_project.html ,

Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особый вид подготовки.

Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет.