Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме оптимизации игровой деятельности дошкольников в условиях ДОУ.
План
1этап. Актуализация темы занятия.
- Постановка темы, определение цели занятия.
- Инсайд задание.
- Диагностический блок.
2 этап. Осмысление темы.
- Обсуждение памятки для воспитателей, доработка текста.
- Составление памятки для родителей.
3 этап. Рефлексия.
- Сочинение благодарственного письма игре.
- Подведение итога занятия.
Содержание занятия
Ведущий: Уважаемые коллеги, начинаем наше занятие. Сегодня мы с вами будем работать в группах по четыре человека. Но сначала определимся с темой занятия. Опорное слово “игра”. Подберите такие слова, которые ассоциируются у Вас с этим словом.
Педагоги: Дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки и пр.
Ведущий: Спасибо. А теперь, давайте попробуем определить тему нашего занятия (Педагоги высказывают свои предположения). Конечно, тема занятия звучит так: “Игра – ведущий вид деятельности дошкольников”. Как Вы думаете, какова цель данного занятия (Педагоги высказывают предположения).
Ведущий: Замечательные цели. Но мы с Вами будем работать над повышением психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме оптимизации игровой деятельности дошкольников в условиях ДОУ.
Ведущий: Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужной графе поставьте значок “галочка”. (Рисунок 1) На работу отводится 3 минуты (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению).
Ведущий: При подготовке нашего занятия проводились интервьюирование и опрос детей 3 – 6 лет, анкетирование родителей. Родители в своих ответах на вопросы “Играете ли Вы с ребёнком?”, “Играете ли Вы с ним вместе?”, “Ваш ребёнок любит играть вместе с Вами?” ответили положительно. А дети, на вопрос “С кем Вы играете дома?”, ответили, что играют: в одиночестве – 64,3%; с братьями и сёстрами – 35,7% (Рисунок 3). Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх.
Ведущий: Интервьюирование детей показало, что все опрошенные дошкольники любят играть. Но одни предпочитают играть в детском саду – это составило 56,3%, другие – на улице – 12,5%, третьи – везде – 6,2%, а дома любят играть 25% детей (Рисунок 2). На вопрос “Почему ты любишь играть?”, основной вариант ответа был “интересно”. Действительно, игра в силу своей природы, не направлена на достижение иной цели, кроме той, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих и требует, чтобы играющие были активно вовлечены в неё. Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребёнка, содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников.
Ведущий: Опрошенные дошкольники предпочитают играть в следующие игры:
- рейнджеров, войну, гонки, пиратов, машины, лётчиков – 21,4%;
- “дочки – матери”, мягкие игрушки и пр. – 28,6%;
- подвижные игры – 14,3%;
- строительные игры – 14,3%;
- сюжетные игры – 7,1%.
Ведущий: Игру называют “работой детей” из-за того значения, которое она имеет в развитии маленьких детей. Игра в нашем понимании есть отдых и, следовательно, противостоит серьёзной трудовой деятельности. Но такое противопоставление не является действительным для детей, т.к. вся их трудовая деятельность выражается в игре. Следует обратить Ваше внимание на то, что на распределение игровых предпочтений существенное влияние оказывают гендерные роли детей. Соответственно, мальчики выбирают роли водителя, лётчика, командира, солдата, папы и т.п. Девочки – мамы, дочки, Дюймовочки и пр. Данная тенденция распространились и на предпочтение дошкольниками игрушек. Это связано с тем, что взрослыми присваиваются детям образцы поведения в зависимости от их пола. Данная тенденция прослеживается в устном народном творчестве, художественной литературе: в детских книжках девочки в четыре раза чаще изображаются как использующие предметы домашнего обихода, а мальчики в пять раз чаще как использующие инструменты. Считается, что гендерное воспитание даёт девочкам корни, мальчикам – крылья. Наиболее прочно гендерные роли развиваются и формируются в детских играх.
Воспитатель 1: Игра имеет моделирующий характер. Дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого, к вычленению его отношений с другими людьми.
Воспитатель 2: Игра – это школа “морального поведения”, поскольку в ней всегда есть норма морали – правило, которому надо подчиняться. Например, надо делиться с другими, подавив свои импульсивные желания. В этой деятельности дети выплёскивают свою энергию ради того, чтобы получить наслаждение от самого процесса игры. Они занимаются ею ради удовольствия.
Воспитатель 3: Я согласна, что центральным моментом игры есть правило. Постепенно оно начинает выделяться ребёнком как важный элемент роли. От победы сиюминутного желания над правилом малыш идёт к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от слитности с ролью – к полному осознанию и его выполнению, а затем к самостоятельному формулированию правила до начала игры.
Ведущий: Спасибо. В период подготовки к занятию Вам, уважаемые коллеги, предлагались анкеты. Ответы были проанализированы, получены следующие результаты. Вы уделяете достаточно много времени и внимания игровой деятельности дошкольников в детском саду, стараетесь быть для детей товарищами по игре. Считаете, что детям нравится брать Вас в свои игры, а главное – Вам удаётся исполнять роли, определяемые сюжетом. И это очень хорошо. Наблюдая за играми детей, Вы отмечаете предпочитаемые, то есть выбор детьми интересной игры зависит от их пола. Уважаемые педагоги, вашему вниманию предлагается несколько подходов классификации видов игр. Рассмотрите их, пожалуйста (Рисунок 4, 5). Какая классификация Вам наиболее близка? (Ответы педагогов).
Ведущий: Коллеги, предлагаю Вам приметную памятку для воспитателей по организации игр в детском саду (Рисунок 6). В своих группах внимательно прочитайте и определитесь, с чем Вы согласны, а что, Вы считаете, надо удалить, что добавить? (Обсуждение памятки в группах, а затем от каждой группы один педагог представляет общее мнение и формируется окончательный вариант памятки).
Ведущий: Замечательная получилась памятка для воспитателей. (Зачитывается отредактированный вариант правил для воспитателей по организации детских игр в детском саду).
В развитии и воспитании дошкольников значительное место занимают родители. Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации игровой деятельности дошкольников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными. На работу отводится пять минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая группа продумывают памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный вариант).
Ведущий: Замечательная получилась памятка, обе памятки будут напечатаны и размножены для каждого участника занятия. А теперь предлагаю каждой группе сочинить благодарственное письмо игре. На работу отводится три минуты. (Каждая группа продумывает наиболее интересное письмо и каждая группы зачитывает благодарственные письма).
Ведущий: Наше занятие подошло к концу. В итоге хотелось бы узнать Ваше мнение, заполните, пожалуйста, анкеты (Рисунок 7). Спасибо. С Вами было приятно работать!
Рисунок 1
Это мне знакомо | С этим я не согласна | Это для меня новая информация | Хотелось бы узнать больше | |
Стенли Холл считал, что в процессе развития ребёнка оживляются те типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человеческой цивилизации. | ||||
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с окружающими людьми. | ||||
В последнее десятилетие детские игры потеряли своё положительное воспитательное значение, т.к. воспроизводят сюжеты кровавых боевиков; действия игр однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. | ||||
Игра – это “школа морального поведения”, поскольку в ней всегда норма морали – правило, которому надо подчиниться, например, надо делиться с другими своими игрушками, подавив свои импульсивные желания. | ||||
“Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдохнуть, то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности” А. Валлон. | ||||
Игровую деятельность дошкольников воспитателям нужно изучать. При исследовании анализируются умения детей воспроизводить действия, использовать игрушки и их заместители, называть действия словами. Выясняют, как взаимосвязана роль с правилами и действиями, соответствует ли возраст ребёнка и уровень развития игровой деятельности. |
Игровые предпочтения дошкольников.
Рисунок 2.
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Памятка для воспитателей
|
Рисунок 7
Анкета
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ |