Обобщающий урок-практикум в форме деловой игры: "Корректор" в 6-м классе (после изучения темы "Имя прилагательное")

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Имя прилагательное”;
  • формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи;
  • подготовка учащихся к контрольному диктанту по теме “Имя прилагательное”;
  • развитие мышления, внимания, культуры речи, аккуратности;
  • воспитание положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: урок-практикум в форме деловой игры “Корректор”.

Класс: 6.

Оборудование: загадка, записанная на плакате; тексты заданий; индивидуальные карточки;

сигнальные карточки (слитно, дефис).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель объявляет цели урока.

- Сегодня мы с вами проводим необычный обобщающий урок по теме “Имя прилагательное”. Это урок-практикум в форме деловой игры “Корректор”. На этом уроке мы проверим вашу орфографическую и пунктуационную зоркость, как вы знаете правила правописания и умеете ли их применять, владеете ли нормами правильной литературной речи. Тем самым мы с вами подготовимся к контрольному диктанту.

2. Вступительное слово учителя.

- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?! Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.

“До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность”, - так пишет в книге “У слова стоя на часах” Олег Рисс - корректор по профессии.

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с новыми словами корректор, корректура, корректировать и со значениями этих слов. На доске записаны эти слова (к……ект..р, к……ектура, к……..ктировать), вставьте пропущенные буквы и объясните их значение. (Корректор – работник издательства, газеты или типографии, который вносит исправления, поправки во что-нибудь, поправляет).

- В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор? (Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным).

- Ну, а теперь слово за вами, юные корректоры!

3. Повторение.

1 задание. Выпишите из загадки, записанной на плакате, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть – не разберешь:
Не растение, а еж.
(Кактус.)

2 задание. Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.

3 задание. Верным помощником корректора является словарь. Потому что все слова русского языка, которые не проверяются определенными правилами, запомнить невозможно. А как же вы знаете словарные слова? Вставить пропущенные буквы и объяснить значение слов.

Искус..ый, т..лант, ветр..ная (мельница), ветр..ный (человек, день), зеле..ый, си..ий, ю..ый, стекля..ый, оловя..ый, деревя..ый. обыкнове..ый, сви..ой, румя..ый, общественно..политический, общественно..полезный.

4 задание. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

- Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.

1. Бу….он кури..ый с фр……дельками.

2. Ра..ольник с к..лбасой.

3. Котлеты сви..ные.

4. П..льмени.

5. Шамп..ньоны в яично-масл….ом соусе.

6. К..мпот груш..во..алыч..вый.

7. Кисель клюкве…ый.

5 задание. Проверьте свою пунктуационную зоркость (работа по карточкам у доски).

Карточка 1.
Расставьте знаки препинания.

Показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Потянул ветерок и туча заволокла горизонт.
Ты ветер утренним дыханьем счастливый парус напрягай.

Карточка 2.
Расставьте знаки препинания.

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно приблизительно неверно говорил Алексей Николаевич Толстой.
Птица скрылась окошко захлопнулось и заиграла музыка. .

Карточка 3.
Расставьте знаки препинания.

Я наслаждался своим трудом успехом славой а также трудами и  успехами друзей.
Раннее лето прощай!
Погляди на меня шепчет солнце травке.

Остальные учащиеся в это время выполняют 6 задание.

- Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

- Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант.

Ненастные дни, совсем не удачный поход, песцовый мех, речевые навыки, в чужом краю, за деревянным домиком, безветренный день, резкий ветер, кавказская природа.

Взаимопроверка (работа в парах).

7 задание.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне “пять”.

- Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.

Работа Пети Ошибкина:

  1. В слове лист – 4 звука: “эль”, “и”, “эс”, “тэ”.
  2. (В) осенний (день) – прилаг., н.ф. - осенний, качеств., употреблено в п.п., в ед.ч., в ср.р.
  3. Разряды прилагательных: лисий мех (притяжат.), лисья нора (притяжат.), заячий характер (притяжат.), золотое кольцо (качеств.), волчий аппетит (качеств.), соколий наряд (притяжат.).

8 задание. Умеете ли вы писать сложные имена прилагательные? (Работа с помощью сигнальных карточек.)

Историко-революционный музей, научно-исследовательский институт, железнодорожный транспорт, юго-западный, темно-синий костюм, научно-фантастическая литература, ситценабивная фабрика, русско-английский словарь.

9 задание. Правильно ли написаны слова? Если нет, назовите правильную форму.

Устная работа (слова написаны на листах).

Дешевше (дешевле), здоровше (здоровее), мягше (мягче), крепше (крепче), легшее (легче), красивше (красивее), слаже (слаще), громче (громче).

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- На этом заканчивается ваша роль корректоров. Какую пользу принес вам урок? Какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили? Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?

5. Домашнее задание.

- Повторить все изученные орфограммы и пунктограммы по форзацам учебника, параграфы учебника по теме “Имя прилагательное”.