Методика изучения темы "Галогены" с использованием современных информационных технологий

Разделы: Химия


Основные задачи при изучении темы можно сформулировать следующим образом: на основании периодического закона, основных закономерностей периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева вскрыть причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением галогенов. Для реализации индивидуального подхода и развития логического мышления на данном уроке использовалась обучающая компьютерная программа, созданная в Красноярском государственном педагогическом университете [1]. Обучающая программа включает следующие опции: “Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева”, “Сравнительная характеристика”, “Хлор”, “Хлороводород”. Программа насыщена компьютерной графикой с элементами мультипликации, динамическими схемами, видеофрагментами. Материал темы в программе структурирован посредством многоступенчатого меню. Для контроля усвоения учениками этой темы был создан компьютерный тест на базе специализированной программы “Оprosnik”, включающий 15 заданий различного уровня сложности.

Урок начинается с актуализации знаний. Для актуализации знаний проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Как объяснить, что химические элементы делятся на металлы и неметаллы?
  2. Что общего в строении атомов неметаллов?
  3. Какие химические элементы можно отнести к типичным неметаллам?
  4. Как объяснить, что при взаимодействии с металлами неметаллы всегда ведут себя как окислители?
  5. Какой тип соединений образуют неметаллы при взаимодействии с металлами?

Далее учащимся раздаются инструктивные карточки с заданиями, которые помогут им ориентироваться при самостоятельном изучении нового материала с помощью компьютерной программы. Ученики работают с опциями программы “Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева”, “Сравнительная характеристика”, “Хлор”. По окончании проводится беседа по вопросам, включённым в инструктивную карточку и заполняется таблица “сравнительная характеристика галогенов”:

  1. К какому классу веществ относятся галогены?
  2. Чем объяснить изменение физических свойств галогенов?
  3. Что общего в строении в строении атомов галогенов и чем отличаются?
  4. Чем объяснить окислительные способности галогенов и какой галоген проявляет их в большей степени?
  5. Как опытным путем доказать, что химическая активность галогенов разная?

После беседы учащиеся продолжают самостоятельно изучать новый материал, работая с компьютерной программой по разделу: “Хлороводород”. По окончании изучения материала по этому разделу учащиеся отвечают на вопросы инструктивной карточки:

  1. Какие соединения образуют галогены?
  2. Как объяснить изменение полярности и прочности молекул галогеноводородных соединений?
  3. Как объяснить изменение окраски индикатора при растворении галогеноводородов в воде?
  4. Какая галогеноводородная кислота будет самая сильная? Почему ?
  5. Как можно обнаружить наличие ионов хлора, брома, йода в растворе их солей?

В заключение урока проводится письменная работа и компьютерное тестирование.

Выполняют письменную работу, выбрав нужный вариант.

Вариант на оценку “удовлетворительно”:

  1. Напишите уравнения реакций по схеме: HCI<– CI2 –> NaCI.
  2. Определите степени окисления элементов в соединении CIF3.
  3. Напишите электронное уравнение образования молекулы хлора.

Вариант на оценку “ хорошо”:

  1. Напишите уравнения реакций по схеме: AICI3 <– CI2 –> HCI.
  2. Определите степень окисления в оксиде CI2O7.
  3. Напишите электронное уравнение реакции образования молекулы брома

Вариант на оценку “отлично”:

  1. С какими из перечисленных веществ может реагировать хлор, напишите уравнения реакций: H2, Zn, H2SO4, NaCI, KBr.
  2. Определите степень окисления хлора в молекуле HCIO.
  3. Напишите электронное уравнение образования молекулы йода.

Выполнившие письменную работу, проходят компьютерное тестирование по данной теме.

Анализ результатов компьютерного тестирования и ответов учеников в процессе беседы, позволяет заключить, что использование нетрадиционного для учеников источника информации – компьютерной обучающей программы, - вызывает положительную реакцию у учеников, обеспечивает более высокий уровень усвоения материала, в том числе вследствие повышения уровня индивидуализации обучения. Принципиально меняется роль учителя – в процессе работы учеников с программой он выступает в роли консультанта.

Литература

1. Безрукова Н.П., Суслова М.Г. ,“Компьютерная программа для поддержки преподавания темы “Галогены””.