Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании пространства сотрудничества и кооперации в условиях заполярного города

Разделы: Работа с дошкольниками


Основным направлением работы нашего ДОУ стало формирование пространства сотрудничества и кооперации социального развития ребенка, организации социального опыта детей.

Мы стараемся с дошкольного возраста прививать детям (а не навязывать) любовь к окружающим людям, родителям, нашему городу, нашей природе. Педагоги центра включают детей в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально-значимую деятельность, социальные инициативы. Работа с детьми многофункциональна, она зависит от широты охвата социального пространства, в котором ребёнок строит свою деятельность, от состояния системы взаимосвязи с различными субъектами образования и культуры. Вместе с детьми и взрослыми (а не за них) – такова основная заповедь наших педагогов.

В 2000 году на педагогическом совете было решено сначала изучить социальный статус микрорайона. Затем педагоги приступили к сбору информации по изучению семей своих воспитанников (анкеты, опросные листы). По полученным данным стало понятно, что многие родители желают расширения социальных связей.

От этого развивается положительное отношение ребёнка к окружающим людям; воспитывается уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, внешнего облика. Поощряется проявление доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания. Важно, чтобы у ребёнка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые приобщают детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетентности ребёнка. Детям помогают распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих - радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

Осуществляя эти задачи, на базе нашего детского сада были разработаны и осуществлены такие проекты как “Доброта спасёт мир” - в условиях Норильска, где действуют социальные программы “переселения пенсионеров на материк”, очень редко встречаются семьи, где есть дедушки и бабушки. А современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле.

Живя в Норильске, наши дети чаще всего общаются со сверстниками, своими родителями, но именно с людьми пожилого возраста их общение не достаточно. Эта проблема в наше время нам кажется очень актуальной.

Как изменить сложившееся положение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Как наладить духовное общение детей с людьми пожилыми?

Поиск ответов на эти вопросы и способствовал возникновению идеи создания социального проекта “Доброта спасет мир” на базе нашего центра развития ребёнка “Золушка”.

Реализация проекта позволяет коллективу центра проводить свой праздник День пожилого человека. Дети вместе со взрослыми готовят концерт, принимают участие в накрытие сладкого стола и дарят подарки. Такие праздники сближают поколение, дают возможность детям узнать новые стороны жизни, поближе познакомиться с историей нашего города. А как довольны гости! Где они ещё могут собраться вместе за чашечкой чая, погулять по зимнему саду, вспомнить молодость, поделиться мудростью.

Не забываем и о ветеранах войны и труда. В День Победы ветераны войны приходят к детям. Пусть они говорят не много и очень просто, но дети узнают от них о воинских подвигах своих прадедушек. Об этом нужно помнить, нужно знакомить детей с воинской славой русского солдата. Мы стремимся донести до детских умов и сердец мысль о том, что быть солдатом, защитником Отечества почётно.

Говоря о взаимосвязи с социальным окружением нельзя не отметить и работу нашего детского сада с Военкоматом. В течение года у нас проходит большая работа по знакомству детей с защитниками Отечества. Это праздники “А, ну-ка, парни”, “Конкурсы строя и песни”, литературные вечера: “Богатырская сила”. Обязательными участниками праздников являются работники военкомата, солдаты, бывшие воины-интернационалисты и папы, которые отслужили армию. С какой гордостью наши ребятишки показывают свое мастерство, удаль, знания об армейской службе. Эти праздники объединяют наших ребят с солдатами, которые служат в Норильских подразделениях. Они с удовольствием принимают участие во всех конкурсах, а затем все вместе наслаждаются гречневой кашей и тёплым чаем. В каждой группе проходят беседы с гостями и дети с замиранием слушают рассказы о военной жизни.

Не забываем мы и тех, кто отдает свой гражданский долг в Чечне. Коллектив детского сада вместе с родителями и детьми решили отправить посылки нашим милиционерам, трогательные письма, в которых желали хорошей службы и скорейшего возвращения домой. С каким удовольствием дети получали ответ от тех, кто служит в Чечне. Письмо переходило из группы в группу, его читали вместе с родителями.

Расширение образовательного пространства дошкольных учреждений позволяет не только передавать детям опыт предшествующих поколений, но и создавать условия для развития творчества, стимулировать интерес к познанию.

В личностном развитии дошкольника нашего детского сада большая роль отводится музейной педагогике. Музей является тем духовным “наполнителем”, который не позволит передать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувства любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов МДОУ и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется совместной работой музея и ДОУ и предусматривает различные формы совместной деятельности:

  1. Семинары, в ходе которых обсуждается основные направления работы с детьми.
  2. Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.
  3. Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в МДОУ.
  4. Совместное проведение игр-путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны формы работы сотрудников музея с детьми:

  1. Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению макетов, кукол, схем, и др.
  2. Выезд в МДОУ с музейными экспонатами для проведения интерактивных занятий.
  3. Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники ДОУ, дети и их родители; создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – включающим литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

Продолжая эту работу, в “Золушке” оформили комнату Севера, в которой отражается кусочек нашей земли, так как в условиях Крайнего Севера очень трудно показать богатство тундры. В этой комнате частыми гостями бывают ребята из детского дома, бабушки, с которыми наши ребята мастерят разные поделки из природного материала, бисера. Здесь мы знакомим детей и гостей нашего ДОУ с красотой родного края, даём понятие о тундре и её обитателях, много нового можно узнать о нашем замечательном городе, людях, живущих в нем.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору, сами больше узнаём о них и стараемся донести эти знания до детей. Сказать, что мы отмечаем все народные праздники, нельзя. Но если ребёнок пришёл с вопросом на эту тему, он всегда получит от воспитателя ответ, разъяснение. Мы вместе с ним порадуемся красивому пасхальному яйцу, рождественскому подарку, поговорим в доступной для ребёнка форме о народных традициях, о том, как это было в старину и как стало в наше время Ведь праздники объединяли людей, в праздничные дни люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки, получали радость от общения.

Коллектив ДОУ много сил прилагает к формированию пространства сотрудничества и кооперации в условиях нашего заполярного города при проведении больших праздников, где участниками являются все, кто сотрудничает с детским садом в духовно-нравственном воспитании маленьких норильчан.

Ежегодно проводятся пасхальные благотворительные ярмарки, где принимают участие родители, жители микрорайона, чьи дети не посещают детский сад, шефы, ученики школ. Вырученные средства передаются в детский дом. И пусть эта небольшая сумма, но малыши, которые растут без родителей, знают, что о них проявляют заботу их сверстники. А наши ребятишки лишний раз сделают добро.

Традиционно в детском саду отмечается Масленица, которая проходит на участке детского сада. Несмотря на то, что порой бывает, взрослые разыгрывают целое костюмированное представление со скоморохами и сказочными персонажами. Здесь и игры, и эстафеты, и загадки, и розыгрыши. Здесь и румяные блины с чаем! Но самый большой восторг у детей вызывает костёр, на котором сжигают чучело Масленицы. Все дети любят этот праздник, ждут его, блинов и чая хватает всем! И пусть дети ещё не осознают в полной мере суть праздника, но они знакомятся с нашими национальными традициями, умением общаться друг с другом, получать эмоциональный заряд и эти праздники запомнятся им, и хочется, надеется, что полученные впечатления унесут в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

В центре развития ребёнка частыми гостями бывают шефы, работники Норильской железной дороги. Наши дети знают, что о них проявляют заботу, помогают создавать уют и тепло в их доме. Проводим совместные праздники, приятно видеть, что уже взрослые люди бегают, прыгают, поют песни вместе с нашими детками. Наши ребята вместе с родителями и педагогами посещают работников железной дороги с концертами, дарят подарки, выполненные своими руками.

Постепенно у детей расширяются знания о социуме, в котором он живёт. В результате проделанной работы выиграли все: рейтинг ДОУ среди жителей микрорайона повысился; родители стали обладателями социологических знаний необходимых в воспитании ребёнка.

Эффективность в своей деятельности по сотрудничеству и кооперации педагоги стали ощущать при встречах не только с родителями своих воспитанников, но и с другими жителями микрорайона. Они почувствовали атмосферу демократизма, неравнодушного отношения ко всем детям в микрорайоне, а так же интерес к воспитателям, чью точку зрения надо уважать. Усилиями влюблённых в своё дело работников МДОУ, наши ребятишки не чувствуют себя оторванными от большого мира.

Педагогический коллектив МДОУ ЦРР "Детский сад № 59 "Золушка" продолжает работу по формированию пространства сотрудничества и кооперации социального развития ребенка, организации социального опыта детей, совершенствует подходы, ищет более продуктивные формы взаимодействия с родителями, детьми, окружающим.