Познавательное занятие в старшей группе: "Звери белые, как снег"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ

  • Поддерживать и развивать устойчивый интерес к животным.
  • Побуждать детей к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
  • Находить отличие и сходство данных животных. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

МАТЕРИАЛ

  • иллюстрации с изображением белого медведя, песца, зайца, горностая, белька, тюленя, куропатки, полярной совы, белого волка, белух;
  • масло растительное, вода, тряпочки для рук;
  • схемы к игре “Угадай, кто это?”, включающие символическое изображение животных (в том числе и зайца): конечности, уши, хвосты, продукты питания, место обитания, среда обитания;
  • мех песца;
  • большой лист белой бумаги, разноцветные листочки (3-4 штуки) на каждого ребёнка;

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами на поиски животных с белоснежным мехом. Как вы думаете, куда нам нужно отправиться? (Туда, где много снега на Север).

- Угадайте, какого зверя мы с вами сейчас встретим:

На берегу живу морском,
А берег спрятан подо льдом.
В большую шубу я одет,
Умею плавать и нырять,
А ну-ка, как меня назвать? (Белый медведь)

- Дети, а что вы знаете о белых медведях?

Полярные медведи очень любят поваляться и понежиться. Полярный медведь весь белый, с головы до пят. Только кончик носа у него чёрный. Поэтому, когда белый медведь охотится, кончик носа он прикрывает лапой, чтобы незаметно подкрасться к тюленям.

При рождении белый медвежонок весит всего 800 граммов, а ребёнок человека примерно три килограмма.

У белого медведя, чтобы лучше плавать, между пальцами есть плавательные перепонки – прямо как у гуся!

- Ребята, а почему медведь не замерзает, выходя из воды?

У него выделяется специальная смазка, которая не даёт его шерсти промокнуть.

ОПЫТ. Смазать руку маслом и намочить её. Что произойдёт с рукой? Водой?

- А это что за зверёк, угадайте.

Это кто бежит такой,
Ушки на макушке,
Белый весь, как снег зимой,
Вдоль лесной опушки. (Заяц)

- Ребята, а что вы можете рассказать о зайцах?

Белым зайчик бывает только зимой, а летом его шубка становится коричнево-бурой. Когда нет снега, то зайца-беляка заметишь сразу. Длинные задние ноги зайца позволяют ему быстро бегать. Знаете ли вы, что шерсть на хвостике у зайца может легко отделяться, это помогает ему обманывать хищников, которые за ним охотятся. Хвостик остаётся в зубах хищника, что даёт зайцу время убежать от врага.

Найдите схему, в которой говорится о зайце.

ИГРА “Угадай, кто это?”

- А знаете ли вы, ребятки, какой ещё зверёк меняет на зиму свою шубку? А как ещё называют песца? (Полярная лисица).

Когда песец лежит, неподвижно распластавшись на снегу, его почти невозможно заметить. Только сверкают круглые глазки, да вздрагивает кончик чёрного носа. Питаются песцы леммингами. Свою добычу они зарывают в снег, где она долго не портится.

У северных народов есть такая примета:

Если чаще лемминг яркий
На глаза стал попадать,
Значит, мы песцовых шкурок
Сможем нынче много сдать.

- Давайте рассмотрим мех песца.

ИГРА “Кто больше подберёт определений? Итак, у песца шкурка….”

- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Кого вы здесь видите?

Этот зверёк называется горностаем. Он так же, как заяц и песец меняет на зиму свою шёрстку. Летом горностай носит коричневую шубку. Горностай очень похож на своего родича – ласку.

А этот зверёк-белёк рождается на свет сразу с белым густым мехом. Мех согревает малыша и делает его незаметным на белом снегу. Только когда тюленёнок чуть подрастёт и откажется от материнского молока, его шкурка становится серой, как у всех взрослых тюленей.

 - Дети, мы сегодня совершили небольшое путешествие к белоснежным животным. Так скажите, для чего же всё-таки эти животные меняют свой мех? (Так они маскируются от своих врагов).

ОПЫТ. Наложить на белый лист бумаги разноцветные листочки, в том числе и белый.

ИГРА “В чём сходство и различие этих животных?”