К.Д.Ушинский говорил: “Для грамотности мало того, чтобы человек знал орфографические правила, а их множество, но необходимо, чтобы он привык моментально их выполнять”. Это требование можно распространить и на другие стороны изучения русского языка в школе: уроки русского языка должны учить не только видеть грамматические явления в речи и уметь анализировать их, но и учить тому, чтобы в процессе речи незамедлительно находить нужную форму слова и безошибочно включать ее в синтаксическую конструкцию.
Работа по употреблению различных форм слов в речи связана с проведением небольших творческих работ при изучении всех тем морфологии – сочинений-миниатюр.
Сочинение-миниатюра может быть связано с показом изобразительной роли той или иной части речи в связанном тексте.
Так, изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов–образцов в классе. Для работы была взята тема “Мой любимый цветок”.
Тема: Мой любимый цветок.
Цели:
Образовательные – вырабатывать умение оперировать с понятиями эпитет, находить в тексте тропы и употреблять их в собственных работах.
Воспитательные – воспитывать любовь к природе; внимательное и бережное отношение к слову.
Развивающие – развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст; развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.
Оборудование: стихотворения Р. Сарби “Цветок”, В.Солоукин “Цветы”, книга Б.Неменского “Солдат и подснежник”,фонограмма А.Васильева “Ландыш”, картина Б.Неменского “Дыхание весны”.
Эпиграф:
Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на земле:
То – дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный
Жан Делиль
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. У каждого народа был свой любимый цветок. У греков и римлян – левкой, у египтян – водяная лилия, у французов – красная гвоздика. Любимый цветком в Японии является хризантема, а самым почитаемым – лотос. В их честь устраиваются народные праздненства и гуляния. На гербе и государственной печати Японии изображена шестнадцатилепестковая хризантема. Орден хризантемы – высшая награда в стране.
Ну, а какой цветок вы больше всего любите и почему?
2. Работа с новым материалом.
Учитель обращается к учащимся с вопросом:
– Какие ассоциации возникают у вас при слове “цветы”? Какие цветы вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос составлением кластера №1 и №2. (Один работает у доски, остальные пишут в тетрадях).
Красота Радость Свет Тепло Благоухание Лесные Степные |
Цветы | Любовь Жизнь Ласка Добро Лекарство Редкие Махровые |
Сегодня у нас в гостях поэты, писатели, артисты, художники показывают красоту природы. Посмотрим и послушаем их и учимся у них этому искусству. Очень часто в центре их внимания оказывалась красота цветка.
– А как они передают красоту цветка? (Художник рисует красками на холст; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки)
– А поэты и писатели? (Они передают красоту словами).
– А как они это делают? Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой?
3. Работа со стихотворением В.Солоухина “Цветы”.
За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве.
Но может быть, что вовсе не за это
Люблю я скромный маленький цветок.
За то его люблю, что вечно жмется к людям.
В.Солоухин “Цветы”
1. Чтение стихотворения.
2. Что собой представляет это стихотворение?
Рассуждение.
– О чем рассуждает поэт?
– Поэт говорит о том, что ему дороже всех одуванчик – скромный луговой цветок.
– За что он любит его?
– За то, что он вечно жмется к людям.
3. Разбираются языковые средства описания цветка: прилагательные-эпитеты (скромный, маленький цветок; ласковая трава); сравнения (подобен солнцу; как будто в нем солнце отразилось); олицетворения (цветы разбросаны по траве; жмется к людям).
4. Вывод.В эпитетах, сравнениях, олицетворениях отражается отношение автора к описываемому предмету.
4. Работа с текстом Б.Неменского, художника, писателя.
“ Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч.
А это что?
Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”
1. Показ картины художника Б.Неменского “Дыхание весны”.
2. Чтение текста.
3. Беседа.
– О чем этот текст? Определите его тему.
– Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок)
4. Объясните значение слова беззащитный (работа со словарем).
Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя.
Разберите слово по составу.
5. Запись и анализ предложений о цветке.
– Найдите предложение, в котором описывается цветок. Выпишите его.
“ Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке… Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”
6. Предварительные выводы.
Итак, мы подходим к выводу, что обилие эпитетов – прилагательных делает текст очень эмоциональным.
5. Работа с стихотворением Р.Сарби “Цветок”.
Шли своей дорогой ноги,
а глаза – своей.
Вдруг увидели глаза
полевой цветок.
Как игрушечный костер,
он горел в траве живой.
Лепестки, как язычки
пламени, светились
Ноги враз остановились.
Руки жадно потянулись
К мирному цветку.
Сердце крикнуло:
– Постой!
Сердце крикнуло:
– Не рви!
Это место без цветка
Станет сиротой!
Пусть горит здесь костерок,
Светит нам, прохожим!
И отпрянула рука
А дорога далека…
Шли своей дорогой ноги,
а глаза – своей.
Сердце? Сердце уносило
Полевой цветок.
Перевод с чувашского Зинаиды Палвановой
1. Слово об авторе.
Раиса Сарби – чувашская поэтесса, автор многих поэтических книжек для детей и взрослых, вышедших в местных и центральных издательствах в Москве. За сборник “Розы в росе” она удостоена премии издательства “Молодая гвардия”
2. Чтение стихотворения учителем.
3. Чтение стихотворения учащимися.
(Перед детьми лежат распечатки с текстом).
4. Анализ средств выразительности.
Какие же художественно – изобразительные средства использует автор, чтобы показать свое отношение к цветку? В стихотворении много интересных эпитетов ( живая трава, мирный цветок, игрушечный костер), олицетворений( цветок горел, сердце крикнуло, глаза шли, сердце уносило); сравнений ( как игрушечный костер, как язычки пламени), уменьшительно-ласкательных слов. Все они употреблены автором для того, чтобы показать читателю красоту окружающей природы. Если будем рвать цветы, то это место без цветка станет сиротой! А дорога далека… Этим умолчанием автор хочет сказать нам, что жизнь на земле продолжается. Пускай другие тоже радуются красотой этого цветка.
5. Чем отзывается стихотворение Р.Сарби “Цветок” с текстом Б.Неменского (Беззащитный цветок).
Итак, мы подходим к выводу: чтобы показать любовь к цветку, нужно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать тропы.
6. Творческая работа.
1. Прослушивание песни А.Васильева “Ландыш”(На чувашском языке) Ребята слушают песню и в то же время обращают внимание на описание цветка.
2. Запишите изобразительно – выразительные средства из песни.(белый платок; ландыш, как девушка в белом платке).
3. Что вы знаете о ландыше? (Она занесена в Красную книгу).
4. Знакомство с природоохранной памяткой:
– Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками, травами.
– Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
– Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено.
7. Итоги урока.
Так как же рождается любовь к цветку? (Внимание к внутреннему состоянию, использование изобразительно – выразительных средств.)
Надо любить природу, восхищаться ее красотою. Природа – великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться читать “книгу” природы. Все в окружающем взаимосвязано и взаимозависимо. Не быть бабочкам без цветов, а также цветам без бабочек. Мы должны любить и беречь природу.
8. Домашнее задание.
Написать сочинение “Мой любимый цветок”.