Подготовка к сочинению-миниатюре "Мой любимый цветок"

Разделы: Русский язык


К.Д.Ушинский говорил: “Для грамотности мало того, чтобы человек знал орфографические правила, а их множество, но необходимо, чтобы он привык моментально их выполнять”. Это требование можно распространить и на другие стороны изучения русского языка в школе: уроки русского языка должны учить не только видеть грамматические явления в речи и уметь анализировать их, но и учить тому, чтобы в процессе речи незамедлительно находить нужную форму слова и безошибочно включать ее в синтаксическую конструкцию.

Работа по употреблению различных форм слов в речи связана с проведением небольших творческих работ при изучении всех тем морфологии – сочинений-миниатюр.

Сочинение-миниатюра может быть связано с показом изобразительной роли той или иной части речи в связанном тексте.

Так, изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов–образцов в классе. Для работы была взята тема “Мой любимый цветок”.

Тема: Мой любимый цветок.

Цели:

Образовательные вырабатывать умение оперировать с понятиями эпитет, находить в тексте тропы и употреблять их в собственных работах.

Воспитательные – воспитывать любовь к природе; внимательное и бережное отношение к слову.

Развивающие – развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст; развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

Оборудование: стихотворения Р. Сарби “Цветок”, В.Солоукин “Цветы”, книга Б.Неменского “Солдат и подснежник”,фонограмма А.Васильева “Ландыш”, картина Б.Неменского “Дыхание весны”.

Эпиграф:

Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на земле:
То – дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный

Жан Делиль

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. У каждого народа был свой любимый цветок. У греков и римлян – левкой, у египтян – водяная лилия, у французов – красная гвоздика. Любимый цветком в Японии является хризантема, а самым почитаемым – лотос. В их честь устраиваются народные праздненства и гуляния. На гербе и государственной печати Японии изображена шестнадцатилепестковая хризантема. Орден хризантемы – высшая награда в стране.

Ну, а какой цветок вы больше всего любите и почему?

2. Работа с новым материалом.

Учитель обращается к учащимся с вопросом:

– Какие ассоциации возникают у вас при слове “цветы”? Какие цветы вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос составлением кластера №1 и №2. (Один работает у доски, остальные пишут в тетрадях).

Красота
Радость
Свет
Тепло
Благоухание

Лесные
Луговые
Полевые

Степные
Клумбовые
Комнатные
Оранжерейные

Цветы Любовь
Жизнь
Ласка
Добро
Лекарство

Редкие
Пахучие
Скромные

Махровые
Ароматные
Искусственные
Садовые

Сегодня у нас в гостях поэты, писатели, артисты, художники показывают красоту природы. Посмотрим и послушаем их и учимся у них этому искусству. Очень часто в центре их внимания оказывалась красота цветка.

– А как они передают красоту цветка? (Художник рисует красками на холст; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки)

– А поэты и писатели? (Они передают красоту словами).

– А как они это делают? Как простые слова перестают быть простыми словами и становятся красотой?

3. Работа со стихотворением В.Солоухина “Цветы”.

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве.
Но может быть, что вовсе не за это
Люблю я скромный маленький цветок.
За то его люблю, что вечно жмется к людям.

В.Солоухин “Цветы”

1. Чтение стихотворения.

2. Что собой представляет это стихотворение?

Рассуждение.

– О чем рассуждает поэт?

– Поэт говорит о том, что ему дороже всех одуванчик – скромный луговой цветок.

– За что он любит его?

– За то, что он вечно жмется к людям.

3. Разбираются языковые средства описания цветка: прилагательные-эпитеты (скромный, маленький цветок; ласковая трава); сравнения (подобен солнцу; как будто в нем солнце отразилось); олицетворения (цветы разбросаны по траве; жмется к людям).

4. Вывод.В эпитетах, сравнениях, олицетворениях отражается отношение автора к описываемому предмету.

4. Работа с текстом Б.Неменского, художника, писателя.

“ Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч.

А это что?

Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”

1. Показ картины художника Б.Неменского “Дыхание весны”.

2. Чтение текста.

3. Беседа.

– О чем этот текст? Определите его тему.

– Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок)

4. Объясните значение слова беззащитный (работа со словарем).

Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя.

Разберите слово по составу.

5. Запись и анализ предложений о цветке.

– Найдите предложение, в котором описывается цветок. Выпишите его.

“ Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке… Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”

6. Предварительные выводы.

Итак, мы подходим к выводу, что обилие эпитетов – прилагательных делает текст очень эмоциональным.

5. Работа с стихотворением Р.Сарби “Цветок”.

Шли своей дорогой ноги,
а глаза – своей.
Вдруг увидели глаза
полевой цветок.
Как игрушечный костер,
он горел в траве живой.
Лепестки, как язычки
пламени, светились
Ноги враз остановились.
Руки жадно потянулись
К мирному цветку.
Сердце крикнуло:
– Постой!
Сердце крикнуло:
– Не рви!
Это место без цветка
Станет сиротой!
Пусть горит здесь костерок,
Светит нам, прохожим!
И отпрянула рука
А дорога далека…
Шли своей дорогой ноги,
а глаза – своей.
Сердце? Сердце уносило
Полевой цветок.

Перевод с чувашского Зинаиды Палвановой

1. Слово об авторе.

Раиса Сарби – чувашская поэтесса, автор многих поэтических книжек для детей и взрослых, вышедших в местных и центральных издательствах в Москве. За сборник “Розы в росе” она удостоена премии издательства “Молодая гвардия”

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Чтение стихотворения учащимися.

(Перед детьми лежат распечатки с текстом).

4. Анализ средств выразительности.

Какие же художественно – изобразительные средства использует автор, чтобы показать свое отношение к цветку? В стихотворении много интересных эпитетов ( живая трава, мирный цветок, игрушечный костер), олицетворений( цветок горел, сердце крикнуло, глаза шли, сердце уносило); сравнений ( как игрушечный костер, как язычки пламени), уменьшительно-ласкательных слов. Все они употреблены автором для того, чтобы показать читателю красоту окружающей природы. Если будем рвать цветы, то это место без цветка станет сиротой! А дорога далека… Этим умолчанием автор хочет сказать нам, что жизнь на земле продолжается. Пускай другие тоже радуются красотой этого цветка.

5. Чем отзывается стихотворение Р.Сарби “Цветок” с текстом Б.Неменского (Беззащитный цветок).

Итак, мы подходим к выводу: чтобы показать любовь к цветку, нужно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать тропы.

6. Творческая работа.

1. Прослушивание песни А.Васильева “Ландыш”(На чувашском языке) Ребята слушают песню и в то же время обращают внимание на описание цветка.

2. Запишите изобразительно – выразительные средства из песни.(белый платок; ландыш, как девушка в белом платке).

3. Что вы знаете о ландыше? (Она занесена в Красную книгу).

4. Знакомство с природоохранной памяткой:

– Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками, травами.

– Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.

– Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено.

7. Итоги урока.

Так как же рождается любовь к цветку? (Внимание к внутреннему состоянию, использование изобразительно – выразительных средств.)

Надо любить природу, восхищаться ее красотою. Природа – великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться читать “книгу” природы. Все в окружающем взаимосвязано и взаимозависимо. Не быть бабочкам без цветов, а также цветам без бабочек. Мы должны любить и беречь природу.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение “Мой любимый цветок”.