А.Р. Камалеева, Т.В. Куренева
Методическая разработка
Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики, с использованием в процессе решения логических умозаключений, физического эксперимента и математических действий.
Основные цели такого вида учебной деятельности как решение задач – углубление знаний учащихся, развитие их мышления, формирование умения анализировать ситуацию, творчески подходить к возникающим проблемам и находить пути их решения. Умение применять знания на практике – показатель их осознанности и прочности.
Решение физических задач имеет:
- образовательное значение , т.к. способствует усвоению учащимися курса физики, как на алгоритмическом, так и на творческом уровне;
- воспитательное значение, т.к. оно позволяет влиять на личность, воспитывать волю, настойчивость, усидчивость, самостоятельность;
- большое значение для развития учащихся, для развития их логического мышления, для формирования умения делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, использовать аналогии и эвристические приемы;
- политехническое значение , т.к. в задачах с политехническим содержанием приводятся сведения о технических объектах, выявляются принципы их работы, устанавливается взаимосвязь между отдельными элементами этих объектов.
В формировании умения решать физические задачи важное место занимает умение решать графические задачи.
Графические задачи – это задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без использования графика.
Значение графических задач в формировании умения решать физические задачи заключается в следующем:
- При изучении процессов, происходящих в природе и технике, как правило, определяются функциональные зависимости между величинами, характеризующими эти процессы. Понятие функциональной зависимости с большой полнотой и конкретностью отражает взаимную связь и обусловленность явлений. Графическое изображение функциональной зависимости наиболее ярко и доходчиво выражает эту зависимость. График наглядно раскрывает закономерность. В средней школе в ряде случаев графически могут быть представлены такие процессы, аналитически выразить которые можно только на более поздних стадиях обучения. Графические упражнения и задачи в значительной мере помогают учащимся овладеть этим важным методом выражения функциональных связей, способствующих глубокому раскрытию сущности процессов и явлений.
- Графические задачи и упражнения способствуют сознательному усвоению закономерностей и формированию у учащихся понятий. Особенно велика их роль в активизации процесса преподавания естественнонаучных дисциплин. Необходимая подготовка к решению графических задач дается в курсе математики.
При изучении раздела “Кинематика” рекомендуется оформлять решение задач в следующей последовательности:
- Краткая запись условия (дано).
- Перевод единиц измерения в систему СИ.
- Чертеж.
- Решение в “общем виде”.
- Работа с единицами измерения (проверка решения в “общем виде”).
- Графическое изображение различных зависимостей.
В зависимости от условия задачи, пункт 6 может предшествовать пункту 3 или следовать за ним.
На первом этапе обучения необходимо развивать умение учащихся изображать ситуацию, описанную в задаче, с помощью чертежа, переходить от него к графику и обратно. Для отработки этих навыков целесообразно использовать специальные задания в виде таблицы с пустыми ячейками, которые необходимо заполнить. Пример такого задания по теме “Равномерное прямолинейное движение” приведен ниже (таблица 2). Учащийся, используя график зависимости (t) или х(t) и дополнительные данные, должен нарисовать чертеж, соответствующий данной ситуации, или, наоборот, используя чертеж, построить график зависимости (t) или х(t).
1. Графики основных кинематических величин прямолинейного равномерного движения
1.1. График скорости.
При равномерном прямолинейном движении = const. (Здесь и далее полужирным шрифтом мы будем обозначать векторные величины). Направим ось х вдоль траектории движения тела. Графики скорости для различных случаев будут иметь вид, представленный на рис.1.
1.2. График перемещения.
Перед рассмотрением графика перемещения полезно вспомнить известные учащимся из курса математики основные свойства функции y = kx, роль параметра k, особенности графика этой функции и способы его построения.
При равномерном прямолинейном движении перемещение пропорционально времени движения: S = t. Если тело движется вдоль оси х, то величина проекции вектора перемещения на эту ось также будет пропорциональна времени: Sх = хt. Таким образом, график перемещения представляет собой прямую линию. Заметим, что Sx = 0 при t = 0, следовательно, график перемещения всегда проходит через начало координат. В зависимости от знака х, наклон графика Sх(t) может быть как положительным, так и отрицательным. При этом угол наклона графика будет тем больше, чем больше х по абсолютной величине.
Так как график Sх(t) - прямая, проходящая через начало координат, то для его построения достаточно найти координаты всего лишь одной дополнительной точки. На рис. 3 приведены графики перемещения, соответствующие рассмотренным ранее графикам скорости. Расчеты координат дополнительных точек отражены в таблицы 3.
1. 3. График координаты
Так как Sx = x - x0, то x = x0 + Sx. Следовательно, значения x отличаются от соответствующих значений Sx на постоянную величину x0, равную координате точки в начальный момент времени. Графически это выражается сдвигом графика зависимости x(t) относительно графика Sx(t) вверх или вниз, в зависимости от знака x0 (см. рис. 4 и 5).
При равномерном прямолинейном движении значение координаты точки может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как направлен вектор перемещения относительно выбранной системы отсчета. Если направление вектора перемещения совпадает с положительным направлением оси (проекция вектора на ось положительна), то координата будет возрастать, если же вектор перемещения противоположен положительному направлению оси – координата убывает.Конечно, если известна величина скорости, то для построения графика координаты нет необходимости строить вспомогательный график перемещения. Действительно, так как Sx = xt, то x = x0 + xt.
Последнее выражение аналогично известной учащимся из курса математики функции y = b + kx. Полезно обратить на это внимание учащихся и обсудить с ними свойства данной функции и способы построения ее графика.
График функции x = x0 + xt - прямая линия, пересекающая оси координат в точках (0, x0) и (-x0/ x, 0). Вторую точку использовать для построения графика не всегда удобно, она находится в первой четверти координатной плоскости только в том случае, если знаки x0 и x противоположны и величина -x0/ x положительна (прямая 2' на рис. 4 и 1'' на рис. 5). Ясно, что в общем случае координаты второй точки графика можно рассчитать, выбрав произвольное значение t.
2. Графики кинематических величин при прямолинейном равнопеременном движении.
2.1. График ускорения.
При равномерном прямолинейном движении а = const. Направим ось х вдоль линии движения тела. Графики ускорения для различных случаев будут иметь вид (рис. 6).
Что означают условия: ах > 0, ах < 0? Как правило, ученики отвечают на этот вопрос так: если ах > 0, то тело движется равноускоренно, если ах < 0 - равнозамедленно. При этом они забывают, что не знак ускорения непосредственно определяет, будет ли движение равноускоренным или равнозамедленным, а взаимная ориентация векторов скорости и ускорения. Пусть, например, тело движется вдоль оси х, причем положительное направление оси х совпадает с направлением вектора скорости .
Если движение равноускоренное и скорость тела за время t возрастает от 0Х до Х, то
Проекция вектора ускорения на ось x положительна, следовательно, он совпадает с направлением скорости.
Пусть теперь тело движется в противоположном направлении и проекция скорости на ось х отрицательна. При равноускоренном движении |Х| > |0Х| и |Х| - |0Х| > 0. Теперь
Проекция вектора ускорения на ось х в данном случае получается отрицательной, но это означает, что его направление и в этом случае совпадает с направлением вектора скорости.
При прямолинейном равноускоренном
движении
направления векторов скорости и ускорения
совпадают
Анализ равнозамедленного движения проведем, используя графический метод (рис. 7а и 7б).
Как можно видеть, на каждом из чертежей направление вектора изменения скорости - 0, а, следовательно, и вектора ускорения а противоположно направлению скорости.
При прямолинейном равнозамедленном
движении
направления векторов скорости и ускорения
противоположны
2.2. График скорости.
Функция, выражающая зависимость величины проекции скорости от времени при равнопеременном движении, х= 0х + ахt аналогична функции x = x0 + xt (или y = b + kx), график которой уже обсуждался в разделе 1.3. Это прямая линия, пересекающая оси координат t и х точках (0, 0х) и (- 0х/ах, 0).
В зависимости от значения параметров 0х и ах можно выделить шесть различных вариантов расположения графика этой функции на координатной плоскости (таблица. 4). Отметим общие закономерности, отраженные на графиках, представленных в таблице 4:
- значение ординаты в точке пересечения с графиком скорости равно величине проекции начальной скорости 0х (или просто величине начальной скорости, если движение происходит вдоль оси х);
- наклон графика скорости определяется знаком проекции ускорения ах.
К этому следует добавить, что угол наклона графика скорости зависит от величины ускорения - аналогично тому, как угол наклона графика перемещения или координаты при равномерном прямолинейном движении зависит от скорости (см. разделы 1.2 и 1.3); в данном случае в роли параметра k выступает ах.
Дадим теперь краткие пояснения к таблице 4. При этом ограничимся рассмотрением событий, происходящих при t > 0.
Вариант 1. Тело начинает двигаться равноускоренно из состояния покоя. Направления векторов и а совпадают. Их проекции на ось х остаются положительными в течение всего времени движения (напомним, при t > 0), причем величина проекции скорости линейно увеличивается с течением времени.
Вариант 2. Движение равноускоренное без начальной скорости. Направления векторов и а совпадают, но их проекции отрицательные - тело движется в направлении противоположном направлению оси х, при этом модуль вектора скорости увеличивается.
Вариант 3. Аналогичен варианту 1, но в начальный момент времени тело имеет скорость 0, направленную вдоль оси х.
Вариант 4. Движение тела происходит в два этапа. На первом этапе, когда направления векторов и а противоположны, движение равнозамедленное. В момент времени t = - 0х/ах скорость тела становится равной нулю - тело на мгновение останавливается и затем начинает двигаться в противоположном направлении с тем же ускорением. Чертеж в таблице дан для второго этапа.
Вариант 5. Напоминает предыдущий, но на первом этапе тело движется (равнозамедленно) в направлении противоположном направлению оси х. Чертеж в таблице соответствует второму этапу - равноускоренному движению в положительном направлении этой оси.
Вариант 6. Аналогичен варианту 2, но при t = 0 тело имеет скорость 0, направление которой противоположно направлению оси х.
2.3. График перемещения.
Приступая к построению графиков перемещения при прямолинейном равнопеременном движении целесообразно обсудить с учащимися свойства функции y = a + bx + cx2, а также вспомнить особенности графика этой функции и приемы его построения.
При прямолинейном равнопеременном движении зависимость перемещения S от времени выражается, как известно, следующей функцией:
S = 0t + at2/2.
Если направить ось х вдоль направления движения, то для проекции перемещения на эту ось будем иметь
Sх = 0хt + aхt2/2.
График этой функции есть парабола, проходящая через начало координат. Координаты вершины параболы, наклон ее ветвей и их ориентация зависят от значения параметров 0х и aх. Как и в предыдущем случае (см. раздел 2.2) возможны шесть вариантов (таблица 5).
Общие закономерности, которые можно увидеть на графиках, таковы:
- ориентация ветвей параболы зависит от знака проекции ускорения: если ах > 0, то ветви направлены вверх, если ах < 0 - вниз;
- наклон графика при t = 0 зависит от знака 0х: при 0х > 0 наклон положительный (значения Sx вблизи точки t = 0 возрастают при увеличении t), при 0х < 0 наклон отрицательный (значения Sx вблизи точки t = 0 убывают при увеличении t).
Интуитивно понятно, что при изменении абсолютных значений 0х и aх наклон ветвей параболы также будет изменяться. Позднее будет найдена количественная связь между этими параметрами.
В последней колонке таблицы 5 приведены рисунки, иллюстрирующие представленные графики. Рисунки выполнены для t = 0.
Вариант 1. Шарик из состояния покоя скатывается с наклонной плоскости. Ось х проведена так, что ее направление совпадает с направлением движения шарика, начало координат (для удобства) выбрано в месте старта.
Вариант 2. Ситуация аналогична варианту 1, но направление оси х изменено на противоположное.
Вариант 3. Как и в предыдущих случаях, шарик скатывается вниз по наклонной плоскости, но отсчет времени начинается не сразу, так что при t = 0 шарик уже имеет некоторую (начальную) скорость.
Вариант 4. Шарик пускают вверх по наклонной плоскости и начинают отсчет времени. Рисунок соответствует равнозамедленному движению - направления векторов скорости и ускорения противоположны. Обратите внимание, что ось х направлена вверх по наклонной плоскости.
Вариант 5. Отличается от 4-го варианта только направлением оси х.
Вариант 6. Аналогично варианту 3, но ось х направлена вверх по наклонной плоскости.
Нетрудно убедиться, что все графики можно получить, рассматривая различные фазы движения шарика, пущенного вверх по наклонной плоскости. Равнозамедленному движению вверх соответствуют графики 4 и 5, равноускоренному движению из состояния покоя (после остановки шарика в самом верхнем положении) - графики 1 и 2, равноускоренному движению при отличной от нуля начальной скорости - графики 3 и 6. При этом отличие вариантов 1, 3 и 5 от вариантов 2, 6 и 4 заключается лишь в отличии направления оси х.
Следует обратить внимание учащихся на то, как выбор системы отсчета влияет на вид графика и, соответственно, на формулы, описывающие одно и то же движение. Полезно обсудить с ними факторы, влияющие на рациональный выбор направления осей системы координат.
2. 4. График координаты
Зависимость координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении, как известно, выражается следующей формулой:
х = х0 + 0хt + ахt2/2.
От формулы перемещения это выражение отличается постоянным слагаемым х0. Следовательно, как и в случае равномерного движения, график координаты будет сдвинут по отношению к графику перемещения на величину х0 вверх или вниз в зависимости от знака х0. Таким образом, из 6-ти вариантов графиков перемещения получается 12 вариантов графиков координаты. Один из вариантов представлен в таблице 6. Читателю предлагается, в качестве упражнения, нарисовать остальные графики и соответствующие им рисунки, взяв за основу таблицу 5.