Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.( В.А.Сухомлинский)
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту и считаем, что, способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
Именно актуальность данной проблемы продиктовала нам необходимость разработки авторской программы “Ребенок и социальная действительность”, в которой сделана попытка систематизировать опыт работы коллектива нашего ДОУ по данному направлению и направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, сотрудниками и родителями.
Предлагаемая нами программа – один из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада (за счет тесного взаимодействия с ближним природным и социальным окружением и средств краеведо-туристической деятельности), основанная на развитии сотрудничества ребенка со взрослым и нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ патриотизма:
- Привязанность к своему родному краю;
- Преданность своей “малой Родине”;
- Ответственности за нее;
- Желание трудиться на ее благо;
- Беречь и умножать ее богатства.
Мы наметили основные направления программы по социальному развитию детей:
- Знакомство с окружающим миром;
- Нравственно-патриотическое воспитание;
- Физическое развитие и оздоровление.
Стержнем развития ребенка является нравственно-патриотическое воспитание, которое пронизывает все основные направления социального развития ребенка.
Материал программы позволяет, используя средства краеведения, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры р.п. Линево Искитимского района, т.к. мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, поэтому считаем, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Мы уверены, что Сибирское народное творчество не может не вызвать у юных сибиряков эмоциональных переживаний: чувства удивления, восторга, интеллектуальной радости от открытия нового.
Изучение педагогами и нашими воспитанниками интересных аспектов народного творчества дает нам возможность не только воочию видеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к жизни, творчеству и произведениям талантливого русского народа.
А какой патриотический потенциал заключен в природном краеведении? В качестве объектов познания природного краеведения мы используем природу родного края, ее почву, особенности рельефа, растительный и животный мир, климат, местные природные достопримечательности. С помощью природного краеведения наши воспитанники начинают понимать, что природный мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого зависит от его отношения к нему и мы понимаем, что только от нас, взрослых – педагогов, родителей – зависит элементарное осознание маленьким сибиряком беззащитного мира природы и величия человека, любящего, уважающего свое Отечество и живущего в нем.
Таким образом, организация в нашем ДОУ краеведческой деятельности, начиная с ближайшего социального и природного окружения - это введение маленького человека в мир малой и большой Родины не “беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины” [Сухомлинский].
Результаты работы с детьми по данному направлению, в течении нескольких лет, позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького сибиряка, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения социального мира. Повысилось качество жизни. Наблюдаются: легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями – как полноправными участниками всех мероприятий проводимых в ДОУ.
Таким образом, тесное взаимодействие участников педагогического процесса социализации – не только дало возможность нашему коллективу системно и последовательно формировать у наших воспитанников “Я” - концепцию, но и активно познавать свою “малую” Родину, ее природные и человеческие достопримечательности, а также закладывать основы национальной и нравственной культуры.