Мастер-класс по элективному курсу "Период" на тему: "Сложный период"

Разделы: Русский язык


Цели занятия:

  • совершенствовать полученные знания по теме: “Сложный период”;
  • развивать творческие способности учащихся, активизировать самостоятельную деятельность, развивать умения и навыки в составлении сложного периода на предложенные темы;
  • воспитывать в детях любовь к слову.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлых занятиях вы узнали, что период бывает простой и сложный. А сложный период делится, в свою очередь, на двучленный, трёхчленный, четырехчленный и многочленный. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Записаны два предложения. Внимательно прочитайте их и определите, являются ли они периодами. Если да, то простым или сложным.

На доске написаны предложения:

1. Участь человека, одаренного способностями разнообразными и очутившегося вдруг без такого дела, которое бы заняло все до единой его способности, тяжелее участи последнего бедняка. Гоголь Н.В

2. Все люди имеют сердце, имеют душу (1-й чл.); следственно, все могут наслаждаться плодами искусства и науки (2-й чл.), и кто наслаждается ими, тот делается лучшим человеком и спокойнейшим гражданином (3-й чл.), - спокойнейшим, говорю: ибо, находя везде и во всем тысячи удовольствий и приятностей, не имеет он причины роптать на судьбу и жаловаться на свою участь (4-й чл.). Карамзин Н.М.

(Учащиеся определяют, что первое предложение – простой период, т.к. в нём мысли, выравненные придаточными предложениями, не сопоставляются с главной мыслью. А второе предложение – сложный период, четырёхчленный).

II. Затем даётся задание по этим двум периодам.

Во втором периоде:

а) произвести орфографический разбор слов “одарённого”, “заняло”, “тяжелее”, “бедняка”, “последнего”;

б) произвести морфемный разбор слова “разнообразными”;

в) подчеркнуть грамматические основы предложения.

В первом периоде:

а) произвести фонетический разбор слов “имеют”, “сердце”;

б) определить, чем осложнено предложение;

в) выделить грамматическую основу предложения.

Эти задания выполняют у доски два ученика.

III. Проверяем домашнее задание, пока двое ребят работают у доски. На дом ребятам было предложено четыре темы ( “Красота спасет мир”, “Книга – источник знаний”, “Наши духовные ценности”, “Герой?..Безумец?..Чудак?..” (по роману Сервантеса “Дон Кихот”). Надо было составить самостоятельно сложные периоды. (Ребята зачитывают составленные периоды). При зачитывании составленных периодов учащиеся доказывают, что это действительно периоды.

IV. Проверяем работу у доски.

V. Ребята, у вас у каждого на столе лежит карточка с записанным предложением. На каждом ряду – своё предложение. Прочтите внимательно, выразительно и определите, период ли это. Если да, то простой или сложный.

1-е предложение: Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки: галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем.

2-е предложение: Автору надобно иметь доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем нашей души; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. (Карамзин Н.М.)

3-е предложение: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горбатов Б.)

Ребята выразительно читают вслух предложения, определяют, какие это периоды, доказывают это. Каждому отвечающему все задают по три-четыре вопроса на объяснение орфограмм. Работа проходит по рядам.

VI. Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание: подготовиться к объяснительному диктанту, повторить следующие орфограммы: Е и И в окончании существительных, гласные в окончании прилагательных, Н и НН в прилагательных и причастиях, знаки препинания в предложениях с вводными словами и однородными членами предложения. Выписать из басен И.Крылова сложные периоды.

Приложение