Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему: "Животный мир леса"

Разделы: Начальная школа


Тема: животный мир леса.

Цель урока: установить связи, существующие в растительном и животном мире.

Задачи урока:

1. Расширить знания о животных, природе.

2. Развивать наблюдательность, мышление, бережное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к “ братьям меньшим”.

Формы урока: общеклассная, индивидуальная, групповая.

Методы урока: наглядно-словесные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы.

Оборудование урока: картины “Лиса”, “Заяц”, “Волк”, “Медведь”, “Рысь”, “Лось”, “Соболь”, “Росомаха”; рисунки следов зайца, белки, волка, медведя; текст рассказа И. Литвинецкого “Бурундук”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступление в урок.

(стихотворение С. Погореловского “Лес”)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Учитель: Как автор относится к лесу?

(Любит, загадка для него)

3. Работа с ранее изученными понятиями.

Учитель: Отправимся путешествовать в лес.

Какие бывают леса?

Чем смешанные леса отличаются от тайги?

Давайте заселим животными леса.

(После ответов детей на каждый вопрос открываются записи на доске.)

Широколиственные
заяц, лиса, волк, еж,
косули, медведь,
бобр, белка, зубр
Смешанные многоярусные
заяц, лиса, волк, еж,
лось, белка, барсук,
бурундук, медведь,
бобр, куница, хорек
Хвойные (тайга) одноярусные
заяц, лиса, волк,
еж, лось, барсук,
бурундук, белка,
медведь, рысь,
соболь, хорек,
росомаха, куница

Учитель: Что вы заметили?

Давайте установим общие характерные признаки для животных лесов.

Какие бывают звери?

Какой образ жизни ведут животные?

Дети:

1. Питаются разнообразной пищей.

2. Детенышей вначале кормят молоком.

3. Окрас предохраняет от холодов и врагов.

(По ходу ответов детей открываются записи на доске.)

хищные

бродячий

всеядные

млекопитающие

линька

Учитель: Назовите животных, которые не подчиняются 2 признаку?

(медведь, барсук, бурундук, ежи, змеи.)

4. Физминутка:

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и повернись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

5. Работа по теме.

Учитель: Мы живем в Сибири и будем говорить о жителях тайги. Тайга кормит множество животных, среди которых одни питаются семенами хвойных деревьев, побегами кустарников, насекомыми, ягодами, грибами. А другие ведут хищный образ жизни, нападая на живую добычу. В тайге можно встретить животных смешанных и широколиственных лесов, которые, найдя в тайге подходящие для жизни условия, расширили за ее счет область своего распространения. Так куница, хорек, барсук пришли из соседней лесной зоны.

Учитель:

1. Скажите, чьи это следы? (Показ следов зайца.)

Какие бывают зайцы?

Где живет заяц-русак? Заяц-беляк?

Покажите, где передние, а где задние лапки?

2. Кто еще так прыгает как заяц? (Показ следов белки.)

Отчего зависит окраска шерсти этих зверьков?

Что интересного можно добавить о белке?

3. Чей этот след? (Показ следов лисы.)

Что расскажете о лисе?

Что интересного узнали о лисе на уроке литературе?

(Рассказ Н. Сладкова “Лиса – плясунья”).

Учитель: Мы узнали, что заяц выходит на кормежку ночью? А лиса?

Ребус:         (Волк)       (След волка)

Учитель: Представьте, что кто-то из вас волк.

Как бы вы рассказали о себе?

Дети: Я волк. Сильный, сообразительный хищник. У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летом я живу с волчицей, мы выращиваем появившихся весной волчат. Волчата рождаются беспомощными, слепыми. Мы оба заботимся о волчатах. Пока волчица кормит волчат молоком, она никуда не уходит. Еду приношу я – волк. Мы учим волчат охотничьим премудростям. Зимой мы собираемся в стаи. В стае может быть 6 – 10 волков. В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются. Мои движения, взгляд, жест – закон для всей стаи. Выжить мне помогает выносливость. Я могу не есть помногу дней. При этом я не теряю силы и формы. Нападаю я только на больных животных, чтобы заболевания не распространялись на других.

Учитель: Чей этот след? (Показ следа медведя)

Вы медведица, рассказать о себе.

Дети: Я медведица – хищная, могучая, хитрая и ловкая, и осторожная. Если необходимо, то могу тащить ношу в 400 – 500 кг, могу бежать со скоростью скаковой лошади. Я могу подкрасться куда угодно. Я люблю: плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди, мед, малину, орехи. А еще ем раков, улиток, птиц и птичьи яйца, грызунов. На людей я нападаю, если сильно раздразнят, напугают или ранят. Меня не совсем правильно считают неуклюжей и медлительной. Я могу ловко двигаться, быстро бегать, хорошо лазать по деревьям. Пока много растительной пищи, я питаюсь ей, но если ее не хватает, то “вспоминаю”, что я хищник. Я нападаю на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков. Мне стыдно, но есть хочется. Зимой впадаю в спячку. В феврале месяце у меня появляются медвежата и весят всего 500 г. Для их воспитания мне требуется нянька. Нянька в медвежьей семье своя – один из старших медвежат. Таких нянек зовут пестунами. Очень часто спрашивают у меня: “Правда, что лапу сосете?” Да, зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было бы больно.

Учитель: Говорят, есть звери, которые могут предсказывать погоду. Вы знаете таких зверей? Нет. Оказывается, мы многого еще не знаем.

Я предлагаю Рекламную паузу. (Выставка книг).

Вы хотите все знать о флоре и фауне, о растениях и животных? Журнал “Юный натуралист” и эти интереснейшие книги помогут вам. Читайте - и вы откроете для себя таинственный мир природы.

О том, кто предсказывает погоду мы узнаем из этой книги, которая лежит у вас на столах.

6. Чтение рассказа И. Литвинецкого “Бурундук”.

7. Работа в группах (возможна по рядам)

На доске картины животных

1 группа - картина “Рысь”

2 группа - картина “Росомаха”

3 группа - картина “Соболь”

Дети в группах составляют рассказ о животном по плану:

1. Особенности внешнего вида.

2. Чем питается?

3. Как охотится?

4.Что узнали интересного про это животное?

8. Обобщение.

Учитель: Нужны ли лесу хищные животные? Почему? (Ответы детей)

Можно ли сказать, что человек и природа это единое целое?

Подтвердите это схемой. (На доске запись)

Предлагается ситуация.

Учитель: Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?

(По ходу ответов детей на доске появляется запись)

Учитель: А как вы в своих сочинениях ответили этому старшекласснику?

(Дети читают сочинения “Природа и я!)

9. Итог урока.

Итак, с какими животными мы сегодня познакомились поближе? (Ответы детей)

Большое вам спасибо за то, что вы сходили в библиотеку и хорошо поработали дома, сделали интересные сообщения в классе.

Домашнее задание:

Кроме зверей в лесу много и других жителей, которые заполняют его музыкой, охраняют от врагов. Это птицы. На следующем уроке мы будем говорить о птицах.

Литература.

  1. С помощью к природе. Составители – Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворечко, Л. И. Соловьева.Москва. “Педагогика”.1983 г.
  2. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальных классов. В. П. Герасимов “Просвещение”. 1985 г.
  3. От медведя до орла. Звери и птицы России. Москва. “Оникс”. 2000 г.
  4. Природа и люди. Составитель – В. П. Горощенко. Москва “Просвещение” 1971 г.