Тема: животный мир леса.
Цель урока: установить связи, существующие в растительном и животном мире.
Задачи урока:
1. Расширить знания о животных, природе.
2. Развивать наблюдательность, мышление, бережное отношение к природе.
3. Воспитывать любовь к “ братьям меньшим”.
Формы урока: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Методы урока: наглядно-словесные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы.
Оборудование урока: картины “Лиса”, “Заяц”, “Волк”, “Медведь”, “Рысь”, “Лось”, “Соболь”, “Росомаха”; рисунки следов зайца, белки, волка, медведя; текст рассказа И. Литвинецкого “Бурундук”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступление в урок.
(стихотворение С. Погореловского “Лес”)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Учитель: Как автор относится к лесу?
(Любит, загадка для него)
3. Работа с ранее изученными понятиями.
Учитель: Отправимся путешествовать в лес.
Какие бывают леса?
Чем смешанные леса отличаются от тайги?
Давайте заселим животными леса.
(После ответов детей на каждый вопрос открываются записи на доске.)
| Широколиственные заяц, лиса, волк, еж, косули, медведь, бобр, белка, зубр |
Смешанные многоярусные заяц, лиса, волк, еж, лось, белка, барсук, бурундук, медведь, бобр, куница, хорек |
Хвойные (тайга) одноярусные заяц, лиса, волк, еж, лось, барсук, бурундук, белка, медведь, рысь, соболь, хорек, росомаха, куница |
Учитель: Что вы заметили?
Давайте установим общие характерные признаки для животных лесов.
Какие бывают звери?
Какой образ жизни ведут животные?
Дети:
1. Питаются разнообразной пищей.
2. Детенышей вначале кормят молоком.
3. Окрас предохраняет от холодов и врагов.
(По ходу ответов детей открываются записи на доске.)
хищные
бродячий
всеядные
млекопитающие
линька
Учитель: Назовите животных, которые не подчиняются 2 признаку?
(медведь, барсук, бурундук, ежи, змеи.)
4. Физминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и повернись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
5. Работа по теме.
Учитель: Мы живем в Сибири и будем говорить о жителях тайги. Тайга кормит множество животных, среди которых одни питаются семенами хвойных деревьев, побегами кустарников, насекомыми, ягодами, грибами. А другие ведут хищный образ жизни, нападая на живую добычу. В тайге можно встретить животных смешанных и широколиственных лесов, которые, найдя в тайге подходящие для жизни условия, расширили за ее счет область своего распространения. Так куница, хорек, барсук пришли из соседней лесной зоны.
Учитель:
1. Скажите, чьи это следы? (Показ следов зайца.)
Какие бывают зайцы?
Где живет заяц-русак? Заяц-беляк?
Покажите, где передние, а где задние лапки?
2. Кто еще так прыгает как заяц? (Показ следов белки.)
Отчего зависит окраска шерсти этих зверьков?
Что интересного можно добавить о белке?
3. Чей этот след? (Показ следов лисы.)
Что расскажете о лисе?
Что интересного узнали о лисе на уроке литературе?
(Рассказ Н. Сладкова “Лиса – плясунья”).
Учитель: Мы узнали, что заяц выходит на кормежку ночью? А лиса?
Ребус:
(Волк)
(След волка)
Учитель: Представьте, что кто-то из вас волк.
Как бы вы рассказали о себе?
Дети: Я волк. Сильный, сообразительный хищник. У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летом я живу с волчицей, мы выращиваем появившихся весной волчат. Волчата рождаются беспомощными, слепыми. Мы оба заботимся о волчатах. Пока волчица кормит волчат молоком, она никуда не уходит. Еду приношу я – волк. Мы учим волчат охотничьим премудростям. Зимой мы собираемся в стаи. В стае может быть 6 – 10 волков. В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются. Мои движения, взгляд, жест – закон для всей стаи. Выжить мне помогает выносливость. Я могу не есть помногу дней. При этом я не теряю силы и формы. Нападаю я только на больных животных, чтобы заболевания не распространялись на других.
Учитель: Чей этот след? (Показ следа медведя)
Вы медведица, рассказать о себе.
Дети: Я медведица – хищная, могучая, хитрая и ловкая, и осторожная. Если необходимо, то могу тащить ношу в 400 – 500 кг, могу бежать со скоростью скаковой лошади. Я могу подкрасться куда угодно. Я люблю: плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди, мед, малину, орехи. А еще ем раков, улиток, птиц и птичьи яйца, грызунов. На людей я нападаю, если сильно раздразнят, напугают или ранят. Меня не совсем правильно считают неуклюжей и медлительной. Я могу ловко двигаться, быстро бегать, хорошо лазать по деревьям. Пока много растительной пищи, я питаюсь ей, но если ее не хватает, то “вспоминаю”, что я хищник. Я нападаю на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков. Мне стыдно, но есть хочется. Зимой впадаю в спячку. В феврале месяце у меня появляются медвежата и весят всего 500 г. Для их воспитания мне требуется нянька. Нянька в медвежьей семье своя – один из старших медвежат. Таких нянек зовут пестунами. Очень часто спрашивают у меня: “Правда, что лапу сосете?” Да, зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было бы больно.
Учитель: Говорят, есть звери, которые могут предсказывать погоду. Вы знаете таких зверей? Нет. Оказывается, мы многого еще не знаем.
Я предлагаю Рекламную паузу. (Выставка книг).
Вы хотите все знать о флоре и фауне, о растениях и животных? Журнал “Юный натуралист” и эти интереснейшие книги помогут вам. Читайте - и вы откроете для себя таинственный мир природы.
О том, кто предсказывает погоду мы узнаем из этой книги, которая лежит у вас на столах.
6. Чтение рассказа И. Литвинецкого “Бурундук”.
7. Работа в группах (возможна по рядам)
На доске картины животных
1 группа - картина “Рысь”
2 группа - картина “Росомаха”
3 группа - картина “Соболь”
Дети в группах составляют рассказ о животном по плану:
1. Особенности внешнего вида.
2. Чем питается?
3. Как охотится?
4.Что узнали интересного про это животное?
8. Обобщение.
Учитель: Нужны ли лесу хищные животные? Почему? (Ответы детей)
Можно ли сказать, что человек и природа это единое целое?
Подтвердите это схемой. (На доске запись)
![]()
Предлагается ситуация.
Учитель: Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?
(По ходу ответов детей на доске появляется запись)

Учитель: А как вы в своих сочинениях ответили этому старшекласснику?
(Дети читают сочинения “Природа и я!)
9. Итог урока.
Итак, с какими животными мы сегодня познакомились поближе? (Ответы детей)
Большое вам спасибо за то, что вы сходили в библиотеку и хорошо поработали дома, сделали интересные сообщения в классе.
Домашнее задание:
Кроме зверей в лесу много и других жителей, которые заполняют его музыкой, охраняют от врагов. Это птицы. На следующем уроке мы будем говорить о птицах.
Литература.
- С помощью к природе. Составители – Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворечко, Л. И. Соловьева.Москва. “Педагогика”.1983 г.
- Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальных классов. В. П. Герасимов “Просвещение”. 1985 г.
- От медведя до орла. Звери и птицы России. Москва. “Оникс”. 2000 г.
- Природа и люди. Составитель – В. П. Горощенко. Москва “Просвещение” 1971 г.