Роль практических занятий в курсе "Методика музыкального развития" в формировании профессионализма будущих воспитателей

Разделы: Музыка


В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов дошкольных учреждений. Они должны не только формировать у детей определенный объем знаний и умений, но всемерно развивать их познавательную деятельность, интерес к окружающей действительности, самостоятельность и творческую активность в художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой деятельности.

В настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами.

Методика музыкального развития является одним из предметов, подготавливающих будущих воспитателей к осуществлению основной цели музыкального воспитания дошкольников - воспитание культурного слушателя - человека, который умеет разбираться во всем многообразии музыкального искусства.

В курсе методики музыкального развития детей дошкольного возраста студенты должны:

  1. Ознакомиться с музыкальными произведениями различных жанров и видов, проявить интерес к музыке и стремление самим приобщаться к исполнительству.
  2. Овладеть практическими умениями в области хорового и индивидуального пения, игры на музыкальных инструментах, сольфеджирования и простейшего анализа музыкальных произведений.
  3. Освоить методику музыкального развития детей дошкольного возраста и уметь применять ее в своей практической работе.

Воспитатель должен работать в контакте с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, активно участвовать в проведении музыкальных занятий, развлечений праздников. Особенно велика его роль в организации условий для детской самостоятельной деятельности. Качество подготовки будущих специалистов дошкольного воспитания к руководству музыкальной деятельности детей определяется следующим: их профессиональной направленностью; объемом анатомо-физиологических, педагогических, психологических знаний; специальной подготовкой в области музыкального искусства, методики руководства музыкальной деятельностью детей; объемом практических умений и навыков.

Наблюдения показывают, что воспитатели в основном владеют навыками по руководству музыкальной деятельностью детей. У многих отсутствуют навыки качественного, нефальшивого, эмоционального исполнения детских песен, выразительного, четкого, с подчеркнутой легкостью изящного исполнения того или иного элемента танцевальных движений, правильного исполнения музыкальных произведении на каком-либо детском музыкальном инструменте.

Они не стараются проявить выдумку, творчество при разучивании хороводов, игр-инсценировок, проведении музыкально-дидактических игр. Наблюдается неумение планировать разнообразную деятельность с детьми в утреннее и вечернее время. Порой песни, которые исполняют взрослые с детьми, звучат немузыкально – искажается мелодия, фразировка и даже текст. Слабо осуществляют руководство самостоятельной музыкальной деятельностью в повседневной жизни детского сада. Воспитатели не выясняют интересы детей, не используют косвенные приемы руководства для ее формирования. Все это отражается на уровне овладения детьми музыкальными умениями и навыками.

В курсе методики музыкального развития большое внимание уделяется как теоретическими сведениям, так и обучению студентов практическим умениям в области руководства детским музыкальными проявлениями. В программе по многим темам определено количество часов на практические занятия и их содержание.

Важно последовательно, поэтапно начинать формирование у студентов практических умений и навыков. Виды практических работ по темам самые разнообразные – это упражнения на закрепление нового материала, задания по закреплению выученного материала (коллективные и индивидуальные), деловые ситуации и деловые игры, как итог работы по повторению, закреплению, систематизации знаний, умений и навыков по определенной теме.

По темам: “Пение”, “Слушание”, “Музыкально-ритмические движения”, “Игра на детских инструментах” мы предлагаем студентам выполнить практические упражнения по анализу музыкальных произведений. Для этого вносим готовый план-таблицу анализа детских песен, произведений для движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Такие практические упражнения в дальнейшем помогают студентам выполнить самостоятельную домашнюю работу по составлению разработок поэтапного разучивания песен, музыкальных игр, плясок, упражнений-композиций.

Обычно на первых уроках студенты затрудняются определить характер музыки, средства музыкальной выразительности. Мало используют определений, не могут самостоятельно сформулировать программные требования по обучению детей певческим, музыкально-ритмическим и двигательным навыкам, навыкам восприятия музыки.

Зато в последующей работе студенты довольно свободно анализируют музыкальные произведения для детей. такие упражнения на уроке занимают небольшое количество времени от 3 до 7 минут. Чаще всего они используются в ходе объяснения материала, при закреплении нового материала, в ходе контроля за усвоением знаний.

Практические задания на уроке занимают большее по продолжительности время – от 20 до 45 минут. Цель таких занятий – закрепить полученные знания, применяя теорию на практике, отработать практические умения в составлении методических разработок, планов, советов для родителей, программ вечеров развлечений; закрепить технические навыки в игре на разных детских инструментах. Кроме того, они помогают педагогу развивать у студентов чувство ритма, музыкальный вкус, формировать культуру слушания. Так, для закрепления темы “Формы работы по слушанию музыки” мы проводим творческую практическую работу в течение 15-20 минут. Студентам предлагается составить небольшой план концерта по слушанию музыки в форме рассказа для детей младшего возраста, используя музыкальные аудиозаписи.

В начале работы мы предлагаем студентам прослушать музыкальные произведения, а затем самостоятельно составить сюжетный рассказ для концерта. Творческие работы получаются самые разнообразные по форме и содержанию. Мы рекомендуем провести данный концерт по слушанию музыки в дошкольных учреждениях.

Мы считаем, что на практических занятиях необходимо постоянно устанавливать связь между теорией и практикой. На уроках можно использовать различные самостоятельные задания, которые способствуют завершению изучения теоретического материала и требуют от студентов целого ряда практических умений и навыков. Самостоятельные задания широко используем в работе над разработками фрагментов музыкальных занятий по видам музыкальной деятельности, объединяя для этой работы всю группу или “мини-группы” по 6 студентов, парами, индивидуально. Так, по теме “Пение” студенты учатся составлять фрагмент занятия, объединяясь в “мини-группу”, обсуждают методику его проведения, оформляют записи в тетрадях.

Содружество членов “мини-группы” помогает всем правильно выполнить самостоятельную работу. На последующем практическом занятии проводится деловая игра “Эффективность использования разных приемов в работе над песней”.

По теме “Музыкально-ритмические движения” учим составлять варианты проведения игр с пением, хороводных игр с дошкольниками вне занятий, объединяя студентов в пары или проводим в форме игрового метода “Банк педагогических идей”.

По теме “Игра на детских инструментах” большое внимание уделяем практической работе по освоению технике игры на детских инструментах. Используем на каждом уроке много тренировочных упражнений для выработки совместных действий, добиваясь единого темпа, динамики, точного ритмического рисунка. Со студентами разучиваем несложные ритмические попевки, песенки, пьесы (“Андрей-воробей”, р.н.м., “Спите куклы”, “Гармошка”, “Смелый пилот”, муз. Е. Тиличеевой, “Полька”, ч.н.м., “Ах вы, сени”, р.н.м. и мн. др.), произведения для слушания в исполнении взрослыми в оркестре или ансамбле (“Латвийская полька”, л.н.м.).

Большая часть практических занятий проводится в форме деловой игры. Игровые ситуации отражают работу дошкольных учреждений: лекторий для родителей, конкурсы среди работников дошкольных учреждений, открытые мероприятия, занятия.

Так по теме “Игра на детских музыкальных инструментах” - это лекторий для родителей “Как научить игре на детских инструментах”, а для работников дошкольных учреждений – конкурсы “Музыка и развлечения”. По теме “Пение” - деловая игра “Эффективность использования разных приемов в работе над песней”. По теме “Восприятие музыки” - деловая игра “Музыкально-дидактические игры – средство развития музыкального слуха” в форме открытого методического объединения. В ходе игры определяются роли: руководитель объединения, воспитатели, дети, дошкольные работники из ДОУ.

На практических занятиях студенты упражняются в выполнении заданий не только по одному, но и парами, небольшими группами. Мы объединяем студентов по-разному: по их желанию, по подгруппам, по дошкольным учреждениям, в которых они проходят педагогическую практику.

Такие объединения помогают более творчески, точно выполнить те или иные задания, принять правильное решение. Объединяясь в “мини-группу” студенты проявляют чувство коллективизма, товарищества, такт, выдержку, умение слушать, выразительно исполнять произведения из детского репертуара. Так, по теме “Виды развлечений и роль музыки в них” студенты учатся составлять на определенную тему сценарии развлечений, а затем защищать свою творческую работу.

В теме “Самостоятельная музыкальная деятельность” студенты упражняются в различных практических заданиях – это разработка рекомендаций по оформлению и оборудованию музыкального уголка, проектирование музыкальных сюжетно-ролевых игр, выполнение творческих заданий.

Для закрепления приобретенных умений и навыков на практических занятиях и проверки теоретических знаний по методике организации музыкально деятельности вне занятий проводятся зачетные уроки.

Форма проведения зачетных уроков самая разнообразная” мини-экзамен с “общественными экзаменаторами”, конкурс, музыкальный клуб, театрализованное представление (Приложение 1-3).

Такие зачетные уроки позволяют нам оценить уровень подготовки студентов к будущей профессии.

Итоговый контроль знаний – экзамен по методике в нетрадиционной форме. Экзамен студенты сдают по подгруппам (10-12 человек), который состоит из двух частей:

Первая часть – теоретическая. Каждый студент отвечает по билету, остальные могут дополнить, направить ответ товарища.

Вторая часть – конкурс “Не только для себя”. Каждый студент в команде выполняет индивидуально практическое задание (Приложение 1-4(4)).

Таким образом, использование различных форм обучения в проведении практических занятий положительно влияет на совершенствование профессиональных качеств будущих воспитателей, и тем самым улучшает руководство музыкальной деятельностью детей и способствует повышению эффективности всестороннего развития дошкольников средствами музыкального искусства.

К приложениям прилагаются рисунки:

Рис. 1-4