Конспект урока с применением методики "Мозаика" пед. техники кооперации в обучении по теме: "Жизнь леса. Лес — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цель: отработка умений работы в группах, соблюдение правил работы, отработка навыков работы по структуре “Мозаика”.

Задачи:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, развивать умение работать в группе;
  • воспитывать интерес к учебной деятельности, любовь к природе.

Оборудование: плакат “Лес”, запись “Голоса птиц”, правила работы в группе, структуры, карточки, графики рефлексии, карточки “Проверь себя”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учащиеся сидят по группам:

1 группа под № 1;

2 группа - № 2;

3 группа - № 3;

4 группа - № 4.

(Звучит запись “голоса птиц”, дети сидят в рабочих группах):

Хочу пригласить вас сегодня в лес
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

Итак, тема нашего занятия “Жизнь леса. Лес - природное сообщество”.

Лес не только для нашей забавы,
В нем - деревья, ягоды, травы,
Птицы, звери и прочие твари,
Ученые тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.

- Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом? (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой)

II. Повторение.

- Сегодня мы вновь будем работать в группах по структуре “Мозаика”

На доске:

План работы:

1. ВТ

2. Работа в экспертной группе.

3. Работа в рабочей группе.

4. Закрепление.

5. “Проверь себя”

Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. Для этого, отберите среди предложенных вам правил то, какое правило будет соблюдать сегодня ваша группа:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Говори вполголоса
  2. Один говорит - другие слушают
  3. Не перебивай выступающего
  4. С уважением относись друг к другу
  5. Разговор должен идти только о предмете задания

III. Работа в экспертных группах.

- А теперь, пожалуйста, разойдитесь по своим экспертным группам в зависимости от номера вашей карточки. В этих группах вы работаете по первой структуре.

На столах лежат памятки:

СТРУКТУРА РАБОТЫ

В ЗКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ

  1. Читаю сам
  2. Читаем по кругу
  3. Обсуждаем
  4. Составляем план-схему

СТРУКТУРА РАБОТЫ

В ОСНОВНОЙ (РАБОЧЕЙ) ГРУППЕ

“1 – 2 – 3 - 4”

  1. Рассказали
  2. Записали
  3. Вопрос на понимание

На работу в группе вам отводится 10 минут.

Каждый ученик получает карточку с номером:

1. “Лесные этажи”

Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Ниже расположен ярус кустарников (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы и маленькие кустарнички (черника, брусника, кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.

К ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.

2. “Животные леса”

Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка, лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки, стрекозы), пресмыкающихся (змеи), земноводных (лягушки, жабы) и червей.

Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных является домом. В лесу они находят себе пищу

Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

3. “Нужны ли лесу грибы!”

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба).

Грибы" очень нужны в лесу: во-первых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; во-вторых, ими питаются многие животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); в-третьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся; в-четвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

4. “О лесной подстилке и микробах”

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов, насекомых, личинок она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

А некоторым животным (ежам, божьим коровкам, медведям, разным жукам) лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.

IV. Работа в рабочих группах.

- Вернитесь в свои рабочие группы. Ваша задача: объяснить участникам вашей группы проработанную вами тему так, чтобы в конце занятия вся группа могла бы ответить на мои вопросы. Напоминаю, что вы работаете по второй структуре:

- объясняю

- записываем

- задаем вопросы

На эту работу вам дается 15 минут.

V. Физминутка.

Но сначала мы немного отдохнем и сыграем в игру “Деревья, кустарники, травы”.

VI. Закрепление:

- Назовите ярусы леса

- Какие животные обитают в лесу?

- Для чего нужны грибы?

- Что образует лесную подстилку?

- Почему лес можно назвать природным сообществом?

VII. Проверочная работа “Проверь себя”.

Вам предложено ряд утверждений. Если утверждение верно, вы ставите “+”, если неверно - “-”. На эту работу вам дается 2 минуты.

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)
  2. На деревьях обитают кроты и землеройки. (-)
  3. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)
  4. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)
  5. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (-)

Взаимопроверка по таблице, которую вывешивает учитель на доске

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу.

IX. Рефлексия.

1. А сейчас посовещайтесь и оцените работу каждого в вашей группе.

2. А теперь оцените работу всей группы (при помощи графика).

График групповой рефлексии

График заполняется в каждой группе сообща всеми членами группы. Командир группы объясняет свое решение.