Цель: отработка умений работы в группах, соблюдение правил работы, отработка навыков работы по структуре “Мозаика”.
Задачи:
- сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- развивать познавательную активность учащихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, развивать умение работать в группе;
- воспитывать интерес к учебной деятельности, любовь к природе.
Оборудование: плакат “Лес”, запись “Голоса птиц”, правила работы в группе, структуры, карточки, графики рефлексии, карточки “Проверь себя”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учащиеся сидят по группам:
1 группа под № 1;
2 группа - № 2;
3 группа - № 3;
4 группа - № 4.
(Звучит запись “голоса птиц”, дети сидят в рабочих группах):
Хочу пригласить вас сегодня в лес
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Итак, тема нашего занятия “Жизнь леса. Лес - природное сообщество”.
Лес не только для нашей забавы,
В нем - деревья, ягоды, травы,
Птицы, звери и прочие твари,
Ученые тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.
- Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом? (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой)
II. Повторение.
- Сегодня мы вновь будем работать в группах по структуре “Мозаика”
На доске:
План работы:
1. ВТ
2. Работа в экспертной группе.
3. Работа в рабочей группе.
4. Закрепление.
5. “Проверь себя”
Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. Для этого, отберите среди предложенных вам правил то, какое правило будет соблюдать сегодня ваша группа:
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
- Говори вполголоса
- Один говорит - другие слушают
- Не перебивай выступающего
- С уважением относись друг к другу
- Разговор должен идти только о предмете задания
III. Работа в экспертных группах.
- А теперь, пожалуйста, разойдитесь по своим экспертным группам в зависимости от номера вашей карточки. В этих группах вы работаете по первой структуре.
На столах лежат памятки:
СТРУКТУРА РАБОТЫ В ЗКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ
|
СТРУКТУРА РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ (РАБОЧЕЙ) ГРУППЕ “1 – 2 – 3 - 4”
|
На работу в группе вам отводится 10 минут.
Каждый ученик получает карточку с номером:
1. “Лесные этажи”
Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Ниже расположен ярус кустарников (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы и маленькие кустарнички (черника, брусника, кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний ярус - мхи и лишайники.
Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.
К ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.
2. “Животные леса”
Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка, лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки, стрекозы), пресмыкающихся (змеи), земноводных (лягушки, жабы) и червей.
Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных является домом. В лесу они находят себе пищу
Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
3. “Нужны ли лесу грибы!”
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба).
Грибы" очень нужны в лесу: во-первых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; во-вторых, ими питаются многие животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); в-третьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся; в-четвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
4. “О лесной подстилке и микробах”
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов, насекомых, личинок она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
А некоторым животным (ежам, божьим коровкам, медведям, разным жукам) лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.
IV. Работа в рабочих группах.
- Вернитесь в свои рабочие группы. Ваша задача: объяснить участникам вашей группы проработанную вами тему так, чтобы в конце занятия вся группа могла бы ответить на мои вопросы. Напоминаю, что вы работаете по второй структуре:
- объясняю
- записываем
- задаем вопросы
На эту работу вам дается 15 минут.
V. Физминутка.
Но сначала мы немного отдохнем и сыграем в игру “Деревья, кустарники, травы”.
VI. Закрепление:
- Назовите ярусы леса
- Какие животные обитают в лесу?
- Для чего нужны грибы?
- Что образует лесную подстилку?
- Почему лес можно назвать природным сообществом?
VII. Проверочная работа “Проверь себя”.
Вам предложено ряд утверждений. Если утверждение верно, вы ставите “+”, если неверно - “-”. На эту работу вам дается 2 минуты.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)
- На деревьях обитают кроты и землеройки. (-)
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)
- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (-)
Взаимопроверка по таблице, которую вывешивает учитель на доске
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу.
IX. Рефлексия.
1. А сейчас посовещайтесь и оцените работу каждого в вашей группе.
2. А теперь оцените работу всей группы (при помощи графика).
График групповой рефлексии
График заполняется в каждой группе сообща всеми членами группы. Командир группы объясняет свое решение.