Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Система дошкольного воспитания и образования г. Жуковского включает в себя 16 муниципальных дошкольных учреждений (6 детских садов I категории – Центр развития ребенка, 1 детский сад присмотра и оздоровления, 3 детских сада комбинированного вида, 6 детских садов с осуществлением приоритетных направлений) и 3 ведомственных детских сада (ЦАГИ, ЛИИ, МНИИ “Агат”).

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования, организации взаимодействия межведомственных учреждений города по организации оздоровительной работы (Приложение 1).

Много внимания уделяется физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста (Приложение 2).

Система воспитательно-оздоровительной работы в детских садах города включает различные компоненты здорового образа жизни:

  • Определение исходных показателей состояния здоровья и психологического развития детей.
    Работа в тесном сотрудничестве со специалистами детской поликлиники, физкультурного диспансера, ПМСЦ, проводится диспансеризация дошкольников, мониторинг состояния здоровья специалистами ГЦСЭС. Внедряется компьютерная программа физического паспорта на каждого ребенка в детском саду.
  • Рациональная организация двигательной активности, создание оптимальных условий.
    Используются разнообразные формы работы с детьми (утренняя закаливающая гимнастика, Дни здоровья совместно с родителями, гимнастика после сна, досуги и праздники).
    Создана современная предметно-развивающая среда, оборудованы физкультурные площадки на территории детских садов, спортивные уголки. Подбор мебели осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами. Соблюдаются тепловой и световой режимы.
  • Система эффективного закаливания.
    Рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий:
    • Элементы закаливания в повседневной жизни (специальные закаливающие процедуры – полоскание рта, ножные ванны, проветривание).
    • Лечебно-оздоровительные мероприятия – физиотерапия (приобретены аппараты квантовой терапии “Рикта”), фитотерапия, кислородный коктейль, коррегирующие упражнения, самомассаж, дыхательная гимнастика. Проводится профилактика ОРЗ. Работают квалифицированные специалисты – медики и педагоги.
  • Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
    Создание условий для увлекательной деятельности детей, преобладание у детей чувства жизнерадостности, веры в себя, эмоционального комфорта, культуры здорового образа жизни. Введены занятия ритмикой, эмоционально-стимулирующая гимнастика, элементы релаксации.
  • Обеспечение рационального питания.
    В детских садах осуществляется четырехразовое полноценное сбалансированное питание, витаминизация блюд.
  • Формирование знаний об общепринятых нормах поведения.
    Ребенок в любом возрасте может попасть в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Педагоги детских садов считают, что ребенку надо дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, на прогулке, дома, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.

Большое значение имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывают в работе сами педагоги и используют в работе с родителями – совместная деятельность, стимулирование активного участия в жизни детского сада, организация различных мероприятий, ознакомление родителей с результатами обучения. Работа с родителями носит профилактическую направленность.

Коллективы дошкольных учреждений строят свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • Охрана жизни и здоровья детей;
  • Противопожарная и техногенная безопасность;
  • Предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • Обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В этой работе участвуют все участники воспитательного процесса: дети, сотрудники, родители.

В работе педагоги используют программу “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, разработанную авторским коллективом (Р.Стеркина, Н.Авдеева, О. Князева), рекомендованную Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в работе с дошкольниками, методическое пособие “Как обеспечить безопасность дошкольников”, авторы – К.Белая, В.Зимонина, Л.Куцакова.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Разработаны и успешно применяются на практике программы “Здоровый малыш”, технологии, диагностические таблицы, карты здоровья (Приложение 3). Программа “Здоровый малыш” направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Четвертый год в образовательных учреждениях города педагоги работают по профилактической программе “Разговор о правильном питании”, разработанной в Институте возрастной физиологии РАО (авторы – М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева). Программа в увлекательной, доступной для детского восприятия форме учит здоровому образу жизни, правильному питанию. Активно принимают участие в работе педагоги детских садов, а также дети и родители.

В результате интересной работы по рабочей тетради при использовании разнообразных форм и методов реализации программы у детей появляется возможность самооценки, формирование представлений о рациональном питании.

О заинтересованности участников говорят результаты городских, областных, межрегиональных туров конкурса.

В 2004 году победительница областного тура – творческая группа педагогов детских садов №№ 5 и 32 и учителей школы № 12 г. Жуковского Московской области – представляла опыт работы на Межрегиональном туре и получила Почетную грамоту “За содержательное выступление”.

С 1 по 5 июня 2005 г. на территории Всероссийского выставочного центра прошел Всероссийский форум “Здоровье нации – основа процветания России”, на котором образовательные учреждения города Жуковского участвовали в выставке по вопросам формирования здорового образа жизни. Были показаны материалы по городскому спортивному празднику детей дошкольного возраста “Здоровый малыш”, по программе “Разговор о правильном питании”.

Творческая активность учителей и воспитателей, проявившаяся в течение работы по программе, свидетельствует о заинтересованности и желании продолжать работу и далее. Внедряется второй модуль программы “Две недели в лагере здоровья”, также расширяется круг участников и по первой части.

По результатам участия в выставке министр образования Московской области Л.Н. Антонова выразила благодарность заместителю главы города, начальнику Управления образования Н.Ф. Гридневой и активным участникам выставки.

Успех “Программы” во многом обусловлен поддержкой Министерства образования МО.

Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – это единомышленники, и вопросы оздоровления они решают вместе. Уроки здоровья, консультации, родительские собрания по вопросам оздоровления – это небольшой перечень дел. Стало традицией проведение городских спортивных праздников “Здоровый малыш”, в которых участвуют комбинированные команды детей, родителей и педагогов.

Данный комплекс мероприятий, осуществление Программ позволяет системно решать сложный вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.