В 1990 году в журнале “Начальная школа” была опубликована программа нового курса “Речь и культура общения”. Авторы программы Т.А. Ладыжская, Г.И.Сорокина, Р.И.Никольская. Задача программы ясна: помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру.
Учебник “Русский язык” 1 класс учебно-методического комплекта “Перспективная начальная школа” (автор Н.А. Чуракова) во многом решает эту задачу. Вместе с учителем путешествовать по тайнам русского языка детям помогает придуманная Чураковой Н.А. волшебница Анишит-Йокоп (тишина-покой), заколдовавшая в волшебном лесу всех зверей и птиц. Каждый урок волшебница дает учащимся “непосильные” задания, выполнив которые дети получают в награду новые знания о русском языке. Автором умело сочетается игровая форма обучения с отработкой навыков устойчивой грамотности. Главное, на мой взгляд, то, что развитие устной и письменной речи начинается в учебнике с самого понятия: что такое речь? Речь устная и письменная. И учить детей надо интересно. Это требует творчества от учителя. А Н.А. Чуракова включает в учебник “интригу”, в которой дети стараются разобраться, конечно, вместе с учителем-помощником.
Именно с этой позиции я строю работу по развитию речи в своём классе.
Вот несколько уроков в 1 классе по данной проблеме.
1 класс. Русский язык
Оборудование к уроку:
- Чуракова Н.А. Русский зык: Учебник. 1 класс – М.: Академкнига/ Учебник, 2005.
- Гольфман Е.Р. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы 1 кл. – М.: Академкнига/ Учебник, 2005.
Урок №1
Тема урока: Что такое речь. Речь устная и письменная.
Цель урока: Сформировать понятие о двух формах речи – устной и письменной.
Ход урока
Учебник: стр.18-21.
Тетрадь: стр.14.
I. Чистописание.
Задача чистописания: отработка наклона
II. Работа со словарным словом.
- Откроем тетрадь для самостоятельных работ, стр. 14
- Пропишите новое словарное слово, обратите внимание на безударную гласную.
III. Обращается внимание на то, что дети писали, а учитель говорил.
- Вспомните виды речи (устная, письменная)
- Какая речь устная? (то, что мы слышим и говорим)
- Письменная? (то, что мы видим и пишем)
IV. Работа с учебником на стр.18.
Прочитать поговорки и ответить на вопросы Анишит-Йокоп.
- Какая же речь – устная или письменная – самая главная?
V. Рассказ учителя, интриги учебника на странице 19,20,21 (до середины).
Далее дети пробуют произносить предложения с разной интонацией и с разными логическими ударениями (стр.21 учебника).
На доске написано предложение без знаков препинания.
Ты съел пирог
Дети читают его с разными целями (сообщая сам факт, спрашивая каждый раз разное, возмущаясь). Сами ставят нужные знаки препинания (на доске).
Вывод: знаки препинания отражают разную цель.
VI. Самостоятельная работа по тетради стр. 14.
VII. Выборочная проверка вслух, обсуждение с детьми предложений, которые могут быть разными по цели высказывания.
VIII. Итог урока: напиши отгадки к ребусам.
Проверка: дуб, Наташа.
Укажи, где устная, а где письменная речь?
Урок 2
Тема урока: Упражнение в распознавание устной и письменной речи..
Цели урока:
- Уточнить представления учащихся об устной и письменной речи
- Уточнить знаки препинания в конце предложений для обозначения цели высказывания.
- Показать роль ударения в значении слов, которые одинаково пишутся.
- Познакомить учащихся с правилами списывания текста.
Ход урока
Учебник: стр.21 (после картинки)-22.
Тетрадь: стр.15-16.
I. Чистописание
Цель: отработать наклон букв, закрепить правописание слова пошёл
II. Выносится на доску интрига со страницы 21, зашифрованный разговор.
Запишите предложение Пошёл дождь с разными знаками препинания.
Проверка. Прочитать их вслух.
III. Учитель читает интригу на стр. 22 и записывает на доске предложение: Нарисуй замок, гвоздики, ирис.
Просит детей прочитать его самостоятельно.
- А что бы вы нарисовали, дети?
Далее учитель рассказывает:
Как вы думаете, в чём хитрость Волшебницы? Почему Маша могла нарисовать не то, что нужно? Почему при чтении слов замок, ирис, гвоздики вслух ошибки можно избежать. Что есть в устной речи, чего нет в письменной?
- В устной речи есть ударение!
IV. Работа в тетради, стр.15.: записывают названия предметов под картинками, ставят ударения.
V. Динамическая пауза.
Встали дружно, улыбнулись.
Руки в стороны и вверх
Потянулись, потянулись.
Вы, конечно, лучше всех!
VI. Работа в тетради на стр.16.
Дети читают правила списывания текста.
- Читай каждое предложение по слогам.
- Раздели все слова на слоги прямо в тексте.
- Подчеркни все места, в которых можешь сделать ошибки.
- Вернись к началу текста. Читай каждое предложение и постарайся запомнить, как оно пишется.
- Списывай по одному предложению, диктуя себе по слогам.
- Подели все слова в предложениях, написанных тобой на слоги.
Дети списывают текст по правилам вслух (комментируя каждый шаг), т.к. это первый урок по списыванию, а значит, как на нём научатся, так в дальнейшем и будут работать.
Текст.
Лето. Светит солнышко. Роса на траве. Веет ветерок. Шелестит листва. В лесу кукует кукушка.
VII. Итог урока.
Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга работу.
Урок 3
Тема урока: Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи.
Цели урока:
Показать, как письменная форма слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся, помогает понять их значение.
Выяснить роль заглавной буквы в начале предложения, а в начале слов помогает различить их со словами, которые пишутся так же, но с маленькой буквы.
Ход урока
Учебник: стр.23-25
Тетрадь: стр.17
I. Чистописание
II. - Какая речь: письменная или устная – является главной?
Читается интрига учебника на стр.23 (до конца).
Где луг, а где лук?
Где плод, а где плот?
Где гриб, а где грипп?
Где молот, а где молод?
и выполняется задание в тетради на стр.17
Что же есть в письменной речи? И чего нет в устной? (Письменная форма слова, его запись, помогает понять его значение.)
III. Далее работа с интригой на стр. 24 учебника
[р]оза и [ш]арик
[Р]оза и [Ш]арик
Понятие даётся об именах собственных и нарицательных.
IV. Упр.№8 (в учебнике) на стр. 25
Дети объясняют написание слов с заглавной буквы. Записывают текст.
V. Динамическая пауза (все движения дети показывают руками)
“Мы капусту рубим,
Мы капусту трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.”
VI. Работа со словами: кружки, белок, рожки, пушок.
Задание: докажи, что у каждого из этих слов есть 2 значения. (в первых трёх случаях это зависит от перемещения ударения, в последнем – от прописной или строчной буквы).
V. Итог урока
Составьте по два предложения с каждым словом (фронтальная проверка, запись в тетрадь предложений, которые больше всего понравились).
Урок №4
Тема урока: Речь устная и письменная. Практическая работа.
Цель урока: Объяснить, что значит излагать текст, учить составлять письменные ответы на вопросы.
Ход урока
I. Сегодня мы будем учиться составлять письменные ответы на поставленные вопросы к тексту. Будем по вопросам излагать текст. Излагать – это значит пересказывать услышанное или прочитанное, записывать услышанное, прочитанное.
II. Учитель читает текст (на доске текста нет)
Три котёнка.
Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. (29 слов)
III. еседа по содержанию
- Кого увидели котята?
- Что они сделали?
- А что сделала мышка?
- Что случилось с котятами?
- Почему?
IV. Обучение составлению ответов на вопросы (вопросы заранее написаны на доске).
- Кого увидели три серых котёнка? | Мышку |
- За кем они бросились? | За ней |
- Куда прыгнула мышка? | В банку с мукой |
- Что сделали котята? | Котята – за ней |
- Что сделала мышка? | Убежала |
- Какие вылезли котята из банки? | Белые |
V. Хором читаем вопрос.
Хором составляем ответ: в обратном порядке читаем слова вопроса и вместо слова кого? подставляем слово мышку.
Дети должны понять, что ответ строиться из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложения (правила списывания слов и предложений они уже знают).
Здесь допускается вариативность..
VI. Итак, на этом уроке работа идет над каждым предложением коллективно и отдельно, используя устную и письменную речь, т.е. читаем, отвечаем, пишем, опять читаем, пишем.
VII. Итог урока
После записи текста прочитать (обязательно!) 5-6 работ вслух в классе.