Первые шаги по развитию культуры устной и письменной речи

Разделы: Начальная школа


В 1990 году в журнале “Начальная школа” была опубликована программа нового курса “Речь и культура общения”. Авторы программы Т.А. Ладыжская, Г.И.Сорокина, Р.И.Никольская. Задача программы ясна: помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру.

Учебник “Русский язык” 1 класс учебно-методического комплекта “Перспективная начальная школа” (автор Н.А. Чуракова) во многом решает эту задачу. Вместе с учителем путешествовать по тайнам русского языка детям помогает придуманная Чураковой Н.А. волшебница Анишит-Йокоп (тишина-покой), заколдовавшая в волшебном лесу всех зверей и птиц. Каждый урок волшебница дает учащимся “непосильные” задания, выполнив которые дети получают в награду новые знания о русском языке. Автором умело сочетается игровая форма обучения с отработкой навыков устойчивой грамотности. Главное, на мой взгляд, то, что развитие устной и письменной речи начинается в учебнике с самого понятия: что такое речь? Речь устная и письменная. И учить детей надо интересно. Это требует творчества от учителя. А Н.А. Чуракова включает в учебник “интригу”, в которой дети стараются разобраться, конечно, вместе с учителем-помощником.

Именно с этой позиции я строю работу по развитию речи в своём классе.

Вот несколько уроков в 1 классе по данной проблеме.

1 класс. Русский язык

Оборудование к уроку:

  1. Чуракова Н.А. Русский зык: Учебник. 1 класс – М.: Академкнига/ Учебник, 2005.
  2. Гольфман Е.Р. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы 1 кл. – М.: Академкнига/ Учебник, 2005.

Урок №1

Тема урока: Что такое речь. Речь устная и письменная.

Цель урока: Сформировать понятие о двух формах речи – устной и письменной.

Ход урока

Учебник: стр.18-21.

Тетрадь: стр.14.

I. Чистописание.

Задача чистописания: отработка наклона

II. Работа со словарным словом.

- Откроем тетрадь для самостоятельных работ, стр. 14

- Пропишите новое словарное слово, обратите внимание на безударную гласную.

III. Обращается внимание на то, что дети писали, а учитель говорил.

- Вспомните виды речи (устная, письменная)

- Какая речь устная? (то, что мы слышим и говорим)

- Письменная? (то, что мы видим и пишем)

IV. Работа с учебником на стр.18.

Прочитать поговорки и ответить на вопросы Анишит-Йокоп.

- Какая же речь – устная или письменная – самая главная?

V. Рассказ учителя, интриги учебника на странице 19,20,21 (до середины).

Далее дети пробуют произносить предложения с разной интонацией и с разными логическими ударениями (стр.21 учебника).

На доске написано предложение без знаков препинания.

Ты съел пирог

Дети читают его с разными целями (сообщая сам факт, спрашивая каждый раз разное, возмущаясь). Сами ставят нужные знаки препинания (на доске).

Вывод: знаки препинания отражают разную цель.

VI. Самостоятельная работа по тетради стр. 14.

VII. Выборочная проверка вслух, обсуждение с детьми предложений, которые могут быть разными по цели высказывания.

VIII. Итог урока: напиши отгадки к ребусам.

Проверка: дуб, Наташа.

Укажи, где устная, а где письменная речь?

Урок 2

Тема урока: Упражнение в распознавание устной и письменной речи..

Цели урока:

  1. Уточнить представления учащихся об устной и письменной речи
  2. Уточнить знаки препинания в конце предложений для обозначения цели высказывания.
  3. Показать роль ударения в значении слов, которые одинаково пишутся.
  4. Познакомить учащихся с правилами списывания текста.

Ход урока

Учебник: стр.21 (после картинки)-22.

Тетрадь: стр.15-16.

I. Чистописание

Цель: отработать наклон букв, закрепить правописание слова пошёл

II. Выносится на доску интрига со страницы 21, зашифрованный разговор.

Запишите предложение Пошёл дождь с разными знаками препинания.

Проверка. Прочитать их вслух.

III. Учитель читает интригу на стр. 22 и записывает на доске предложение: Нарисуй замок, гвоздики, ирис.

Просит детей прочитать его самостоятельно.

- А что бы вы нарисовали, дети?

Далее учитель рассказывает:

Как вы думаете, в чём хитрость Волшебницы? Почему Маша могла нарисовать не то, что нужно? Почему при чтении слов замок, ирис, гвоздики вслух ошибки можно избежать. Что есть в устной речи, чего нет в письменной?

- В устной речи есть ударение!

IV. Работа в тетради, стр.15.: записывают названия предметов под картинками, ставят ударения.

V. Динамическая пауза.

Встали дружно, улыбнулись.
Руки в стороны и вверх
Потянулись, потянулись.
Вы, конечно, лучше всех!

VI. Работа в тетради на стр.16.

Дети читают правила списывания текста.

  1. Читай каждое предложение по слогам.
  2. Раздели все слова на слоги прямо в тексте.
  3. Подчеркни все места, в которых можешь сделать ошибки.
  4. Вернись к началу текста. Читай каждое предложение и постарайся запомнить, как оно пишется.
  5. Списывай по одному предложению, диктуя себе по слогам.
  6. Подели все слова в предложениях, написанных тобой на слоги.

Дети списывают текст по правилам вслух (комментируя каждый шаг), т.к. это первый урок по списыванию, а значит, как на нём научатся, так в дальнейшем и будут работать.

Текст.

Лето. Светит солнышко. Роса на траве. Веет ветерок. Шелестит листва. В лесу кукует кукушка.

VII. Итог урока.

Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга работу.

Урок 3

Тема урока: Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи.

Цели урока:

Показать, как письменная форма слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся, помогает понять их значение.

Выяснить роль заглавной буквы в начале предложения, а в начале слов помогает различить их со словами, которые пишутся так же, но с маленькой буквы.

Ход урока

Учебник: стр.23-25

Тетрадь: стр.17

I. Чистописание

II. - Какая речь: письменная или устная – является главной?

Читается интрига учебника на стр.23 (до конца).

Где луг, а где лук?
Где плод, а где плот?
Где гриб, а где грипп?
Где молот, а где молод?

и выполняется задание в тетради на стр.17

Что же есть в письменной речи? И чего нет в устной? (Письменная форма слова, его запись, помогает понять его значение.)

III. Далее работа с интригой на стр. 24 учебника

[р]оза и [ш]арик

[Р]оза и [Ш]арик

Понятие даётся об именах собственных и нарицательных.

IV. Упр.№8 (в учебнике) на стр. 25

Дети объясняют написание слов с заглавной буквы. Записывают текст.

V. Динамическая пауза (все движения дети показывают руками)

“Мы капусту рубим,
Мы капусту трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.”

VI. Работа со словами: кружки, белок, рожки, пушок.

Задание: докажи, что у каждого из этих слов есть 2 значения. (в первых трёх случаях это зависит от перемещения ударения, в последнем – от прописной или строчной буквы).

V. Итог урока

Составьте по два предложения с каждым словом (фронтальная проверка, запись в тетрадь предложений, которые больше всего понравились).

Урок №4

Тема урока: Речь устная и письменная. Практическая работа.

Цель урока: Объяснить, что значит излагать текст, учить составлять письменные ответы на вопросы.

Ход урока

I. Сегодня мы будем учиться составлять письменные ответы на поставленные вопросы к тексту. Будем по вопросам излагать текст. Излагать – это значит пересказывать услышанное или прочитанное, записывать услышанное, прочитанное.

II. Учитель читает текст (на доске текста нет)

Три котёнка.

Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. (29 слов)

III. еседа по содержанию

- Кого увидели котята?

- Что они сделали?

- А что сделала мышка?

- Что случилось с котятами?

- Почему?

IV. Обучение составлению ответов на вопросы (вопросы заранее написаны на доске).

- Кого увидели три серых котёнка? Мышку
- За кем они бросились? За ней
- Куда прыгнула мышка? В банку с мукой
- Что сделали котята? Котята – за ней
- Что сделала мышка? Убежала
- Какие вылезли котята из банки? Белые

V. Хором читаем вопрос.

Хором составляем ответ: в обратном порядке читаем слова вопроса и вместо слова кого? подставляем слово мышку.

Дети должны понять, что ответ строиться из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложения (правила списывания слов и предложений они уже знают).

Здесь допускается вариативность..

VI. Итак, на этом уроке работа идет над каждым предложением коллективно и отдельно, используя устную и письменную речь, т.е. читаем, отвечаем, пишем, опять читаем, пишем.

VII. Итог урока

После записи текста прочитать (обязательно!) 5-6 работ вслух в классе.