…Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино… (Д.Кабалевский)
Произведения искусства оказывают воспитательное и развивающее воздействие. Ибо искусство несёт в себе огромное содержание, помогает понять высший мир и самого себя. Оно формирует эмоциональную культуру человека, воспитывает нравственные чувства. Воспитательный момент - составляющая часть урока, остановимся на использовании произведений живописи, музыки на уроках русского языка в 6 классе. Работая с произведениями живописи на уроках развития речи, дети учатся наблюдать, проникать в существо предметов, явлений окружающего мира. Использование музыкальных записей по теме урока – развивает творческое воображение, ассоциативное восприятие, воспитывает эмоции, развивает культуру учащихся.
Главное в такой работе научить детей видеть построение картины (или план), понимать замысел художника, определять средства для достижения замысла. Музыка помогает озвучить картину, слуховое впечатление усиливает эмоциональное восприятие, помогает понять идейное содержание картины.
Анализ картины может быть кратким, но содержательным, помогающим понять главное. Подготовительная работа может иметь разные формы: прослушивание записей по теме (музыка Свиридова, Чайковского – при описании картин Левитана, Саврасова и других), затем словарно-логическая работа, словарный диктант, составление предложений на основе рабочего материала, выборочное изложение (подбираются тексты по теме), фрагментарная работа с текстом. На таких уроках важно заинтересовать детей, чтобы работа была творческой, чтобы работали дети увлечённо.
К 6 классу учащиеся уже хорошо знакомы с такими жанрами живописи, как натюрморт и пейзаж.
Описание картины А.Герасимова “Дары осени” (учебник М.Разумовской) (учащиеся уже знакомы с этим художником. В 5 классе они работали с картиной “Букет”). Краткая справка о художнике даётся учителем или учащимися. Работа проводится в несколько этапов: рассматривается картина “Дары осени” (учебник, стр.304, упр.247), определяется жанр – натюрморт. При составлении плана картины на доске могут быть записаны вопросы:
- Какие предметы изображены художником на картине? (Ветки рябины в кувшине, гроздья в лучах солнца; на подносе – яблоки; решётки подсолнуха; дары леса – грибы.)
- Назовите признаки этих предметов? Какие они? (Пышные ветки; золотые лучи солнца; душистые, солнечные яблоки; свежие грибы и т.д. Можно вспомнить стихотворения Есенина).
- Что в центре внимания художника? (Дары осени. Художник любуется этим изобилием.)
- Какие цвета использует автор? Почему? Цвета осени какие? (Яркие, солнечные; золотые; предметы оживают; щедрость осени; последние тёплые дни.)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Вспоминаете ли вы лето? (Тепло, свет и радость; красота осени; обычные предметы – чувство прекрасного.)
Дети работают с материалом: добавляя своё, изменяя его. Можно предложить учащимся поработать над словами (орфография): Один учащийся пишет на доске трудные слова, остальные помогают отбирать такие слова: глянцевый, янтарный, палитра*, гармония*, багряный, подоконник и др. (объяснить лексическое толкование выписанных слов)
Некоторые моменты при описании передаются кратко или совсем опускаются, записанное не повторяется слово в слово, а является основой для развития мысли.
При устном описании картины можно работу распределить по группам:
- 1 группа – описание предметов на картине
- 2 группа – палитра красок, осень на картине
- 3 группа – идея картины
- 4 группа – твои ощущения
Учитель помогает выстроить части работы, обращает внимание на переход от одной части к другой.
Письменное описание можно дать на втором уроке или в качестве домашнего задания.
Описание картины А.Пластова “Сенокос”
(Учебник М. Разумовской, упр. 251)
I. Сообщение о художнике готовит дома учащийся. Дети знакомы с этим художником (в 5 классе картина “Летом”). Задать сразу вопрос (проблемный): Что привлекает внимание художника? Кто его герои?
II. Учащиеся рассматривают картину “Сенокос”. Можно создать ситуацию – лето, луг, трава. Что вы чувствуете? Кто из вас видел, как косят траву? Обратить внимание на дату написания этой картины (1945): это поможет понять замысел художника.
III. Работа по картине. Вопросы на доске:
- Какое время года? Кого вы видите на картине? (Пора сенокоса; разгар лета, четверо косцов (возможно семья)).
- Какими изображены косцы? Природа? (применяют синонимы) (Косцы (косари) умело работают, увлечённые, взмах косы в лад. Палитра богатая: зелёная трава; цветы – фиолетовые, жёлтые; листья на берёзке золотятся; небо розовое (утро).)
- Какое настроение создаётся когда смотришь на картину? Замысел художника. (Труд приносит радость; чувствуешь радость и бодрость, ласковое солнце, тепло лучей, богатство и щедрость природы, красота жизни.)
- Впечатление о картине. (1-ое мирное лето. Мирный труд в радость людям. Человек и окружающий мир природы – едины. Радость и счастье – вот главный мотив в этой картине.)
Учащиеся, говорят о впечатлении, произведенном на них картиной, выражают своё видение и свои ощущения.
IV.
- Учащиеся работают с текстом упражнения 251, выделяя то, что ещё узнали по содержанию картины. (Обращают внимание на прилагательные, подбирая синонимы).
- Работа с орфографией, составление словосочетаний. На доске: пышный ковёр трав, золотистый луг, румяные лица, нежно-розовое небо, позолоченная листва, ковёр цветов (покрывало) и др.
- Устно учащиеся составляют описание картины. (Учитель корректирует речь, помогает правильно переходить от одной части к другой). В сильном классе помогают консультанты.
V.
- Дома учащиеся дополняют рабочий материал своими наблюдениями. (Летнее утро)
- Пишут о впечатлении о картине А.Пластова “Сенокос”. На основе наблюдений (собранного рабочего материала) описывают летнее утро.
Думается, что подобные уроки развития речи помогут учащимся увидеть красоту мира природы, окружающих нас обычных вещей. Эти уроки способствуют желанию познать окружающий мир, почувствовать единение с ним. Эти уроки формируют навыки работы с произведениями живописи, расширяют кругозор учащихся, развивают ассоциативное восприятие и мышление.