Ход и содержание каждого урока русского языка должны быть ориентированы на достижение конкретного конечного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками. Четкое представление о том, с чем на данном уроке предстоит ознакомиться, о чем узнать, заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать форму его подачи, приемы и виды работ на уроке. Но учитель не достигнет цели урока, если у ученика не возникнет четкое представление, зачем нужны эти знания и умения, где их можно использовать в жизни, т.е. не возникнет интерес к данной теме. Мотивация обучения, ответ на вопрос: “Зачем я это изучаю?”, практическое применение знаний и умений в повседневной жизни и помогают развить интерес к предмету. Если каждый отдельный ученик определит для себя, что ему необходимо знать русский язык, чтобы жить в обществе, быть личностью, возникнет и интерес к языку, к уроку. Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится грамотно писать по-русски, что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, т.е. он учится жить в обществе.
Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий. Тот, кто косноязычен, плохо говорит, может проститься со специальностями, требующими работы с людьми.
Все это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать такую форму его подачи, такие приемы и виды работ, чтобы постоянно развивать интерес к предмету, подкреплять его на каждом уроке. Уроки родного языка должны стать самыми увлекательными, самыми любимыми. Но для этого учитель должен изменить и нынешнее отношение к родному языку, во многом основанное на страх и неприязни. Сотни сделанных “через не хочу” упражнений и двоек, полученных за диктанты, не проходят бесследно.
Мы боимся того, что плохо знаем. Поэтому лучший способ “наладить отношения” с родным языком – интересоваться им. Если возникает интерес, страх уходит.
Почему можно сказать: Меня взяла злость, но нельзя: Меня взяла ненависть? Почему безударные гласные нужно проверять ударением? Почему глаголы в прошедшем времени изменяются по родам, ведь в остальных формах они обходятся без этого? Разбираться во всех этих загадках на уроке, привлекая к активной поисковой работе учеников – занятие не только полезное, но и по-настоящему увлекательное.
Так, например, в 5 классе, изучая раздел “Лексика”, учитель знакомит ребят с разными видами словарей, вводится понятие о пассивном и активном словарном запасе. Учитель задает проблемные вопросы: “Как вы думаете, сколько слов в русском языке? Каков ваш активный словарь? Почему современный человек должен расширять свой активный словарь? Учитель ставит перед ребятами задачу рассказать содержание понравившегося фильма. Что же мы слышим: “Этот скакал на лошади, а тот “бах!”, тот упал, эти окружили, тут второй “бабах!”. Интересный фильм”.
- Вы что-нибудь поняли, ребята?
- О чем же фильм и чем он интересен?
Ребята приходят к выводу, что чем богаче словарный запас человека, тем легче он выражает свои мысли, понимает тексты и речь других людей. Расширить его можно, почаще заглядывая в словарь и не стесняясь спрашивать о значении незнакомых слов.
Яркий пример ограниченного активного словарного запаса – героиня романа Ильфа и Петрова Эллочка Щукина. Понимая речь других людей, сама она вполне обходилась 30 словами.
Один из способов расширить свой активный словарь – игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же множеством разных способов. Например, игра “Не повторяться!” Играют в нее так: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Тема может быть любой – погода, описание предмета, человека и т.п. Нарушивший запрет на повторение или не сумевший ничего сказать выходит из игры. Побеждает тот, кто остается.
В одном из вариантов игры все участники встают на стартовую прямую. Каждый, сумевший правильно высказаться, делает шаг вперед. Тот, кто не успевает придумать, что сказать, остается на месте, допустивший повтор делает шаг назад. Побеждает тот, кто первым доходит до финиша. Можно использовать эту игру, чтобы поздравить с днем рождения своих друзей. Полезно и очень приятно!
Развивать интерес к урокам русского языка помогают книги по лингвистике Л. Успенского, Э. Вартаняна, Ф. Кривина и др. Так, при изучении темы “Заимствованные слова” учитель использует текст из книги Л. Успенского “Слово о словах”:
“Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Попробовали кофе с сахаром – и перешли на “древнеиндийский язык”, ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце, и полученный из его листьев напиток. “Хочу какао или шоколад!” Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далекой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индийские слова”.
Орфографические ошибки отравляют жизнь многим школьникам. Они возникают снова и снова, несмотря ни на какие усилия. Они – естественное следствие особенностей нашего языка, которые отражены в письменности. Абсолютно грамотных людей не бывает, но у каждого есть возможность стать более грамотным, чем раньше. Поэтому на уроках мы объявляем войну ошибкам. Но чтобы врага победить, его нужно, прежде всего, изучить. Какие бывают ошибки? Почему они возникают? Самая частая причина - недостаток орфографической зоркости. Много ошибок допускается в словарных словах, поэтому учитель подбирает такие методы и приемы работы, которые развивают память, прежде всего зрительную.
- Всмотритесь в слова. Определите, какие из них “плохо выглядят”, исправьте их и перепишите в свою тетрадь правильно. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
Афтомобиль, басейн, барабаньщик, виноград, ветамин, теливизор, газета, тролейбус.
Обычно такая работа вызывает живой интерес, развивает орфографическую зоркость.
Помогает в работе над словарными словами этимологический анализ. Работая с этимологическим словарем, выясняем происхождение слов, определяем, по какому признаку назван предмет, явление, действие.
Например:
Искусство – ис + кусати, “отведать, испытать, попробовать” + ств (о);
Искусный - ис + кусати, “отведать, испытать, попробовать” + н (ый)
(букв. – “испытанный, знающий, опытный).
С особенным интересом воспринимаются тексты под рубрикой “Почему мы так говорим?”
Подлинная правда.
“Подлинная правда” - такая, которую в Древней Руси вырывали у запирающегося на допросе подсудимого, избивая его “подлинниками” - особыми длинными палками. Само собой разумеется, что возникло выражение это в языке приказных и судебных подьячих: сами подсудимые отлично знали, что измученный пыткой человек может признаться в том, в чем он не повинен; далеко не всегда “подлинная правда” бывала правдой. (Э. Вартаньян “Из жизни слов”).
Многие трудные написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. А чтобы запомнить, учитель на уроке старается подобрать интересный материал, стремится прежде всего заинтересовать, что в итоге должно привести к лучшему запоминанию. В этом большую помощь оказывают книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Кунцевой “Секреты орфографии” и “Секреты пунктуации”, в которых собран интересный материал. Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных пунктуационных и орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с ключами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная на уроке и во внеклассной работе.
Например, авторы так рассказывают о словах с удвоенными согласными в корне:
“Нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея – с двумя. И почему в словах коридор и карикатура одно р, а в слове коррида два. Но писать их правильно все равно надо. Поэтому настроимся на запоминание. А чтобы легче запоминать, будем рассматривать слова не поодиночке, а “гнездами”. Вот, например, “гнездо” слов с удвоенным л:
коллектив, коллективный, коллекционировать, коллекция.
Вам знакомо слово коллектив. Оно пришло к нам из языка древних римлян – латыни. По латыни оно обозначает “собирательный”, а у нас – собранных вместе людей, объединенных общим делом. От этого слова происходят следующие: коллективизм, что обозначает “дух сотрудничества и взаимопомощи”. Коллективный – общий, совместный. Коллекционировать - собирать какие-либо интересные однородные вещи.
Коллекция – содержащееся в порядке собрание интересных вещей.
Итак, вы получили четыре слова с лл. Проверьте вашу память: назовите эти слова, не глядя в книгу, а потом проверьте себя.
Заинтересовать, лучше запомнить сложные орфографические правила помогают материалы из “Занимательной грамматики”. Так, например, в 6 классе, изучая тему “Правописание гласных в приставках пре- и при-, используем на уроке материалы детской передачи “Радио няня”:
“Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при- несомненно.”
“Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело - не значит сгорит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-”.
“Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо”.
Ученики с удовольствием заучивают стихи, что помогает справиться со сложной орфограммой.
Давайте пошутим!
Замените одним словом: 1) присоединить с помощью слона; 2) присоединить с помощью собаки.
Одна школьница не поняла, почему мы назвали это задание шуткой. У нее получились серьезные слова, и она объяснила их так: “Прислонить – это привезти что-то на слоне. Так делают в Индии. А присобачить – значит доставить на собаках. Так делают на Севере. А еще можно приверблюдить – привезти на верблюдах. Так делают в пустынях”.
- Как вы думаете, права ли она?
- Выпишите слова со значением приближения из сказки П. Ершова “Конек-Горбунок”:
- Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали. - Ой, Конечек-Горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек! - Тут лежит перо Жар птицы.
Много-много непокою принесло оно с собою.
В развитии интереса к учебному предмету немаловажную роль играют и внеклассные мероприятия, например, хорошо организованная “Неделя русского языка” в школе.
Привлечет внимание красочное объявление:
Внимание! Внимание!
Всем! Всем! Всем!
Если вы хотите знать:
- как появилась русская азбука;
- можно ли сломать язык;
- что такое баклуши и можно ли их бить;
- сколько слов в русском языке;
- происходит ли слово врач от слова врать?
И еще множество ответов на вопросы: Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее, тогда принимайте участие в “Неделе русского языка”. Она будет проходить с … по….
В программе Недели:
- Конкурс лингвистических газет.
- Конкурс на самого грамотного ученика.
- Час занимательного русского языка (для начальных классов).
- Викторина для любознательных (5-7 классы).
- КВН для старшеклассников.
Час занимательного русского языка.
- Какая наука изучает язык, и из каких разделов состоит?
- В каком слове 40 а?
- В каких словах по 100 согласных?
- Можно ли превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?
- Инсценировка басни.
- Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А,
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
В названии какого дня недели есть удвоенные согласные?
Вопросы-шутки.
- Чем кончается день и ночь?
- Что стоит посередине земли?
- Чем кончается лето и начинается осень?
Загадки-складки.
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное рр содержит он,
А называется …? (перрон)
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два сс
Называется … (экспресс).
“Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - писал в 18 столетии Александр Николаевич Радищев, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь…”.
Родной язык для личности человека - примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться, и в школах любой страны родной язык – важнейший предмет. Конечно, нельзя узнать о языке все. Главное – открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас. Нужно только прислушаться, задуматься, чтобы убедиться: “…нечто столь удивительно есть…”!
В этом и заключается основная задача учителя-словесника – открыть для ребят удивительный мир родного языка, постичь его загадки и тайны.
Литература.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1994.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. Секреты пунктуации. - М.: Просвещение, 1995.
- Успенский Л.В. Слово о словах. - М.: Издательский дом Русанова, “Пилигрим”, 1997.
- Энциклопедический словарь юного филолога. - М.: Педагогика, 1984.
- Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10., М.: Аванта +, 1998.