Внедрение педагогических инноваций в повседневный педагогический процесс является не только требованиями современности, но и насущной потребностью учителей, желающих изменить рутинный процесс обучения, превратив его в творческое сотрудничество. Одной из таких инноваций является педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП), внедряемая в России с 1997 года. Особо ценно, что в результате работы российских учителей появились не только теоретические статьи, но и конкретные пособия по применению педагогических инноваций на практике. Одним из таких является книга С.И. Заир-Бека и И.В. Муштавинской "Развитие критического мышления на уроке."[1] Отправной точкой данной технологии является стремление развит критическое мышление у учащихся как отправной точки для развития творческого мышления. Ссылаясь на известных зарубежных ученых, авторы книги соглашаются с мнением Дж. А. Брауса и Д. Вуда, что “ критическое мышление- это поиск здравого смысла(как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от своих предубеждений,…способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.” [2].
Технология РКМЧП осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.
Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно эти изменения влекут за собой определенный трудности в объективном оценивании успешности детей.. Как отмечает Сергей Заир-Бек, не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. Педагог из Азербайджана, Бахар Керимова предлагает критерии оценки групповой работы учеников [3]. Другой педагог из Азербайджана, Мехрибан Ахмедова, в результате многолетнего использования на уроках активных методов обучения, проводила специальные тренинги на курсах повышения квалификации учителей по оцениванию. В результате тренинга на общем обсуждении участники пришли к выводу. “что проводить оценивание разносторонних и многогранных критериев по трех- или пятибалльной шкале просто невозможно, результаты будут поверхностны, они не побуждают оцениваемого субъекта к анализу произведенной работы”[4]. В своей публикации Мехрибат Ахмедова предлагает инструменты качественного оценивания и примеры их использования (наблюдение, интервью, анкетирование, портфолио)
Думается, что каждый учитель-практик согласится, что процесс оценивания всегда труден и не лишен определенного субъективизма. Поэтому вместе с освоением инновационных технологий вдумчивому учителю придется находить пути использования механизма “оценки” как инструмента контроля, коррекции и стимуляции учебного процесса. В этом может помочь опыт отечественных и зарубежных педагогов.
Американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч. Темпл разработали структуру технологии РКМПЧ, состоящую из трех стадий(вызов, осмысление содержания, рефлексия) и набор приемов и стратегий ведения урока [5].
Данная работа является иллюстрацией применения технологии РКМЧП в рамках одного урока английского языка.
Урок 4
(Unit 2) Must a politician be kind?
В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, English 10-11, с.54-55
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель: выработка умения критически оценить, осмыслить и самостоятельно применить новую информацию.
Образовательные задачи урока:
- Обеспечить в ходе урока повторение лексики, характеризующей личность
- Продолжить формирование умения и навыки чтения текста с полным пониманием
- Закрепить следующие общие учебные умения и навыки выражения согласия и несогласия с собеседником.
Воспитательные задачи урока:
- Актуализировать проблему нравственности в политике, проблему двойного стандарта нравственности: для политика и человека, работающего в другой сере
Развивающие задачи урока:
- Вовлечение уч-ся в процесс постановки цели обучения и его корректировки и постановки новых целей.
- Формировать навыки получения и моделирования информации.
- Развитие познавательной самостоятельности.
- Развитие творческого мышления.
ХОД УРОКА
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы | Время |
I. Вызов(evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к новой информации; -постановка учеником целей обучения |
Активизирует знания по теме, мотивирует
к дальнейшей работе What traits of character do you know/remember? You can have a look at the ex. What traits of character are positive what are negative? |
Сначала фиксируют слова индивидуально, обсуждают в паре, в группе | Систематизация известного на доске,
например, в виде таблицы 1 При этом выявляются нестыковки, противоречия и неясности. |
5 мин |
Is it also true for a politician? | Определяют направления дальнейшего поиска/ осмысления известных ранее слов (эти направления могут быть индивидуальны) | На данном этапе нет “правильных” и “неправильных” мнений, учитель не исправляет ответы учеников | 5 мин | |
II. Осмысление содержания (realization of meaning) - получение новой информации; |
Предлагает новую информацию по теме
упр. и объясняет технику “ИНСЕРТ” с
использованием четырех знаков, которые ставятся
на (полях по мере прочтения текста -Let’s read the text about politicians and compare our opinion. Take a pencil and do marks on the margins while reading: “V” if the info is known “+” if the info is new “-“ if you didn’t think so “?” if you don’t understand the statement or have further questions |
Ученики читают текст индивидуально, делая пометки на полях |
Технологический прием “ИНСЕРТ” [5] I – interactive интерактивная N- noting размечающая S- system система E- effective для эффективного R- reading чтения и T- thinking размышления |
15 мин |
Предлагает ученикам перенести новую информацию в кратком виде в таблицу 2 | Заполняют таблицу в тетрадях, используя не только прилагательные, но и выражения, тренируясь в краткой записи главной мысли | 10 мин | ||
- корректировка учеником поставленных целей обучения | Now write the characteristics into the table 2 according your signs | |||
III. Рефлексия (reflection) -размышления, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей; |
Стимулирует анализ, творческую
переработку и интерпретацию полученной
информации, Предлагая детям высказать свое мнение относительно утверждений автора текста, соглашаясь с ним полностью или частично либо отрицая данное мнение (фронтальная работа) упр. 4 стр.55 -Which ideas of the expert do you agree (partly agree) or disagree with? -Have you known/ realized it before? - Which unexpected facts would you learn more about? |
Ученики выбирают по одному утверждению из каждой колонки таблицы 2 и высказываются, соотнося “новую” информацию со “старой” | Устное монологическое высказывание
“согласен – не согласен” Зрительная опора в учебнике плюс дополнительные фразы[6] на доске (отдельном плакате, который может периодически предлагаться ученикам для активизации) таблица 3 |
8 мин |
Содержание таблицы у каждого ученика будет индивидуально. | Устное монологическое высказывание “раньше я не знал/ не осознавал что…” | |||
Учитель дает домашнее задание,
стимулируя еще раз активно и вдумчиво
проработать таблицу 1, применительно к политику,
используя стрелки, если слова надо переместить
из одной колонки в другую. Revise your table 1 using it to describe a politician. Draw files to replace words from one column to another |
2 мин |
Таблица 1
Positive | Negative |
Honest - честный Good - хороший Generous - щедрый Polite - вежливый Brave - смелый Sensitive - чувствительный Reasonable - разумный Devoted - преданный Reliable - надежный Skilful - умелый Experienced - опытный Well-mannered - хорошо воспитанный Sociable - общительный Loyal - верный, лояльный Sympathetic - полный сочувствия |
Dishonest - нечестный Bad - плохой Angry - сердитый Rude - грубый Ill-natured - порочный Hard-hearted - черствый Irritable - раздражительны Silly - глупый Hypocritical - лицемерный Naive - наивный Inexperienced - неопытный Sly - хитрый, лукавый Reticent - сдержанный, скрытый Sly - лукавый, хитрый Deceitful - обманчивый, лживый |
? risky religious conservative eloquent bossy risky emotional |
Таблица 2 (примерное содержание)
“V”
|
“+” | “-“ | “?” |
To be a real personality Strong-willed |
Power-loving Wants to win Needs an image-maker To change the strategic line |
Ruthless To change |
To give up some people To improve nothing |
Таблица 3
Agreeing | Partly agreeing | disagreeing |
That, just what I was thinking (I couldn’t agree more) Yes, I hadn’t thought of that. I completely agree… That’s quite true, and … Absolutely I totally agree That’s absolutely right, … That’s a very good point… |
I partly agree… Yes, but we shouldn’t forget that… You’ve got a point’ but… Surely, though, … To some extend, that’s right … I agree with you up to the point… There is a lot in what you say, but… But what about… I agree in part … |
This is not the way I see it. Actually/in fact I think… I have to disagree… I’m afraid I don’t agree…. I completely disagree. |
Литература
1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке, Москва,"Просвещение", 2004
2. С.И. Заир-Бек, Как поставить отметку и в каком случае она не нужна?; Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с.5
3. Б. Керимова, Оценивание работы в группе, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 11
4. М. Ахмедова, Живая отметка, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30
5. Vaughan L.L., Estes T.H. (1986). Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, Allyn & Dfcon (Ed. By Ch. Temple, K. Meredith and J. Steele, 1997)
6. Malcom Mann, Steve Taylore-Knowles, Listening and Speaking , Skills for First Certification, Macmillan Publishers Limited 2003, p.47