Технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма на примере урока английского языка в 10-м классе

Разделы: Иностранные языки


Внедрение педагогических инноваций в повседневный педагогический процесс является не только требованиями современности, но и насущной потребностью учителей, желающих изменить рутинный процесс обучения, превратив его в творческое сотрудничество. Одной из таких инноваций является педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП), внедряемая в России с 1997 года. Особо ценно, что в результате работы российских учителей появились не только теоретические статьи, но и конкретные пособия по применению педагогических инноваций на практике. Одним из таких является книга С.И. Заир-Бека и И.В. Муштавинской "Развитие критического мышления на уроке."[1] Отправной точкой данной технологии является стремление развит критическое мышление у учащихся как отправной точки для развития творческого мышления. Ссылаясь на известных зарубежных ученых, авторы книги соглашаются с мнением Дж. А. Брауса и Д. Вуда, что “ критическое мышление- это поиск здравого смысла(как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от своих предубеждений,…способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.” [2].

Технология РКМЧП осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.

Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно эти изменения влекут за собой определенный трудности в объективном оценивании успешности детей.. Как отмечает Сергей Заир-Бек, не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. Педагог из Азербайджана, Бахар Керимова предлагает критерии оценки групповой работы учеников [3]. Другой педагог из Азербайджана, Мехрибан Ахмедова, в результате многолетнего использования на уроках активных методов обучения, проводила специальные тренинги на курсах повышения квалификации учителей по оцениванию. В результате тренинга на общем обсуждении участники пришли к выводу. “что проводить оценивание разносторонних и многогранных критериев по трех- или пятибалльной шкале просто невозможно, результаты будут поверхностны, они не побуждают оцениваемого субъекта к анализу произведенной работы”[4]. В своей публикации Мехрибат Ахмедова предлагает инструменты качественного оценивания и примеры их использования (наблюдение, интервью, анкетирование, портфолио)

Думается, что каждый учитель-практик согласится, что процесс оценивания всегда труден и не лишен определенного субъективизма. Поэтому вместе с освоением инновационных технологий вдумчивому учителю придется находить пути использования механизма “оценки” как инструмента контроля, коррекции и стимуляции учебного процесса. В этом может помочь опыт отечественных и зарубежных педагогов.

Американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч. Темпл разработали структуру технологии РКМПЧ, состоящую из трех стадий(вызов, осмысление содержания, рефлексия) и набор приемов и стратегий ведения урока [5].

Данная работа является иллюстрацией применения технологии РКМЧП в рамках одного урока английского языка.

Урок 4

(Unit 2) Must a politician be kind?

В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, English 10-11, с.54-55

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: выработка умения критически оценить, осмыслить и самостоятельно применить новую информацию.

Образовательные задачи урока:

  1. Обеспечить в ходе урока повторение лексики, характеризующей личность
  2. Продолжить формирование умения и навыки чтения текста с полным пониманием
  3. Закрепить следующие общие учебные умения и навыки выражения согласия и несогласия с собеседником.

Воспитательные задачи урока:

  1. Актуализировать проблему нравственности в политике, проблему двойного стандарта нравственности: для политика и человека, работающего в другой сере

 Развивающие задачи урока:

  1. Вовлечение уч-ся в процесс постановки цели обучения и его корректировки и постановки новых целей.
  2. Формировать навыки получения и моделирования информации.
  3. Развитие познавательной самостоятельности.
  4. Развитие творческого мышления.

ХОД УРОКА

Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность ученика Приемы и методы Время
I. Вызов(evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к новой информации;

-постановка учеником целей обучения

Активизирует знания по теме, мотивирует к дальнейшей работе

What traits of character do you know/remember?

You can have a look at the ex.

What traits of character are positive what are negative?

Сначала фиксируют слова индивидуально, обсуждают в паре, в группе Систематизация известного на доске, например, в виде таблицы 1

При этом выявляются нестыковки, противоречия и неясности.

5 мин
  Is it also true for a politician? Определяют направления дальнейшего поиска/ осмысления известных ранее слов (эти направления могут быть индивидуальны) На данном этапе нет “правильных” и “неправильных” мнений, учитель не исправляет ответы учеников 5 мин
II. Осмысление содержания (realization of meaning)

- получение новой информации;

Предлагает новую информацию по теме упр. и объясняет технику “ИНСЕРТ” с использованием четырех знаков, которые ставятся на (полях по мере прочтения текста

-Let’s read the text about politicians and compare our opinion.

Take a pencil and do marks on the margins while reading:

“V” if the info is known

“+” if the info is new

“-“ if you didn’t think so

“?” if you don’t understand the statement or have further questions

Ученики читают текст

индивидуально, делая пометки на полях

Технологический прием “ИНСЕРТ” [5]

I – interactive интерактивная

N- noting размечающая

S- system система

E- effective для эффективного

R- reading чтения и

T- thinking размышления

15 мин
  Предлагает ученикам перенести новую информацию в кратком виде в таблицу 2 Заполняют таблицу в тетрадях, используя не только прилагательные, но и выражения, тренируясь в краткой записи главной мысли   10 мин
- корректировка учеником поставленных целей обучения Now write the characteristics into the table 2 according your signs      
III. Рефлексия

(reflection)

-размышления, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей;

Стимулирует анализ, творческую переработку и интерпретацию полученной информации,

Предлагая детям высказать свое мнение относительно утверждений автора текста, соглашаясь с ним полностью или частично либо отрицая данное мнение (фронтальная работа) упр. 4 стр.55

-Which ideas of the expert do you agree (partly agree) or disagree with?

-Have you known/ realized it before?

- Which unexpected facts would you learn more about?

Ученики выбирают по одному утверждению из каждой колонки таблицы 2 и высказываются, соотнося “новую” информацию со “старой” Устное монологическое высказывание “согласен – не согласен”

Зрительная опора в учебнике

плюс дополнительные фразы[6] на доске (отдельном плакате, который может периодически предлагаться ученикам для активизации)

таблица 3

8 мин
Содержание таблицы у каждого ученика будет индивидуально. Устное монологическое высказывание “раньше я не знал/ не осознавал что…”
  Учитель дает домашнее задание, стимулируя еще раз активно и вдумчиво проработать таблицу 1, применительно к политику, используя стрелки, если слова надо переместить из одной колонки в другую.

Revise your table 1 using it to describe a politician. Draw files to replace words from one column to another

    2 мин

Таблица 1

Positive Negative
Honest - честный

Good - хороший

Generous - щедрый

Polite - вежливый

Brave - смелый

Sensitive - чувствительный

Reasonable - разумный

Devoted - преданный

Reliable - надежный

Skilful - умелый

Experienced - опытный

Well-mannered - хорошо воспитанный

Sociable - общительный

Loyal - верный, лояльный

Sympathetic - полный сочувствия

Dishonest - нечестный

Bad - плохой

Angry - сердитый

Rude - грубый

Ill-natured - порочный

Hard-hearted - черствый

Irritable - раздражительны

Silly - глупый

Hypocritical - лицемерный

Naive - наивный

Inexperienced - неопытный

Sly - хитрый, лукавый

Reticent - сдержанный, скрытый

Sly - лукавый, хитрый

Deceitful - обманчивый, лживый

?

risky

religious

conservative

eloquent

bossy

risky

emotional

Таблица 2 (примерное содержание)

“V”

 

“+” “-“ “?”
To be a real personality

Strong-willed

Power-loving

Wants to win

Needs an image-maker

To change the strategic line

Ruthless

To change

To give up some people

To improve nothing

Таблица 3

Agreeing Partly agreeing disagreeing
That, just what I was thinking

(I couldn’t agree more)

Yes, I hadn’t thought of that.

I completely agree…

That’s quite true, and …

Absolutely

I totally agree

That’s absolutely right, …

That’s a very good point…

I partly agree…

Yes, but we shouldn’t forget that…

You’ve got a point’ but…

Surely, though, …

To some extend, that’s right …

I agree with you up to the point…

There is a lot in what you say, but…

But what about…

I agree in part …

This is not the way I see it.

Actually/in fact I think…

I have to disagree…

I’m afraid I don’t agree….

I completely disagree.

Литература

1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке, Москва,"Просвещение", 2004

2. С.И. Заир-Бек, Как поставить отметку и в каком случае она не нужна?; Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с.5

3. Б. Керимова, Оценивание работы в группе, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 11

4. М. Ахмедова, Живая отметка, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30

5. Vaughan L.L., Estes T.H. (1986). Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, Allyn & Dfcon (Ed. By Ch. Temple, K. Meredith and J. Steele, 1997)

6. Malcom Mann, Steve Taylore-Knowles, Listening and Speaking , Skills for First Certification, Macmillan Publishers Limited 2003, p.47