Урок по физике на тему: "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Тема урока: Плотность вещества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: ввести понятие плотности вещества.

Задачи:

  • Сформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной массе единицы объёма.
  • Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать интерес к физике как к науке о природе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.

Оборудование: кодограммы, кодоскоп, карточки с тестовым заданием, таблицы плотностей веществ; на каждой парте: весы ученические, два тела равного объёма, два тела равной массы, штангенциркуль.

План урока.

  1. Организационный момент. Цели, задачи урока.
  2. Проверка усвоения изученного материала. Подготовка учащихся к восприятию новой информации.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Приветствие ребят. Постановка перед учащимися целей и задач урока.

2. Приступив к изучению физики, мы познакомились с одной из форм существования материи – веществом. Все вы помните – из веществ состоят все физические тела. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе.

    а) Каково строение вещества?
    б) Назовите агрегатные состояния вещества.
    в) Чем обусловлена возможность существования одного и того же вещества в трёх различных состояниях?
    г) Каким образом вы могли бы узнать объём тела? Каким символом обозначается эта физическая величина? Какова её единица измерения?
    д) Умеете ли вы определять массу тела? Каким символом обозначается эта физическая величина? Какова её единица измерения?

3. Изучение нового материала.

Каждое тело имеет свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения; масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит.

Проведём небольшое исследование (к демонстрационному столу приглашается ученик, он проводит небольшое исследование на демонстрационном столе, остальные ребята – самостоятельно, за своими партами): перед вами штангенциркуль и два шарика (диаметры шариков равные) – серого и зелёного цвета, – определите объёмы тел (т.к. учащиеся ещё не знают формулу нахождения объёма шара, они оценивают объёмы шариков по равенству их диаметров). При помощи весов сравните массы тел, сделайте вывод.

Т.к. тела изготовлены из металла и пластмассы, серый и зелёный шарики соответственно, школьники легко приходят к выводу: тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):

V1 = V2; тела изготовлены из разных веществ: m1 m2.

Продолжим наши исследования, для следующего опыта возьмем два цилиндра (опыт за демонстрационным столом выполняется следующим учащимся, остальные ребята – на своих рабочих местах): перед вами два цилиндра, вы легко узнаёте материалы, из которых они выполнены – дерево и пластилин. Сравнивая диаметры (диаметры цилиндров равные) и высоту цилиндров, они оценивают объёмы тел: V1 V2. При помощи весов сравните массы тел, сделайте вывод.

Т.к. тела изготовлены таким образом, что их массы равны, ребята приходят к выводу: тела, имеющие равные массы, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы.

(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):

m1 = m2; тела изготовлены из разных веществ: V1 V2.

Чем это можно объяснить? - Разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1 см3).

Как же найти плотность вещества?

Вы знаете, что у нас в городе есть БрАЗ - завод, выпускающий алюминий. В таблице приведены данные о продукции завода:

 

алюминиевые слитки

масса, кг

6,2

18

9,7

4,6

объём, м3

0,0023

0,0065

0,0036

0,0017

произведение массы и объёма

0,014

0,117

0,035

0,009

частное массы и объёма

2696

2706

2694

2705

Сравните произведение массы и объёма и их частное. Какую закономерность наблюдаем?

Произведения m•V для разных слитков оказываются различными, другое дело отношение m/V – оно оказалось практически одинаковым для всех ситуаций; видимо, отношение m/V есть смысл отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику. Этой характеристике вещества и дали название “плотность вещества”.

И так, чтобы найти плотность вещества, необходимо массу вещества разделить на объём:

! Физическая величина, численно равная массе вещества в единице объёма, называется плотностью данного вещества.

Можно ли измерять плотность кроме в Чаще применяется

Преобразуем значение плотности, выраженное в в

Что означает эта величина? Что за вещество имеет данную плотность? – учёные экспериментально рассчитали плотности веществ и создали таблицы “Плотности веществ”, в нашем учебнике – стр. 50. Вещество, о котором говорилось выше – медь.

Давайте проверим, верно ли наше предположение относительно алюминия (необходимо найти в таблице “Плотности веществ” плотность алюминия и сравнить с рассчитанными значениями).

4. Закрепление

1. Что означает запись

2. Чему равна плотность:

а) воздуха, если 1м3 его имеет массу 1,29 кг?
б) воды, если 1л её имеет массу 1 кг?

3. Определите объём:

а) 7800 кг стали;
б) 19,3 г золота.

4. Лёд, вода, водяной пар – одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают с таблицей в учебнике “Плотности веществ”). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны?

5. Ребята, а сейчас я предлагаю вам тест (каждый учащийся получает карточку с тестовым заданием, см. Приложение 1). Так как это первое занятие по плотности, вы имеете право на ошибку. Проверка тестов покажет, что нам необходимо доработать на следующих уроках при решении задач, при выполнении лабораторной работы.

Через 5 – 7 минут ответы на вопросы теста собираю. Вместе с учащимся проверяем по кодограмме (тест с ответами см. Приложение 2).

5. Домашнее задание.

§ 21, упр. 7 (1,2,3). Предлагаю желающим попробовать свои силы в составлении ребусов и кроссвордов по теме “Плотность вещества”.