Тип урока: комбинированный.
Оборудование: раздаточный материал, чёрный ящик, компьютер.
Цели.
1) Образовательные:
- отработать алгоритм учебного действия с изученным понятием;
- сформировать умение выделять это понятие среди других;
2) Развивающие:
- учить грамотному чтению математических текстов;
- развивать умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых отношений;
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале;
- развивать самостоятельность учащихся через использование проблемной ситуации и решение творческих задач.
3) Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
- умение преодолевать учебные трудности;
- умение работать в коллективе.
Задачи.
1) Образовательные:
- отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта.
- формирование у учащихся основ разносторонних математических знаний.
- ввести частный случай решения квадратных уравнений.
2) Воспитательные:
- воспитание культуры умственного труда,
- воспитание уважительного отношения к сверстникам.
3) Развивающие:
- формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности;
- развитие познавательных процессов учащихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие).
- развитие воли, интересов, способностей и дарований личности.
Методический комментарий.
С примерами использования различных формул для вычислений учащиеся неоднократно встречались как на уроках алгебры, так и на уроках геометрии, физики и др. Накопленный опыт позволяет восьмиклассникам довольно успешно применять для решения уравнений новые формулы, устанавливающие связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения, которые изучаются в теме “Квадратные уравнения”.
Задача учителя при изучении темы – добиться безусловного усвоения ее каждым учеником, поскольку умение решать квадратные уравнения по формуле корней относится к числу важнейших умений в курсе алгебры 8 класса. Без этого умения учащиеся не смогут усваивать материал следующих тем. Умение решать квадратные уравнения необходимо и при изучении смежных дисциплин.
Необходимость находить корни квадратного уравнения потребуется учащимся при решении тригонометрических, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Очень важным средством обучения на уроке является использование компьютеров. Компьютер сближает сферу образования с реальным миром, служит средством связи и информации. На данном уроке учитель может использовать компьютер на разных этапах. Компьютер является идеальным инструментом в пробуждении интереса к математике, к ее красоте, неожиданности, предсказательной силе и волшебной связи со всем окружающим миром.
На уроке используется проектор, и по ходу урока на экран выводятся указанные слайды (Приложение 1). В начале урока учащиеся получают карточки самоконтроля. ( Раздел 8).
Разработанный урок не является последним при изучении данной темы, но очень ценен тем, что на нём акцентируется внимание на применении формулы с чётным вторым коэффициентом. Как показывает практика, ребята не всегда обращают на неё внимание.
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА.
Раздел 1.
Устная работа.
Интеллектуальный марафон
- Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки. (угол)
- Параллелограмм, у которого все стороны равны. (ромб)
- Не дыня, но тоже очень вкусный. (арбуз)
- Река и марка популярного автомобиля. (Волга)
- Орган обоняния. (нос)
- Кто из персонажей русских народных сказок на печи за дровами ездил? (Емеля)
- Отрицание. (нет)
- Союз. (и)
- Шестая буква в алфавите. (е)
Раздел 2.
Активизация внимания.
Посмотрите на карточки:
1. x5 - 10x - 24 = 3xy
2. x2 + 8x - 9 = 0
3. 8x2 – 6х +1 = 0
4. 4x – 52x – 24 = 0;
Наводящие вопросы учителя:
1. Что вы увидели на всех карточках? (уравнения.)
2. А сейчас я попрошу назвать номера карточек тех уравнений , которые вы уже умеете решать. (2 и 3) .
3. Какие это уравнения? (квадратные)
4. Как вы думаете, о чём у нас с вами пойдёт речь на уроке? (о квадратных уравнениях.)
Тема: решение квадратных уравнений. (записали число и тему урока).
Эпиграф:
«Уравнение - это золотой ключ,
открывающий все математические сезамы.»
С. Коваль.
Раздел 3.
Учитель: Дайте определение квадратного уравнения: ax2+bx+c=0, где, a, b, c - действительные числа, причем a 0, называют квадратным уравнением.
Если a = 1 , то квадратное уравнение называют приведенным;
если a 1, - то неприведенным.
Числа a, b, c носят следующие названия :
a - первый коэффициент,
b - второй коэффициент,
c - свободный член.
Цель: отработать алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
Задача: отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта, и…
Учитель: Давайте вспомним, как корни квадратного уравнения зависят от дискриминанта?
Если D < 0, то уравнение не имеет действительных корней;
если D = 0, то уравнение имеет один действительный корень;
если D>0, то уравнение имеет два действительных корня.
В случае, когда D = 0, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня. (на проекторе).
Раздел 4.
Математика и биология.
Учитель: Внести черный ящик! Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
1. Непроизводная основа слова.
2. Число, которое после подстановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
3. Один из основных органов растений.
/Корень/
Учитель: Вы должны определить, какого растения это корень, решив следующие уравнения :
1. 3 x2 +7x +2=0;( …) 2. 5x2 – 6x + 1 = 0 ; ( …) 3. 2x2 +5х–7=0; ( …) 4. 4x2 +4х–3=0; ( …) |
Ключ |
||||
о | а | в | р | з | |
0,2; 1 | –1,5; 0,5 | -1; 3 | -3;- 2 | -7; 1. |
Раздел 5.
8 уравнений с различными коэффициентами.
Чем отличаются уравнения двух столбцов? (второй коэффициент чётный и нечетный)
Учитель: Давайте рассмотрим уравнения с чётным вторым коэффициентом. Как можно его представить? (b = 2k).
Введение новой формулы. Работа на доске.
Если b = 2 k,
При b = 2к (b-четное число), где k = b / 2.
Последняя формула особенно удобна в тех случаях, когда b / 2 - целое число, т.е. коэффициент b - четное число.
Учитель: Давайте решим уравнение 3x2 -8x + 5 = 0, применяя формулу с четным коэффициентом b.
Решение:
3x2 - 8x + 5 = 0.
a = 3, b = -8, c = 5
k = 8:2 = 4.
D = к2 - ас,
D = 16 - 15 = 1,
2 корня,
х = (-4 ±1): 3
х1 = -5/3
x2 = - 1.
Ответ: -5/3 ; -1.
Раздел 6.
Решение упражнения (коллективная работа с учащимися) (5 мин).
Запишите уравнение:
При каких a уравнение ax2 - 2x + 4 = 0 имеет один корень?
Решение:
а, b = -2, с = 4.
Проанализируем уравнение:
При a = 0 уравнение не является квадратным, но является линейным.
- 2x + 4 = 0
При a 0 уравнение является квадратным, оно имеет один корень тогда, когда D = 0.
b = -2, чётное, значит, можно решать по формуле, которую мы сейчас вывели:
Найдём к:
k = b / 2, k = -1. D1 = k2 - ac
D1 = (-1)2 - 4a
D1 = 1 - 4a
D1 = 0
1 - 4a = 0
a = 1/4; x = -k/2; x = 4
Ответ: при a = 0 x = -2, при a = 1/4 x = 4.(Решение оставить на доске.)
Раздел 7.
ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК
Это упражнение помогает учащимся
сосредоточить внимание на собственном слухе и
процессе слушания. Оно также снимает напряжение
в мышцах головы. В этом упражнении большим и
указательным пальцами мягко оттягивают назад и
прижимают, массируя, раковины ушей. Массаж
начинают сверху и идут вниз вдоль «свернутых»
частей ушной раковины вплоть до мочек ушей.
УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
• Держите голову прямо, чтобы подбородку было
удобно.
• Упражнение повторяют трижды или более раз.
ВАРИАЦИИ
• делайте упражнение "Думающий колпак"
вместе с «Энергетической зевотой».
• Зевайте со звуком (или пропевайте гласные).
• делайте это упражнение при чтении написанного
от руки текста.
АКТИВИЗИРУЕТ МОЗГ для
• пересечения средней аудитальной линии
(имеющей отношение к слуховому вниманию,
распознаванию, различению, восприятию, памяти);
• слушания собственного голоса во время
разговора;
• успешной работы кратковременной памяти;
• совершенствования внутренней речи и навыков
мышления;
• повышения умственных и физических
способностей;
• согласованного слушания обоими ушами;
• включения ретикулярной формации (защиты от
отвлекающих звуков).
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
• понимающее слушание;
• публичная речь, пение, игра на музыкальных
инструментах;
• внутренняя речь и вербальное общение;
• письмо (декодирование и кодирование).
СВЯЗЬ С НАВЫКАМИ
• вычисления в уме;
• сосредоточение во время работы с компьютером и
другой электронной техникой.
Раздел 8.
Самоконтроль учащихся:
1 вариант.
1) Заполните таблицу:
№ | а | b | с | D | наличие корней | |
1 | х2 + х - 20 = 0 | |||||
2 | 2х2 - 3х + 7 = 0 |
2) Решите уравнение, учитывая , что второй коэффициент является чётным числом:
8х2 – 6х + 1 = 0.
2 вариант.
1) Заполните таблицу:
№ | а | b | с | D | наличие корней | |
1 | х2 + 7х - 18 = 0. | |||||
2 | 3х2 + х + 2 = 0 |
2) Решите уравнение, учитывая , что второй коэффициент является чётным числом:
5а2 - 8а + 3 = 0.
Листок самоконтроля:(фамилия, имя )………………………….
«5» | «4» | «3» | |
1.Устная работа: а) определение квадратного уравнения: |
|||
б) формула корней квадратного уравнения: | |||
в) формула для нахождения дискриминанта: | |||
2. Решение квадратных уравнений, применяя стандартную формулу: | |||
3. Проверочная работа: | |||
Итог: (оцените свою деятельность на уроке). | |||
Рефлексия. Как мы сегодня поработали: |