Цели:
- дать представление о жизни птиц зимой,
- познакомить с мероприятиями по охране птиц,
- развивать умения находить отдельные взаимосвязи в природе,
- прививать бережное отношение к природе,
- милосердие ко всему живому.
Оборудование:
- рисунки с изображениями птиц,
- таблица “Корм для птиц”,
- индивидуальный раздаточный материал,
- “Корм птиц”,
- фонозапись “Голоса птиц”,
- рисунки животных,
- шапочки с изображением птиц,
- учебник “Живое слово”,
- телеграмма.
Ход урока
1. Оргмомент
- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и пичужки,
Игры, штуки – все для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час.
2. Введение в тему
На прошлом уроке мы с вами ходили на экскурсию в парк и наблюдали за природой зимой.
- Какие изменения в неживой природе вы увидели?
- А какие в живой?
- Видели ли вы насекомых? Почему? Слышали ли вы голоса птиц? Почему?
- А об одном зимнем явлении вы услышите в стихотворении (читает ученик).
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом, на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Иван Бунин
- Так какие же изменения в неживой природе вы пронаблюдали и услышали в стихотворении? (Осадки, ветер, мороз)
- А в живой природе? (Насекомые, птицы, звери)
Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.
3. Актуализация знаний
- Ребята, а может вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Верно, сегодня мы будем говорить о том, как звери и птицы готовятся к зиме.
4. Изучение нового материала
- Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц зверей. Как звери готовились к зиме?
- А как вы думаете, влияют ли изменения в неживой природе на жизнь растений, животных, людей? (Да). О том как влияют, мы сегодня увидим и даже услышим на уроке.
Сценка
Белка: - Жители лесные! Посмотрите, я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь: - Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньках разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
Учитель: - На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.
Лиса: - Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубке щеголяет; белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела; одна я зимой и летом одним цветом. О чем она горюет?
Это не единственное изменение в жизни животных. Сейчас об этом подробно расскажут ребята, которые подготовили домашнее задание (сообщения детей о жизни белки, медведя, лисы, волка, зайца в зимний период).
5. Проверка домашнего задания
- Но не все обитатели природы знают, что такое зима? А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.
Сценка
Цапля: - Здравствуй, скворушка!
Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?
Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижык-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого тяжелого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?
Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!
Учитель: - Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Ответы).
- Давайте сделаем вывод, так как же называются птицы, которые улетают? (Перелетные).
- А которые остаются зимовать?(Оседлые).
- А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма? (Кочующие).
На доске схема:
- Давайте подумаем: почему одни птицы улетают, а другие остаются?
Игра “Веточка”
(У меня есть веточка, на которой есть зимующие и перелетные птицы. Давайте отправим к солнышку тех, которые не остаются у нас зимовать). Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в Африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму, потому что находят корм.
- Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, в лесу тихо. Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой? (Снегирь, синица). А еще какие, вы услышите в стихотворении.
Чтение стихотворений учениками:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинуть эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Этот поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры!
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- О каких еще зимних птицах вы услышали?
- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. А какие, это птицы, послушайте загадки:
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей).
Вещунья-белобока,
А зовут ее …… (сорока)
Окраской серовата,
Повадкой воровата,
Крикунья-хрипловатая
Известная персона, это …. (ворона)
- Ребята, а что вы знаете о них? (Сообщения о сороке, вороне, воробье)
- А еще есть редкие, исчезающие птицы, их очень мало в нашем крае. Это тетерев, беркут, дрофа, степной орел. Они занесены в Красную книгу.
Стук в дверь.
- Вам телеграмма!
- Ребята, давайте ее прочитаем!
SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!
- А кто же ее послал? Мы узнаем из расшифровки телеграммы В. Бианки.
(Учебник “Живое слова” 1кл. стр. 262)
- Кто же ее послал?
- О чем они просят? Как же мы им можем помочь?
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две.
Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам, надо знать чем они кормятся.
6. Практическая работа
- Ребята, давайте посмотрим на образцы семян, лежащие на столах, на таблицу “Корм для птиц” и узнаем, какая птица что любит. (Отвечают дети).
Корм для птиц Семена |
|||
Подсолнечника (все птицы) |
Овса (овсянки, синицы) |
Арбуза (синицы, поползни) |
|
Пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы) |
Тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи) |
||
Кедровых орешков (поползни, дятлы) |
Рябины, калины (снегири, свиристели) |
||
Льна (все птицы) |
Клевера (щеглы, чечетки, воробьи, синицы) |
||
Сало, мясо (очень любят синицы) |
Теперь вы знаете какая птица чем кормится и надеюсь, что будете кормить птиц зимой. А теперь послушайте сценку.
Сценка
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые, клюв сломаешь. Пока раскусишь. У нас от такой пищи – мозоль на языках.
Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!
Синица: Сало-салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несоленое, от соленого у птиц животы болят.
Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?
Учитель: Так как же правильно кормить птиц?
Вот посмотрите, какие ребята изготовили кормушки.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну.
- Я думаю, что после этих строк у вас появятся желание сделать кормушку, а когда птицы сыты, то даже среди зимы петь будут.
- Давайте послушаем как поют птицы ……..
- Угадали? (это синицы ……)
- А какую из этих птиц называют лесным доктором? Почему?
Недавно мы писали сочинение: “Птицы мои друзья”. Послушайте, как ребята заботятся о птицах.
Зимой для птиц наступают трудные времена, им негде взять корм. Поэтому мне их очень жалко. Мы с братом сделали кормушку для птиц и насыпали туда зерно. К ней прилетают воробьи и синицы. Птицы – мои друзья.
Осенью много птиц улетают на юг. Мне становится очень грустно. Мы с папой сделали кормушку и по утрам кладем корм для птиц. Я с нетерпением жду приближения весны. По утрам я буду слушать звонкое пение птиц.
- Почему же мы заботимся о птицах?
7. Рефлексия
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
Продолжите любое из этих предложений.
8. Итог урока
Сегодня вы узнали о жизни птиц зимой, о том как нужно помогать или зимой, чем они питаются. Трудно и скучно жить без птиц.
9. Домашнее задание
Дома я предлагаю вам нарисовать портрет любой птицы, рассказать родителям о них, о том как мы должны заботиться о птицах.
- Посмотрите на книги, стоящие на выставке. Вы их сможете посмотреть и почитать. Они помогут вам подробнее узнать о жизни птиц.