Тема урока: "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение)"

Разделы: Начальная школа


Тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о постановке запятой в бессоюзном предложении,
  • формировать умения определять интонационные особенности в предложении данного типа и на этой основе выбирать правильное пунктуационное оформление,
  • работать над лексическим значением слов, обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Прозвенел звонок, начался урок, дети начали работать.

- Что я сказала? (предложение). - Это предложение простое или сложное? (сложное). Докажите.

2. Формирование практических навыков. - Какие изменения произошли в природе? (Похолодало, выпал снег)

- Почему в октябре лежит снег? (Мы живем в суровых климатических условиях)

3. Составьте предложение по схеме: предлагается схема простого предложения.

Охарактеризуйте предложение. (Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, без однородных членов предложения).

II. Продолжим мысль об осени.

1. Из данных слов (Солнце ,багрянец заглянуло, березки, в, осенний, лес, зажглись) составьте сложное предложение (Работа в парах).

- Что обозначает слово багрянец?

Выберем удачный вариант.

2. Запись предложения с комментированием.

В осенний лес заглянуло солнце, березки зажглись багрянцем. –Какое это предложение? (Сложное бессоюзное)

3. Составить схему предложения (1 ученик у доски):

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

- Почему поставили запятую? (Это сложное предложение, в котором две грамматические основы и нет союза.)

- Откуда взяты эти строки? (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)

Вывод: в сложных предложениях между грамматическими основами ставится запятая.

III. Словарная работа: списать слова, вставить пропущенные буквы.

- В-рона, в-р-бей, к-мары, ов-д.

- По какому признаку можно объединить эти слова? (Животные)

- А можно эти слова классифицировать, разбить на группы?

1) птицы и насекомые,

2) безударные и ударные гласные,

3) слова с сочетанием –оро- и без него

- Можно ли составить с помощью этих слов, связав их по смыслу, сложное предложение? (Ученики приводят примеры)

- Что следует помнить при записи сложных бессоюзных предложений?

IV. Графический диктант.

Составить схемы предложений. (1 ученик у доски)

Забрались в скважинки коры комары, скрылись мошки, заснули жучки.

Громко каркает на сосне ворона, воробьи чирикают на кустах.

Пахнут ели, и от чистоты воздуха кружится голова.

Взаимопроверка. Объясните постановку запятых.

- В этих схемах есть какая-то особенность? Отличие. Почему стоит запятая? (перечисление грамматических основ).

Пока идет работа над графическим диктантом один ученик работает у доски.

На лес опустилась ночь, ни зги не видать.

Задание. Списать предложение, расставив знаки препинания, начертить схему предложения.

Лексическое значение “ни зги”.

- Что обозначает это слово в предложении? (Ничего не видно)

! Обратить внимание на написание частицы ни.

Вывод. В бессоюзном предложении между грамматическими основами ставится запятая.

V. Физкультминутка. (Проводит валеолог )

Вопрос на внимание: из каких предложений состояла физминутка?

VI. Самостоятельная работа (устно) упражнение № 70 стр.47 в учебнике Бунеева по рядам.

Расставить и объяснить знаки препинания.

1 ряд. Кузнечики трещали в порыжелой траве перепела кричали ястребы плавно носились над полями …

2 ряд. Деревья сливаются в чернеющие массы на синем небе робко выступают первые звездочки.

3 ряд. Еще раз прозвенел над вами голос пеночки печально прокричала иволга соловей щелкнул в первый раз.

Проверка. Прочитать предложения, передав голосом интонацию. С чем связана такая интонация?

Вывод. Интонацией мы передаем паузу в предложении.

VII. Творческая работа (по выбору) ведется по рисункам детей, подготовленным дома на тему “Осень”.

1 задание – составить и записать 1-2 сложных бессоюзных предложения.

2 задание - написать мини-сочинение из 2-3 предложений.

Проверка.

VIII. Итог работы: для чего нужны в речи сложные бессоюзные предложения?

IX. Д/з. № 72 стр.47 письменно выполнить.