Физическая игра для учащихся 7—8-х классов: "Физическими тропами"

Разделы: Физика


Цель: развивать интерес учащихся к физике и информатике.

Для игры необходимо организовать 4 команды. В нашем варианте команды: Архимеды (учащиеся 7 “А” и 8 “А” классов), Бумеранг (учащиеся 7 “Б” и 8 “Б” классов), Вектор (учащиеся 7 “В” и 8“В” классов), Гамма (учащиеся 7 “Г” и 8 “Г” классов).

Для большей наглядности ход игры и количество очков отражались на экране (игра проходила в кабинете информатики).

Для создания наглядной иллюстрации игры использована программа Excel, а в ней - логические функции. Для подсчёта очков при продвижении по тропе использовалась основная таблица. Тропу надо пройти обязательно. За досрочный ответ, а так же за наиболее полный ответ начислялись дополнительные очки.

Учитывался общий результат.

Вид экрана перед началом игры

Фишки команд

В каждом туре каждая команда получала отдельное задание. Задание вытаскивали капитаны команд.

Вводный тур “Выход на тропу”.

Ведущий: каждый путешественник, собираясь в путь, основательно готовится к дороге. И мы, прежде чем отправиться в путешествие по физическим тропам, тоже выполним тренировочное упражнение. И так, выход на тропу.

Задание: оцените на глаз (1 задание для каждой команды):

  • длину предмета,
  • массу предмета,
  • объём предмета,
  • вес предмета.

I тур. “Заплыв”.

Ведущий: ни один человек сразу не научился плавать, поэтому, прежде чем отправиться в серьёзное плавание, мы совершим небольшой заплыв. А именно выполним экспериментальные задания, ведь физика – наука экспериментальная, и без опытов нет настоящей науки.

1. Положите металлическую крышку в воду: один раз плашмя на поверхность воды, второй – ребром. Объясните результат опыта.

2. В сосуде с водой на дне лежит картофелина. Как можно изменить состав воды, чтобы она всплыла? Проделайте опыт.

3. Как измерить средний объём одинаковых маленьких гаек с помощью имеющегося оборудования?

4. Осторожно, через трубочку, вдуньте пузырьки воздуха вглубь сосуда с водой. Как изменяется объём пузырьков при подъёме со дна на поверхность? Почему?

II тур. “Счастливого плавания”.

Ведущий: что помогает нам держаться на воде? Правильно, выталкивающая сила.

1. В воду погружены медный кубик массой 10 г и тонкая медная пластинка массой 10 г.

Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях?

2. Кусок мрамора весит в воздухе столько же, что и медная гиря. Какое из этих тел легче удержать в воде?

3. Будет ли плавать стеклянная бутылка с водой в воде, с ртутью в ртути?

4. Одинакова ли выталкивающая сила, действующая на один и тот же деревянный брусок в воде и керосине?

III тур. “Выход на сушу”.

Ведущий: все моряки влюблены в море. Но для каждого из них возвращение к родным берегам – великая радость! Вот и мы пересекли водное пространство и приблизились к суше. Теперь главное удачно пришвартоваться.

1. Почему человек, выходя из воды, испытывает ощущение холода даже в жаркий летний день?

2. Почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?

3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

4. Почему при сильных морозах для восстановления гладкости льда поливку катка производят горячей водой?

Промежуточный результат

IVтур. “Сухопутная тропа”.

Ведущий: можно надеяться, что выход на сухопутную тропу и наличие твёрдой почвы под ногами прибавит вам уверенности.

1. Как можно определить, ровный ли пол в классе?

2. Каким образом стоящий на полу человек может быстро удвоить давление своего тела, производимое на опору?

3. Как надрезанное и висящее на ноже яблоко можно дорезать, не дотрагиваясь до самого яблока?

4. Положите на стакан почтовую открытку, а на неё монету. Ударьте по открытке щелчком. Почему открытка отлетает, а монетка падает в стакан?

V тур. “Подъём”.

Ведущий: для подъёма в гору требуется много энергии, потому что подъём – это трудная работа. Интересно, сколько вам для этого потребуется времени?

 Задание: приблизительно оцените среднюю мощность, развиваемую вами при подъёме:

1. с 1-го этажа на 2-й,

2. со 2-го этажа на 3-й,

3. с 1-го этажа на 2-й,

4. со 2-го этажа на 3-й.

VI тур. “Препятствие – огонь”.

Ведущий: на суше растут леса, а неосторожное обращение с огнём в лесу может вызвать пожар. Впрочем, почему только в лесу? Огонь – это опасная стихия, поэтому с огнём нужно уметь бороться.

1. Почему нельзя тушить горящий керосин нельзя тушить водой?

2. Можно ли отливать металл в форме, сделанной из материала, который смачивается данным расплавленным металлом?

3. Почему свинец можно расплавить пламенем паяльной лампы, а железо нельзя?

4. Почему тонкая медная проволока плавится в пламени газовой плиты, а толстый медный стержень даже не раскаляется?

VII тур. “Мы едем, едем, едем”.

Ведущий: пешее путешествие очень приятно! Можно по дороге любоваться красотами природы. Но как поётся в одной туристической песне: “И закон туриста должен помнить ты, лучше плохо ехать, чем хорошо идти!”

1. Зачем при спуске телеги с крутой горы одно колесо подвязывают верёвкой так, чтобы оно не вращалось?

2. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет со всадником, если лошадь споткнётся?

3. Может ли велосипедист двигаться равномерно по горизонтальной дороге, не вращая педали велосипеда?

4. Почему металлические ступеньки трамваев, поездов и т. д. не гладкие, а имеют рельефные выступы?

Ведущий: Ура! Команда (название), преодолев все препятствия, успешно достигла финиша! Мы поздравляем победителей и благодарим всех игроков за участие. А команде-победительнице вручается путёвка в путешествие вокруг света! (Путешествие шуточное. Зажигается свеча и команда победительница торжественным маршем, под музыку обходит её. Команда получает также небольшие призы. Например – шоколадки. )

Если за 7 туров ни одна команда не прошла всю тропу, то проводятся дополнительные туры, а затем подведение итогов.

VIII тур. “Воздушная тропа”.

Ведущий: мы поднялись в воздух и должны считаться с метеорологическими условиями.

Задание: назовите прибор, скажите для чего он применяется и как действует.

  1. барометр,
  2. жидкостный манометр,
  3. электрометр,
  4. психрометр.

IX тур. “Историческая тропа”

Ведущий: физика, как и любая другая наука, создавалась великими учёными.

Задание: Узнайте учёного по портрету. Кратко расскажите о его открытиях и достижениях

1. Ломоносов

2. Ньютон

3. Паскаль

4. Архимед

Результат игры

Файл игры можно посмотреть в Приложении 1.