Информационные технологии быстро входят в нашу жизнь. Их использование открывает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве.
Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.
Тестовый редактор MS Word представляет богатые возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.
Использование презентационной графики (Power Point) позволяет дополнить текстуальные части работы визуальным рядом: рисунком, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Программа Power Point позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать на прозрачных пленках или на бумаге, продемонстрировать на экране компьютера, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи учащимся.
Программа Excel позволяет внедрять в текстуальную часть работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики; является одним их наиболее удобных методов решения экономико-математических задач.
Использование баз данных (MS Access) предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной по определенным критериям, является способом хранения больших объемов информации.
Информационные технологии можно использовать на разных этапах урока:
1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
- разъяснение значения информации для будущей профессиональной деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
- рассказ о производственных проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.
Изображение на экране дополняет слова учителя. При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Обучающая и образовательная функция состоит в том, что ученик не просто отвечает на вопросы теста, но и получая обратную связь по поводу данных ответов, вносит в них необходимые коррективы.
Воспитывающая функция проверки и оценки знаний при работе с компьютерными тестами обусловлена самим контролем, а еще больше – самоконтролем. Компьютер как бы “воспитывает” пользователей, приучает трудиться, повышает их ответственность, “вынуждая” самостоятельно принимать решение о собственной готовности к ответу, реально оценивать свои учебные возможности.
Корректирующая функция дает большой материал учителю, поскольку частота повторяемости ошибки при ответах учеников, которую может фиксировать компьютер, ориентирует учителя на необходимость дополнительного анализа предлагаемого материала с целью определения его доступности.
Информационная функция компьютера позволяет учителю получить ценные сведения об эффективности работы баз данных, доступности схем и таблиц, адекватности иллюстративного материала обучающему тексту, целостности представлений о предмете “Экономика”.
Еще более значимая функция контроля – фиксация уровня освоения материала: умения творчески применять полученные знания, давать адекватную характеристику явлениям, даже когда они находятся вне привычного контекста, отслеживать их взаимосвязи, взаимообусловленность при написании творческих работ, эссе и т.п.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Изображение на экране выступает основным источником информации. Например, реальное изображение кривой спроса. В этом случае учитель должен назвать составные части графика, установить взаимосвязь между ними, причины смещения кривой и т.д. По мере возрастания подготовки учеников стоит вовлекать их в обсуждение и сокращать комментарии учителя.
5. Систематизация и закрепление материала. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. В литературе, посвященной тестированию и организации контроля, по форме выделяют две основные группы заданий: со связанными ответами (альтернативные вопросы, вопросы с множественным выбором) и со свободными ответами (самостоятельный ответ без каких-либо ограничений и подсказок). Задания со связанными ответами содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Что касается заданий “со свободными ответами”, то они предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверить любые уровни знаний, но их трудно оценить однозначно. В силу этого обстоятельства их использование в компьютерном тестировании практически невозможно.
Успешное применение новых информационных технологий в учебном процессе средней школы во многом зависит от умений и навыков учителей критически оценивать педагогические программные средства, их место в учебном процессе, их педагогическую эффективность, а также результаты обучения с использованием конкретных педагогических программных средств и корректировки в зависимости от этого процесса обучения. Не менее важны и проблемы отбора учебного материала, при изучении которого компьютер будет наиболее полезен, а также определение тех тем, изучение которых эффективнее осуществлять традиционными методами без использования компьютера.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Пример использования информационных технологий на уроке:
План – конспект урока экономики
Класс: 11
Раздел программы: Банковская система и проблемы ее функционирования.
Тема урока: Причины появления и виды банков.
Образовательные цели:
- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки;
- обеспечить развитие у школьников умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей;
- помочь учащимся осознать существующие функции банков;
- обеспечить развитие у школьников монологической речи;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.
Тип учебного занятия – урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма проведения – урок – презентация.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся – общеклассная, индивидуальная.
Логика урока:
мотивация -- актуализация субъектного опыта учащихся -- организация восприятия, осмысления и первичного закрепления -- первичное закрепление, самоконтроль -- информация о домашнем задании -- подведение итогов урока -- рефлексия.
Дидактические материалы и оборудование – компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1), учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.2 (11 класс), тестирующая программа (Приложение 2).
Линейная макроструктура учебного занятия.
1 – организационный этап, 2 – этап проверки домашнего задания, 3 – этап актуализации субъективного опыта учащихся, 4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности, 5 – этап первичной проверки понимания изученного, 6 – этап закрепления изученного, 7 – этап применения изученного, 8 – этап обобщения и систематизации, 9 – этап контроля и самоконтроля, 10 – этап коррекции, 11 – этап информации о домашнем задании, 12 – этап подведения итогов учебного занятия, 13 – этап рефлексии.
Стадии урока | Цели стадии | Ход урока | |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный этап. | Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая готовность учащихся к общению. | Взаимное приветствие |
|
Проверка подготовленности учащихся и классного помещения к занятию; определение отсутствующих; организация внимания школьников. | Доброжелательный настрой, включение в деловой ритм. | ||
Актуализация субъектного опыта учащихся. | Обеспечить мотивация учения школьников, включение в совместную деятельность по определению целей урока. | Сообщение темы учебного занятия. Формулирование целей урока совместно с учащимися. | Готовность учащихся к активной учебной деятельности. Запись темы урока в тетради. Формулирование целей учебного занятия совместно с учителем. |
Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала. | Организовать деятельность учащихся по
изучению и первичному закреплению следующих
понятий: банк, функции банков, кредитование,
маржа, эмиссионный и коммерческий банки. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей. Помочь учащимся осознать существующие функции банков. Обеспечить развитие у школьников монологической речи. |
1. Приглашение 1 учащегося к экрану с
рассказом по слайду об истории и причинах
появления банков (индивидуальное задание к
уроку). 2. Рассказ по слайду о видовом изменении банков. 3. Проведение сравнительной характеристики интересов владельцев сбережений и предпринимателей (фронтальный опрос) (слайд). 4. Знакомство с функциями банков. При характеристике 2 функции пояснение понятий кредитование, маржа. 5. Организация работы с учебником по вопросу о пользе банков. 6. Использование функций банков для формулировки определения “банк” (слайд). 7. По слайду обеспечение монологического ответа учащегося о банковской системе. 8. Знакомство учащихся с разновидностью коммерческих банков. |
1. Ответ 1 учащегося по слайду об истории
и причинах появления банков. 2. Просмотр слайда. 3. Сравнение интересов владельцев сбережений и предпринимателей. 4. Запись в тетрадь определений. Осмысление основных бан.услуг, процесса кредитования и структуры цены кредита. 5. Установление причин экономической рациональности деятельности банков. 6. Формулирование понятия “банк”. Запись определения в тетрадь. 7. Построение ответа по слайду о существующей банковской системе. 8. Принятие к сведению разновидностей коммерческих банков. |
Первичное закрепление, самоконтроль. | Установить правильность и осознанность изученного материала. | Объясняет правила использования программы для работы с тестом. Предлагает выполнить тест на компьютере, состоящий из 5 вопросов. | Слушают объяснение учителя. Выполняют тест, проверяя свои знания на предмет изучения нового материала. |
Информация о домашнем задании. | Сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению. | 1.Дает установку на домашнее задание. 2.Предлагает домашнее задание: - § 24-25 - найти в литературе интересные примеры из истории развития банковского дела в разных странах и подготовить сообщения. |
1. Слушают учителя. 2. Записывают домашнее задание в дневник. |
Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Подведение итогов учебного занятия. | Слушают сообщение учителя. |
Рефлексия. | Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке. | Проведение рефлексии, сбор информации. |
Тест по экономике на тему “Причины появления и виды банков”.
1. Для получения банком прибыли, необходимо, чтобы:
а) процент по вкладам был больше процента по кредитам;
б) процент по кредитам был больше процента по вкладам;
в) у него было очень много клиентов;
г) он не занимался валютными операциями.
2. Эмиссионный банк отличается от коммерческих банков тем, что обладает правом:
а) покупать и продавать ценные бумаги;
б) предоставлять ссуды;
в) выпускать в обращение национальные денежные единицы;
г) принимать вклады от физических и юридических лиц.
3. Прибыль банка – это:
а) процент по депозитам;
б) процент по кредитам;
в) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;
г) разница всех доходов банка и его расходов.
4. Интересы предпринимателя определяются тем, что он нуждается в:
а) своих сбережениях;
б) банке;
в) денежном капитале;
г) валюте.
5. Вы берете в банке кредит в размере 100 тыс. руб. под 100% годовых сроком на 2 года. Сколько всего вы заплатите банку по истечении указанного срока?
а) 100 тыс. руб.
б) 200 тыс. руб.
в) 300 тыс. руб.
г) 400 тыс. руб.