Цели проекта:
- нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание детей,
- развитие их потенциальных творческих способностей на основе современных педагогических, здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1) создание условий, обеспечивающих учащимся свободное выражение эмоциональных состояний;
2) установление добрых отношений в группах;
3) сплочение и развитие детского коллектива;
4) развитие познавательных процессов;
5) выработка необходимых навыков в трудных ситуациях;
6) развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Принципы построения программы:
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к детям;
- практическое участие и наглядное оформление;
- творческий подход к проведению занятий.
Проект включает 8 встреч.
- Удивительное в мире цветов.
- “Нам от болезней всех полезней”.
- Легенды о цветах.
- Волшебный цветок.
- Музыка цветов.
- Украсим дом цветами.
- “В некотором царстве, цветочном государстве”
- Как прекрасен этот мир!
Встреча 2. “Нам от болезней всех полезней”.
Цель:
1) расширить знания детей о лекарственных растениях;
2) познакомить с методами оздоровления с помощью лекарственных растений;
3) научить самостоятельно приготавливать травяные целебные чаи;
4) познакомить с методикой пальчикового массажа;
5) развивать творческие способности детей через самопознание и интерес к нетрадиционной медицине;
6) воспитывать бережное отношение к природе и традициям своей Родины.
Оборудование:
- набор красочных букв для оформления классной доски;
- картинки с изображением лекарственных растений;
- лекарственные растения в пучках и пакетиках;
- ягоды брусники, клюквы, облепихи, черноплодной рябины в хохломской посуде;
- глиняные кувшины с морсом; одноразовые стаканчики;
- синтезатор;
- видеокамера;
- фотоаппарат;
- видеомагнитофон;
- телевизор;
- кассета с фильмом “Цветы Байкала”;
- кассета с записью “Голоса птиц”;
- альбомные листы;
- фломастеры.
Оформление:
- на классной доске красивыми буквами на магнитах выложено название проекта “Волшебный мир цветов”;
- цветными мелками написаны тема встречи и эпиграф;
- помещены иллюстрации лекарственных растений;
- на полу ковер, украшенный цветами(цветочная поляна).
Дети сидят на стульях вокруг ковра.
Ход встречи
1. Просмотр отрывка из фильма “Цветы Байкала” о лекарственных растениях.
Учитель: - Я рада приветствовать всех на нашей очередной встрече в “Волшебном мире цветов”. И, как вы догадались, мы будем говорить о лекарственных растениях.
Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения – на полянах, по берегам рек и ручьев заросли малины и ежевики, багровые ягоды калины и шиповника, на опушках благоухает черемуха, а в “черничном” бору одурманивают ароматом голубика, черника, брусника.
И среди всех этих деревьев, кустарников и трав у нас есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами. Животным хорошо известны целебные травы. Сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи. А раненные олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение. Домашние животные – кошки, собаки – с легкостью найдут лечебную траву и оздоровят свой организм.
Лекарственные растения используются человеком с древних времен. Тайнами траволечения обладали знахари – “знающие люди”.
В лесах, лугах, на просеках
От ранней от весны
Целебные растения
Сбирали ведуны.
Сушили их на солнышке
И в избах на печах,
Чтоб цветик не осыпался,
Чтоб корень не зачах.
Я дотронусь до вас веточкой вербы, и мы перенесемся в прошлое. Закройте глаза.
Звучит спокойная музыка. Смена декораций (интерьер лесной избушки: на стене рушник, пучки сушеной лекарственной травы, на столе глиняная, берестяная посуда с ягодами). Дети открывают глаза.
2. В гостях у травницы Агафьи.
- Сколько гостей ко мне пожаловало! Давайте будем знакомиться. Я – тетушка Агафья. А вы кто будете? Чем занимаетесь? А я – травница. Собираю лекарственные травы, чтобы помогать людям и животным, если они захворают. Люди к лечению травами относятся по-разному: одни с недоверием, опасением, а другие – с должным уважением. А вы как к этому относитесь? Используете травы для лечения? Замечательно! Тогда я поделюсь с вами своими секретами.
Чтобы растения сохранили свои целебные свойства, их надо правильно заготовить. Разные растения собирают в разное время: одни – в мае, июне, а другие лечебными становятся лишь к августу, сентябрю. Большинство из них заготавливают днем, но некоторые (например, споры плауна) – рано утром, до высыхания росы. А есть и такие, которые ночью необходимо собирать. Только в это время суток они наиболее лечебные. Кроме листьев заготавливают кору, и даже корни!
После сбора все хорошенько сушат. Желательно под навесом, где нет прямых солнечных лучей, в хорошо проветриваемом месте. Я сушу на чердаке.
А еще заготавливают ягоды. Посмотрите, какие они замечательные! Угощайтесь. Узнали их? Правильно, это брусника, клюква, облепиха, черноплодная рябина, смородина. Их можно высушить, заморозить, а можно сварить варенье.
Я хочу угостить вас, гости дорогие, напитком из облепихи. Он очень вкусный, красивый и полезный.
А еще хочу задать вам вопросы.
1) Как называется растение, которым сводят бородавки? (Чистотел)
2) Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник)
3) Листик какого растения привяжете к ранке? (Подорожник)
4) Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется “кошачьим зельем”, так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана)
5) Латинское название – календула, а на Руси этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой ногтей. (Ноготки)
6) Лекарственный цветок на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка)
7) Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название. (Зверобой.)
Молодцы! Много знаете лекарственных растений.
Учиттель: - Спасибо, тетушка Агафья, за интересный рассказ и угощение, а мы отправляемся дальше. Я коснусь вас веточкой вербы, и вы закроете глаза.
(Звучит мелодия со звуками леса, голосами птиц). Смена декораций (березка, картина с изображением ручья. Появляется Берегиня.
3. Мы очутились в другом времени – у Берегини.
(Берегиня с корзинкой с орехами, с мешочком у пояса).
- Ой, хорошие мои, милые! Знаю-ведаю, почему вы ко мне попали. Я – Берегиня. А почему меня так назвали? (от слова “беречь”, “берегу”). Вот то-то и оно. От берега к берегу идет человек. И везде его беречь надо. А как беречь? Пути у каждого свои. Жизнь большая. Где живет человек? (в лесу, у реки, в горах). И везде его окружают помощники – берегини. Они и траву нужную от хворобы иль раны укажут, и заговорят добрым словом, и сил прибавят.
Я – знахарка от слова “знать”,
От слова “ведать” я – ведунья,
Могу людей я исцелять,
И отвести могу беду я.
Ищу в лесу я корешки,
Траву в полях и на болотах,
Из них готовлю порошки,
Что помогают при остудах.
Поверь мне, и помочь позволь.
Сниму я жар, утешу боль.
Покой и сон наворожу,
Все беды в узел завяжу…
А лечить-то можно только знаючи да умеючи. Так вот мы свои древние знания и передаем. Вы ко мне тоже ведь за тайнами пришли, как здоровье сохранить, да?
Тогда слушайте да запоминайте. Лес-то он живой ведь. И в нем добрых жильцов да помощников человеку видимо-невидимо: и накормит, и напоит, и согреет. И дерево одно да другое как волшебники. И травка малая, и ягодка – все живой силой полно. Лес – дом мой. А ваш дом? (Город)
И верно это и неверно. Ваш дом, что жильцов полон, да помощников имеет – ваше тело. Вот в чистоте жильцы – и здоровье есть. А если грязно в нем – болезни пойдут. Такой сор из избы выносить-то тяжело. Уж лучше не сорить совсем. А чтобы у ваших жильцов – сердечка, …(перечисляет) здоровье было, вам и помощники природой-матушкой дадены. Вытяните руку и пальчики раскройте – правда на дерево похоже?
Я вот вам грамотку берестяную тайную подарю – на ней все секреты помощников ваших обозначены. Каждый пальчик за своего жильца отвечает. Давайте вспомним прибаутку:
“Мальчик-с-пальчик, где ты был? С этим пальцем в лес ходил, с этим пальцем щи варил, с этим пальцем кашу ел, с этим пальцем песню пел” (под чтение массируются пальцы, начиная с мизинца, объясняется, какой орган стимулируется: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – желудок, указательный – легкие, большой – мозг.)
А чтобы лень-дремоту да усталость прогнать, я дарю вам волшебные орешки. (Берегиня раздает по 2 грецких орешка и объясняет, как ими пользоваться.) Дети перекатывают орешки между ладонями.
Довольны ли ваши пальчики-помощники?
А я напоследок еще одну тайну вам открою. Она с вами рядом живет, да мало кто о ней знает. Вот бабушки-нянюшки деток малых умывают, да приговаривают: “Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок”. (Рассказывается стишок, объясняется целительная сила воды проточной, снимающей любую грязь, особенно негативную информацию. Вода - живая!)
Ну, что же, вам пора обратно, а меня дела обережные ждут.
Доброго вам здоровья. Живите дружно, друг друга берегите. Говорите друг другу только добрые слова – в них сила несметная. Они и врачуют и радуют душу. Любите доброе слово, не говорите дурного – и Матушка-Природа вам добром отплатит. Помните об этом!
Учитель: - Спасибо за подарок, за доброе слово. Все советы будем выполнять и упражнения на уроках делать.
Я коснусь всех вербной веточкой, а вы закройте глаза.
4. Учитель: - Вот мы и вернулись из путешествия в свой класс.
Прошла пора знахарского
Леченья на печи,
Народу служат преданно
Ученые, врачи
Но…медицина древняя
До наших дней жива.
Цветы, коренья, ягоды,
Целебная трава,
Шиповник, мята, ландыш,
Бессмертник и шалфей,
И корень валерьяновый –
Великий чародей.
Они наукой признаны,
Их польза велика.
Они с народной мудростью
Остались на века.
Сейчас тоже есть травники, знахари, которые лечат болезни людей травами. А еще каждый из нас может пойти в аптеку или Лавку здоровья и купить эти травы. (Лавка здоровья - на полочках коробочки с лекарственными растениями.)
- У кого дома есть лекарственные растения? Как их используют?
(Рассказы детей о лекарственных растениях: о ромашке, мяте, зверобое, шиповнике, подорожнике, крапиве).
5. “С чая лиха не бывает” гласит народная мудрость. Самым древним лекарством, которое использовал человек, был чай, который готовили из различных трав. Даже когда на Руси появился настоящий чай, для экономии крестьяне добавляли в него высушенные травы, цветы, ягоды которые славяне использовали еще исстари для приготовления душистых отваров и настоев. Особенно широко использовались листья мяты, черной смородины, малины, брусники, липовый цвет. Сегодня подобные напитки называют чайными бальзамами. Они несравненно вкуснее обычного чая, но главное их достоинство – исключительная полезность для организма. Готовить лекарственный чай лишь бы как нельзя: пользы от такого чая не будет. Нужно знать сколько какой травы или плодов положить, чтобы чай не нанес вреда. Чай обычно пьют без сахара, но в очень многих рецептах чай упоминается с медом. Чай можно приготовить самим или купить в Лавке здоровья. Чай бывает аппетитный, витаминный, потогонный, мочегонный и много других видов.
6. Мы много говорили сегодня о лечебных растениях, в том числе о нашей любимой ромашке. И сейчас я хочу предложить вам придать этому цветку человеческие черты, очеловечить образ ромашки. (Дети садятся за столы и рисуют). Выставка работ.
Давайте полюбуемся вашими работами. Что скажите о ваших ромашках?
7. Лечат не только растения, лечит доброе слово, приветливая улыбка. Я предлагаю посмотреть друг на друга, улыбнуться и спеть песню.
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе солнышко проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака.
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Ну а если что-то заболит,
То придет на помощь матушка Природа.
И, как добрый доктор Айболит,
Исцелит тебя в любое время года.
Подорожник, череда, одуванчик, лебеда,
И ромашка, и шиповник, и рябина.
В мире трав, цветов, плодов
Много добрых докторов
Не страшны нам ни простуда, ни ангина.
8. Подошла к концу наша встреча. Что понравилось? Что запомнили? О чем захотите рассказать дома, придя из школы?
Спасибо всем. До новой встречи в волшебном мире цветов!