Цели урока:
- Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
- Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
- Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный момент
Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Объявление темы и цели урока
- На доске кроссворды, разгадав их, узнаете тему урока.
По горизонтали:
1.
Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
2.
Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)
3.
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное русское любить. (Ученик)
4.
Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс)
5.
Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)
По вертикали:
6.
Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка)
По горизонтали:
1.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки —
Что угодно для души. (Пенал)
2.
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)
3.
Назовите-ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год. (Декабрь)
4.
Сверху ряска,
А наступишь — вязко. (Болото)
По вертикали:
1.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
Кто может назвать тему урока? (Правописание приставок и предлогов.)
Запишите в тетради дату и тему урока “Правописание приставок и предлогов”.
Сегодня на уроке мы отправляемся в необыкновенное путешествие в один из городов страны Грамматики, город Приставок и Предлогов. В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть проездные билеты — тесты, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными. Во время путешествия вы будете учиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.
Теперь в путь! Готовы ли вы?
III. Минутка чистописания
(Прикрепить автобус к остановке “Самая чистая”. Затем переставлять его по мере выполнения заданий.)
Жители страны очень чистоплотны. Они любят чистоту и порядок во всем, особенно в своих записях. Задание первое: угадайте, что вы будете сегодня писать на минутке чистописания?
а)
Поиграл да поплясал,
Посчитал да помечтал,
Поел, полежал, пошил, попел,
А потом порисовал да в тетрадке пописал,
А потом пошел, поспал.
А приставки ты узнал?
- Почему по-, а не па- ? (Приставки па- не существует.)
б)
Подряд три предлога возьмем,
На дереве часть ветки найдем (сук).
Обратите внимание, что в русском языке есть только предлог с, но не з.
(10 мин.)
IV. Формирование новых знаний
(5 мин.)
Что такое приставка? Как она пишется со словом? Почему?
(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.)
Что такое предлог? Как он пишется с о словом? Почему?
(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)
Правописание приставок и предлогов — это орфограмма. А теперь будем учиться различать приставки и предлоги.
а) Образуйте слово с корнем -кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали? Это какая часть речи? (Глагол.)
Составьте с этим словом предложение, употребив предлог с. Например, дети скатились с горы.
б) -беж-, приставка по-, предлог по. Например, мальчики побежали по дороге.
(На доске.)
Слова какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните!
С глаголами предлоги никогда не употребляются.
Повторите хором; про себя.
Почему “с горы”, “по тропе” написали раздельно?
Докажите, что это предлоги. (С высокой горы, по узкой тропе.)
Правильно, между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово. В этом и есть отличие предлога от приставки.
V. Отдыхайка
Физминутка.
(1 мин.)
Я зачитываю слава, если слово с приставкой, вы встаете, а если с предлогом — хлопаете.
Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подол.
VI. Выбирайка
(7 мин.)
Едем дальше. И учимся различать приставки и предлоги. На столе у вас карточки с тестом. Прочитайте предложения.
О каких чертах характера говорится в первом предложении? Во втором? (О лени и трудолюбии.)
Я думаю, что в нашем классе все ребята, как Вася с Павликом, трудолюбивые, а не как в первом предложении.
Нужно из текста задания выписать слова по вариантам: 1 — слова с приставками, 2 — с предлогами. Работаете только со словами, в которых нужно раскрыть скобки. (2 ученика у доски.)
1) (От)ложил дела (без)дельник
(Со)среды (на)понедельник.
2) Вася (с)Павликом молодцы:
(Про)пололи и (по)лили огурцы.
Докажите, что верно выполнили задание.
VII. Поиграйка
(На доске, 2 мин.)
Зашел, забег, запад, заход.
Найдите лишнее слово. Почему? Запишите слова с приставками, выделите приставки. (Запад, так как там нет приставки.)
Придумайте предложение, где за — предлог (устно). Докажите.
VIII. Исправляйка
(2 мин.)
На этой остановке живет Незнайка. Он написал диктант. Проверьте, нет ли у него ошибок. Исправьте и объясните написание слов.
Шыроко раз лилась рика. Сонце зо катилось. Багрянец неба отражался вводе. Уног сердито плискалась халодная рика.
Я читаю. Есть непонятное слово?
IX. Проверяйка
(На доске с обратной стороны. Текст записывается под диктовку.)
Взаимопроверка тетрадей. Текст открывается.
И последнее задание на этой остановке:
Водитель автобуса хочет проверить, кто был внимательным во время путешествия, все запоминал. Для этого нужно заполнить проездной билет — тест. Перед тем, как заполнять его, вспомним:
- Что такое приставка?
- Как она пишется со словом? Почему?
(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова)
- Что такое предлог? Как он пишется со словом?
(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)
- Со словами какой части речи предлоги никогда не употребляются? (С глаголами.)
- Как отличить приставку от предлога?
(Между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово.)
Инструктаж, выполнение теста.
X. Итог урока
Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами. Прошу сдать проездные билеты.
Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили. Что вы запомнили о правописании приставок. Что вы запомнили о правописании предлогов?
Оценки за урок.