Физика как учебный предмет создает у учащихся представление о научной картине мира, обеспечивает продвижение по пути научно-технического прогресса, вносит вклад в развитие духовного облика человека.
Физика должна рассматриваться как один из важнейших предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем – и естественникам, и гуманитариям. В наше время все чаще ставится под сомнение польза от изучения физики или все чаще недооценивается эта польза. По поводу пользы физики можно вспомнить случай, произошедший с Майклом Фарадеем в 1800 году. Как-то в лабораторию ученого, проводившего эксперименты с токами и магнитными полями, зашел министр и задал вопрос: “Какая от всего этого польза?”. Фарадей ответил: “Не знаю, но уверен, что когда-нибудь правительство установит плату за это”. Таких примеров в истории физики немало.
Физики накопили значительное количество сведений, которые понадобились и представителям других естественных наук. Это не удивительно, ведь открытия физиков касаются всех тел и явлений природы. Знающий физику инженер (химик, биолог, энергетик…) выиграет, будет работать успешнее. Физика позволит ему глубже понять процессы, анализировать их и намечать кратчайший путь к цели. Физика сыграет роль путеводной нити в сложнейших лабиринтах и переплетениях явлений. А вот в сознании учеников отрыв схемы от реальности происходит достаточно часто и надо найти способ “вернуться из заоблачного мира абстракции на реальную почву вещей и событий” по словам М.М.Балашова.
Сегодня многие школьники считают, что в дальнейшем физика им просто не нужна, так как заниматься наукой и техникой не собираются. Многие жалуются на трудности усвоения абстрактных понятий и формул. Поэтому просто необходимо показывать ребятам, какую пользу приносит обучение физике.
Среди множества путей формирования интереса к физике можно использовать и внеурочные занятия по ПДД (правилам дорожного движения). На базе нашей школы методистом Центра внеклассной работы Шаветовой Л.С. совместно с классными руководителями созданы отряды ЮИД (юные инспектора движения) с 5 по 9 классы. На занятиях ребята изучают правила дорожного движения, решают задачи, участвуют в конкурсах, готовят выступление агитбригады. Начиная с 7 класса, ряд мероприятий проводится совместно с учителем физики.
К началу седьмого класса ребята обладают хорошими знаниями по ПДД, а физику они только начинают изучать. На совместных занятиях предлагаем ребятам рассмотреть правила дорожного движения с точки зрения физики. Работа проводится с отрядом ЮИД. На практических занятиях рассматриваются задания и ситуации, выполнение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Цель таких занятий проста: мы хотим показать неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения. Ведь каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. Знания, которые получат ребята на таких занятиях, помогут им стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.
На внеклассных занятиях по ПДД ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу, что не всегда допустимо на уроках физики. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это способствует тому, что ребята не механически заучивают правила, а понимают, что в их основе лежат физические законы. При таких занятиях развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых явлениях, с которыми встречаются в жизни. Свободная форма общения позволяет ребятам двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.
Совместно проведенных занятий может быть несколько в течение года. В качестве примера рассмотрим некоторые рекомендации по проведению занятий отряда ЮИД 7 – 8 классов.
1. Беседа “Прекрасный мир движений!”.
Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Для удобства их работы трассы заранее размечают на равные отрезки (километражными столбиками) так, что наблюдателям остается следить за временем по своим часам. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. Члены отряда ЮИД могут подготовить с помощью учителя физики сообщения о наиболее интересных видах движения. Учитель может дать ребятам информативный обзор о видах движений, которые будут изучаться ребятами в рамках школьной программы. По ходу обзора обсуждается вопрос о необходимости получения таких знаний с целью применения их в жизни. В ходе беседы необходимо показать ребятам, что между физической картиной движений и реальным миром существует тесная связь.
2. Беседа “Скорость” с обсуждением ситуаций.
Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно?
Ситуация 1. Пусть вам сообщили, что скорость автомобиля 60 км/ч. Что означает это число? Что автомобиль каждый час проезжал ровно по 60 км? Вряд ли. Были участки, когда за час автомобиль проходил больший или меньший путь. В среднем по 60 км? Но автомобиль мог вообще ехать меньше одного часа и пройти путь меньше 60 км. Кроме того мы не получили никакой информации о направлении движения автомобиля, а это важно. Без указания направления нельзя считать информацию полной. Физика дает строгое определение скорости, мгновенной скорости, средней скорости. После обсуждения этих понятий можно перейти к следующей ситуации.
Ситуация 2. О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика? О какой скорости идет речь при обсуждении технических характеристик гоночных машин?
Беседу можно разнообразить и ситуациями, в которых необходимо выполнить расчеты. Например, как в ситуации 3.
Ситуация 3. Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать. (Нарушает, так как 40 км/ч это 11 м/с.) Дальше можно обсудить с ребятами вопрос о том, что в нашей жизни мы сталкиваемся с разными единицами измерения скорости, и скорости эти надо уметь сравнивать.
3. Викторина “Сила трения”
Трение поругивают, когда оно препятствует движению (“опять безобразное скольжение”), похваливают, когда трение способствует движению (“сменил покрышки – теперь благодать”, “очень удобно подобрал смазку – никакой отдачи”), а, в общем, к трению привыкли за 400 лет со времени его открытия. Трение встречается на каждом шагу, без него и шагу не сделаешь. В каких знаках правил дорожного движения указывается на силу трения? Полезно вспомнить тормозной путь автомобиля. Дорога особенно полна неожиданностями в городах. Какие принимаются меры, чтобы уменьшить тормозной путь? Для чего делают шипы на шинах, подошвах? Почему осенью появляются плакаты “Берегись юза!”, “Осторожно, листопад!” и т.д. Вопросов по данной теме можно подобрать достаточно.
4. Беседа с элементами игры “Автомобиль и история его создания”
Членам отряда ЮИД дается задание подготовить сообщения об истории создания автомобиля, о крупнейших фирмах по выпуску автомобиля, о значении эмблем автомобилей. Например, эмблема “Мерседес” говорит о том, что двигатели этой фирмы используются в воздухе, на суше и в воде. После заслушивания сообщений можно подробнее поговорить о строении автомобиля (работа двигателя, тормозной системы, система охлаждения и т.д.). В конце беседы проводится игра “Проложи путь”. Стрелками надо соединить элемент автомобиля, физическое понятие или закон и соответствующий элемент из ПДД. Например:
Как видим, форм проведения совместных мероприятий достаточно много, темы также можно варьировать.
5. КВН “Автомобиль. Физика. Дорога.”
В конце учебного года проводится мероприятие для параллели учащихся КВН “Автомобиль. Физика. Дорога.”. Соревнование проводят члены отряда ЮИД, судит его Автоинспекция, в состав которой могут входить старшеклассники и учителя.
Проходит соревнование в виде путешествия по городам, в автопробег отправляются экипажи (по числу ученических групп). От старта до финиша они встретят несколько городов и постов ГАИ. В городах они должны блеснуть знаниями по физике, а вот на постах ГАИ показать свои знания по ПДД.
Весь маршрут представлен на магнитной доске в виде карты – схемы, а экипажи перемещаются по ней в виде небольших автомобилей. На старте все равны, а к финишу придет сильнейший экипаж. На разных этапах лидеры могут меняться в зависимости от количества баллов, набранных при прохождении маршрута.
Первым предлагается проехать через Город историков и эрудитов, где сдается экзамен по истории автомобиля, сведениям об автомашинах и автозаводах. Например, предлагается вопрос с выбором ответа: Кто сконструировал первый автомобиль в России? (1. Ломоносов 2. Кулибин 3. Ползунов 4. Шамшуренков ).
Следующий - Город Смекалистых. В этом городе проводится игра типа “Что? Где? Когда?”. Вопросы берутся из разделов физики. Правильность оценивает учитель физики. Например, тема “Строение вещества”. Вопрос “Автомобиль стоял в гараже, затем находился в пути 1 час в летний зной. Что вы можете сказать о поведении молекул в скатах колес?”.
Следующий Город Мыслителей. Здесь команды должны показать свои знания и умения при решении задач. В городе Техноград вопросы касаются сервиса машин. Например, “Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли?”.
Последний Город Неразгаданных Тайн. Здесь экипажам предстоит разгадать кроссворд по данной теме КВНа, вопросы могут быть любыми.
Опыт работы показал, что наибольший интерес вызывают занятия, проведенные в форме игры или КВНа. При проведении КВНа можно привлекать родителей детей, в этом случае он вызывает ещё больший интерес.