Проблемы и пути повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя в условиях педагогического колледжа

Разделы: Общепедагогические технологии


“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”. (Адольф Вильгельм Дистервег)

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни нашей страны, усилили зависимость эффективности решения школой учебно-воспитательных задач от уровня квалификации педагогических кадров. Осуществление основного принципа деятельности современной школы - гуманизация образования в развитии личности - не станет реальным, если не обеспечить его специалистами, способными профессионально выполнять свое предназначение. Особую актуальность в этих условиях приобретает проблема повышения качества профессиональной подготовки учителя.

Предварительный анализ теоретических исследований и образовательной практики показал, что существует ряд противоречий, особенно ярко проявляющийся в условиях подготовки специалистов в педагогическом колледже:

- между быстро формирующимися новыми ценностями общества и отсутствием достаточно четких представлений о современных целях воспитания;

- между повышением требований к процессу и результату подготовки учителей и снижением престижа профессии в условиях современной социально-экономической ситуации;

- между возрастающими требованиями к профессиональной подготовке учителя, как носителя культуры, и современным состоянием уровня воспитанности будущих специалистов и др.

Эти противоречия касаются, прежде всего, работы преподавателей педагогических колледжей и возлагают особую ответственность на каждого из них перед будущими учениками сегодняшних студентов. Решение обозначенных проблем лежит в сфере деятельности и теоретиков и практиков педагогической деятельности.

Изменение ценностно-целевых ориентиров и содержания общего образования в современных условиях, ориентация на развитие личности, ее самореализацию и саморазвитие требует совершенствования педагогической деятельности: содержания, технологий, форм и методов организации учебного процесса. Чтобы творчески решать задачи обучения, учителю необходимы, как никогда ранее, развитое педагогическое мышление, культура использования теоретических знаний (педагогики, психологии, теории деятельности и т.д.) для адекватного самоопределения в реальных ситуациях. Расширение исследований по проблемам педагогики, появление новых концепций обучения предполагает умение учителя ориентироваться в этой информации, использовать ее в своей практике, проводить экспериментальную апробацию новых идей. В методической деятельности акцент переносится на проектирование педагогических действий по совершенствованию образовательного процесса, индивидуальный и коллективный анализ реализованных проектов, обобщение и описание результатов. Все это приводит к изменению образовательных запросов педагогов и требует совершенствования образовательных программ, реализуемых в учреждениях профессионального образования.

В отечественной педагогической науке имеется широкий спектр исследований, посвященных совершенствованию профессиональной подготовки студентов педагогических учебных учреждений. Стратегические направления подготовки учителя разработаны в трудах С. И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, Н. В. Кузьминой, М. М. Левиной, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и других. Появился ряд исследований, в которых рассматриваются различные проблемы совершенствования учебного процесса в учреждениях повышения квалификации (В.Г.Воронцова, Н.М.Чегодаев), новые формы организации методической работы (Н.Д.Иванов, В.В.Дудников, Н.П.Гришина, А.П.Ситник и др.). Отдельные аспекты формирования этих умений рассматриваются в исследованиях, посвященных:

- вопросам развития профессиональной компетентности учителя (Т.Г.Браже, Н.В.Карнаух, В.Ю.Кричевский, А.К.Маркова, Н.Н.Лобанова, Е.П.Тонконогая и др.);

- проблемам научной организации труда (Н.К.Крупская, И.П.Раченко, М.М.Поташник и др.);

- раскрытию сущности педагогических умений, в том числе проектировочных, и условий их формирования (О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, А.И.Щербаков и др.);

- изучению структуры педагогического мышления (Ю.Н.Кулюткин, Е.К.Осипова, А.А.Орлов, Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин и др.)

Использование на практике новых подходов повышает результативность и эффективность образовательного процесса в системе подготовки специалистов. Вместе с тем, в ходе реализации этих идей возникают новые трудности и особенно значительными в настоящее время являются противоречия между:

- необходимостью внедрения в практику новых концепций и идей и неразработанностью учебно-методического обеспечения их реализации, особенно учитывающего условия подготовки специалистов в условиях средних профессиональных образовательных учреждений;

- потребностью педагога в непрерывном научно-методическом и педагогическом сопровождении его опытно-экспериментальной работы по практическому освоению новых педагогических концепций и существующей эпизодичностью в организации методической работы;

- необходимостью и возможностью использования самообразования в ходе учебной и профессиональной деятельности и отсутствием умений будущего учителя проектировать процесс самообразования, правильно определять свои образовательные запросы, пользоваться научно-методическими источниками.

Существующие противоречия свидетельствуют о необходимости и возможности создания в педагогическом процессе условий саморазвития личностей преподавателей и студентов, самоуправления ими своей деятельностью. Эти противоречия могли бы быть сняты путем развития умений самоорганизации будущих педагогов в учебной и профессиональной деятельности, в исследовательской и опытно-экспериментальной работе, в процессе самообразования.

Бесспорно, что в ходе учебной деятельности взаимоотношения между участниками педагогического процесса должны носить характер сотрудничества, а в соответствующей управленческой деятельности приоритет должен отдаваться субъект-субъектным отношениям, построенным на рефлексивной основе. Такая организация учебной деятельности является стимулом возникновения особого взаимодействия преподавателя и студента.

Теоретические обоснования концепций развивающего обучения взрослых (ОСАнисимов, Ю К Гуськов, Т А.Каплунович, В.ВКраевский, Ю.Н Кулюткин, ЕП.Тонконогая, Ю. И Турчанинова, Г.ПЩедровицкий и др.), авторские разработки Поповой Н.П. в области формирования умений самоорганизации учителя в педагогической деятельности подтверждаются на практике необходимостью организации учебного процесса в соответствии со следующими принципами:

1. Направленность обучения на саморазвитие обучающихся, реализуемая путем организации их самоопределения, включения в проектирование и анализ самого учебного процесса.

2. Практико-ориентированный характер обучения, предполагающий анализ конкретных затруднений в учебной и педагогической деятельности обучаемого и формирование способностей к ее критериальной организации.

3. Вариативность содержания обучения, предполагающая включение в него инвариантной составляющей, адаптированной к исходному уровню самооганизации студента и обеспечиващей его динамику и вариативной части, предоставляющей будущему специалисту возможность выбора содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями. При этом необходимо ориентировать обучение на:

- подготовку самоопределения будущих педагогов к самоорганизации в педагогической деятельности;

- формирование и развитие умений проектирования педагогической деятельности;

- формирование потребности и умений в использовании научно-обоснованных критериев в анализе и проектировании учебной и педагогической деятельности;

- формирование рефлексивных умений как базового компонента самоорганизации.

Гуманистическая направленность современного профессионального образования, компетентностная парадигма, личностно ориентированный подход позволяют увидеть основные направления деятельности современного преподавателя в ходе решения злободневных проблем, в том числе и обозначенных здесь, но преодоление трудностей невозможно без инициативности и творчества, без самоотдачи и любви к своей профессии, без уважения к своим ученикам.