Мы выпускаем классную литературную газету.
Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, чутких, внимательных друг к другу и окружающему учеников. Но, к сожалению, в жизни получается не совсем так. У сегодняшних семилетних детей, поступающих в первый класс, умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем не развито, или развито крайне слабо.
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, в том мутном потоке, который льется на него с экрана телевизора, формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
Где же отыскать тот живительный оазис Добра и Красоты, те нравственные опоры, которые всегда спасали человечество? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного бездумным просмотром мультиков и компьютерными играми, где можно просто сидеть и смотреть на то, что "там" происходит?
Думается, Творчество — тот самый чистый источник, который помогает противостоять тем негативным тенденциям, что волнуют сегодня педагогов и психологов. Существует распространенное мнение,что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его в себе развивать.
Однако, представители направления современной трансперсональной психологии К. и Н. Роджерс утверждают, что творчество- это "выражение себя" и даже "усиление себя". Они считают, что дети учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. "Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. ...Порой очень рано наша творческость может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами ... беспощадной критикой того, что мы делаем."
Вот почему организация в школе творческих дел — необходимое, на мой взгляд, направление педагогической деятельности. Ведь именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.
Хочу поделиться с коллегами тем, как я решаю эту проблему. Второй год в классе, где я работаю, издается детская литературная газета "Радуга". Издание классной газеты (журнала) — это продолжение давней российской традиции. В большинстве учебных заведений России преподаватели поощряли литературное творчество своих учеников. Всем известен Царскосельский лицей, который пробуждал в своих воспитанниках желание творить, писать.
Сравнивая преимущества выпуска именно газеты перед другими формами печатных изданий, надо отметить его демократичность, доступность для прочтения всем желающим (газета вывешивается в классе на стене). У детей появляется возможность проявить себя для широкого круга читателей. Совместное участие детей и родителей в создании газеты способствует сплочению коллектива. Ненавязчиво идет работа по обогащению словаря, формированию орфографических навыков, развитию речи.
Не сразу я предложила детям издавать свою литературную газету. Сначала шла кропотливая работа по формированию интереса к слову, рифме, самовыражению в слове, сочинительству. Первые шаги литературного творчества... Выставки сочинений, рисунков... Наконец, первая ласточка-самодельная книжка "Зимний калейдоскоп"...С каждым шагом убеждаюсь, что сочинительство надо поощрять, поддерживать вне зависимости от того, получится из ребенка литератор или нет. Более того, необходимо, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с бережной помощью умного, тактичного учителя ощутили трудные радости литературного творчества, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове.
И вот, наконец, настал момент, когда дети были готовы двигаться вперед, за новые горизонты. С большим энтузиазмом дети восприняли идею об издании собственной литературной газеты. "Но сначала надо придумать газете название," — сказали они. И разгорелись споры. Всем понравилось название "Радуга". "Ведь наши работы будут так же не похожи друг на друга, как цвета радуги. Они принесут радость, добро и любовь всем, кто прочитает нашу газету." — аргументировали свое решение дети.
Название придумано. Что же дальше? Обсудили, о чем писать, где брать темы, названия рубрик. Стали творить. Выходит наша газета один раз в три месяца (по временам года).
Для более детального представления о том, какой является газета, коротко остановлюсь на содержании отдельных номеров, на некоторых материалах и их авторах.
Первая рубрика — "Классные новости". Здесь подводятся итоги всем общим делам класса: праздникам, походам в музеи, встречам с интересными людьми и т. д. Под этой рубрикой находятся блиц-опросы, рецензии.
Интересной оказалась рубрика "Наш алфавит". В качестве примера привожу работу третьеклассника Ноцык Никиты.
Есть в нашей газете и рубрика, посвященная временам года. Здесь получают практический выход работы по природоведению, экологии.
Деев Дмитрий. Осторожно, листопад!
Осторожно, деревья, ведь пришел октябрь в леса! И скоро будет он сдирать ваши листочки. Мне так нравился шелест ваших листьев, похожий на шепот осени. Или вы, деревья, хотите уже спать?
- Нет, нам пока не хочется спать,- хором ответили деревья.
Вот и начался листопад, деревья начали мерзнуть. Потек лист, стелются желтые дорожки. И, вопреки своему слову, начал лес хандрить. Ему захотелось на отдых, под снега, в непробудную спячку берлог. Вошел октябрь в свои права, становилось все холоднее и холоднее. А в конце октября выпал первый снег.
Но вот что удивительно: старый дуб все никак не хотел отдавать свои листья. Так он простоял и конец осени, и всю зиму. А весной у него появились уже новые листочки, и пошло все по-прежнему.
В этой рубрике дети, увлеченные вопросами экологии, рассуждают на темы:"Почему лиственные деревья зимой спят?", "Чем дышит червяк?", "Путешествие Капельки", " Сказка о ветре, который путешествовал по Земному шару","Страшный колдун прошел по Земле и смел все леса", "Мир вокруг меня", "Весна среди зимы", "Как появились полезные ископаемые?" и др. Некоторые дети самостоятельно определяют тему своей творческой работы. Некоторые просят подсказать тему для размышлений и, если тема их заинтересовала, с удовольствием берутся за нее.
Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сочиняют сами. Знакомясь с их сочинениями, убеждаешься, что сказка — поистине неувядающий жанр. Некоторые сказки не умещаются в одном номере и печатаются с продолжением.
Ангелина Лаптева. Мимоза и Георгин
Однажды один садовод посадил Мимозу и Георгин. А когда они выросли и расцвели, Георгин начал хвастать, что он такой красивый, шикарный. А Мимоза стояла скромная, тихая, спокойная.
Вот Георгин и спрашивает ее:
- Мимоза, ты чего такая тихая, невзрачная?
- Я не люблю хвастать, — ответила она. И вообще, хвастаться — это некрасиво, а настоящий цветок должен быть прекрасным.
Георгин засмеялся:
- Да какой ты цветок! Ты — веник, и в красивой вазе тебе не место!
Мимоза скромно промолчала.
И вот пришла осень. Цветы срезали и поставили в вазу. Георгин стоял три дня. А потом завял. Его, не задумываясь, выбросили на помойку. А скромная Мимоза радовала хозяев своей красотой до самой весны и тихо думала, что все-таки доброта и скромность живет дольше и ценится выше.
Я предлагаю вниманию детей такие "сказочные"темы: "О чем мечтала сосулька?", "Жила-была добрая-предобрая Баба-Яга", "Отчего у снегиря грудка красная?", "О чем думает грязная тарелка?", "Скучно жилось букве Т в слове "радостный"", "Сказка о математических знаках", всесезонные темы "Кот и солнце", "О чем чирикал воробей", "О чем шепчутся листья", "Сказка об облаке и солнце"и др.
Очень важная рубрика — "Россия — Родина моя!". Здесь ребята рассуждают о Родине, патриотизме, гражданственности. Темы творческих работ, предлагаемые детям: "Широка страна моя родная", "Если бы я был президентом", "Пусть всегда будет солнце!", "Мой город", "Люблю березку русскую", "Какие думы — такие и песни", "Что бы я рассказал африканскому мальчику о русской зиме", "Кусок хлеба к твоему обеду" и др.
Сергей Подкорытов. Какой я представляю себе Россию, глядя на карту.
Я представляю себе Россию так.
Это красивые города, пышные леса, большие поля, равнины, чистые реки, высокие горы, болота и толстые льды. На карте Россия выглядит очень чистой. Я бы хотел, чтобы она была такой на самом деле.Чтобы все люди очень любили Россию, как любят ее многие. Россию окружают замечательные страны.
Я представляю себе Россию большим лицом матери. Только не такой, какая у нас наша собственная мама, а такой, что она общая. Она любит нас всех одинаково.
Вот так я представляю себе Россию.
Рубрика, пользующаяся особой популярностью у моих учеников — "Есть мнение". Несомненно, это благодаря курсу М. Липмана "Философия для детей", который мы с ребятами изучали на протяжении двух лет (2-3 классы). Темы для размышлений следующие: "Жизнь на моей звезде", "Пустота", "Если бы я был волшебником", "Что такое красота?", "Мое "задумчивое" место", "Зачем людям сказки?", "Зачем людям игрушки?", "Зачем людям речь?"," Что такое доброта?" и др..
Федор Калгашкин. Почему люди воюют друг с другом?
С давних времен люди жили в племенах и враждовали между собой. Они отбирали у своих соседей одежды, золото и многое- многое другое. Люди воюют между собой просто так, чтобы истребить всех людей и править миром.
Во-первых, я думаю, что люди не умеют договариваться друг с другом, уступать в чем-то друг другу. Во-вторых, мне кажется, что войны происходят из-за того, что все делают оружие, и им надо на ком-то его испытывать. В-третьих, богатые люди натравливают других людей друг на друга, чтобы они вели войну между собой, а сами потом покупают эти земли. И становятся еще богаче.
Кроме того, по мнению ученых, численность человечества постоянно растет. Будет ли всем хватать пищи, одежды? Лучшим средством избавиться от "лишних ртов"некоторые люди считают болезни и войны.
Таким образом, войны существуют для того, чтобы уничтожать людей на Земле. На мой взгляд, это неправильно. Все люди равны и имеют право на жизнь. Поэтому люди должны дружить, любить и уважать друг друга. Я хочу, чтобы мы дружили с разными народами, ходили и ездили ко всем в гости и помогали друг другу в беде.
Рубрика "Читалочка". Здесь дети советуют друг другу прочитать какую-либо книгу, пишут рецензии.
Один из интереснейших разделов в газете — " Поэтическая страничка". На ней обнародованы первые поэтические шаги моих маленьких стихотворцев. Не могу не привести ряд поэтических опусов своих учеников.
Родители тоже не смогли остаться в стороне от детского творческого энтузиазма и принялись сочинять стихи. Вот образец совместного творчества.
Конечно, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, но нельзя не отметить подлинную искренность начинающих литераторов, их стремление выразить свои чувства.Работы детей отражают их внутренний мир, содержат оценку поступков людей, жизненных явлений. Какой великолепный проводник обратной связи "ученик-учитель", не правда ли?
Анализируя работы детей, я вижу перспективу в своей работе, слежу за изменениями в поведении, настроении, мировосприятии каждого ученика. Через творческие работы можно проследить, как меняется у ребенка отношение к людям, школе, учителю, насколько результативны те средства воспитания, которые я применяю.
Мы помещаем в нашей газете рисунки, поздравления, юмористические зарисовки, страшилки, комиксы. Ведь детству так свойственны улыбки и смех!
Планировать тематику многих творческих работ лучше на длительный период. Продумываю цель каждой работы, какое воздействие окажет на ребенка, какое место займет среди других работ. Важна самостоятельность в работе, уровень заинтересованности.
Такие темы, как "Мое мнение о школе" (2 класс), "Моя школа — моя жизнь"(3 класс), "Сокровища школьных тетрадей" (4 класс), помогают определить уровень комфортности ребенка в школе. По результатам творческих работ этот уровень значительно поднялся.
Познакомиться с взаимоотношениями в семьях учеников помогают темы: "Моя мама" (2 класс), "Папа дома — и дом в порядке"(3 класс), "Мама, папа, я — дружная семья"(4 класс),
Для определения уровня самооценки у детей и коммуникабельности в коллективе были предложены темы:"Я — дверь"(2 класс), "Я — елочная игрушка"(3 класс), "Почему я лучше всех" (4 класс). Привожу в качестве примера работы Оли Кузьминых.
Я — дверь (2 класс)
Я — дверь старая, скрипучая, грязная. Краска на мне облезла. Тяжело открываюсь. Ручка шатается. Мне надоело, что меня открывают, потому что заходят и выходят. Все думают, что они всех главней, но главнее всех я. Воры не зайдут, людям тепло. Вот зачем людям дверь.
Я — елочная игрушка (3 класс)
Новый год на носу! Вот пришли ребята домой с елкой и решили елку наряжать. Достали игрушки, выложили их из коробки. Меня взяли и повесили наверху, возле звезды. Дед Мороз с правой стороны, а Снегурочка с левой. Я — большой серебристый стеклянный шар. У меня беленькая ниточка, на боку нарисована лошадка. Я всем нравлюсь, даже кошке. Я вижу, что ниже меня вешают мою лучшую подругу - розовую сосульку. На полу лежит еще много игрушек. Все ходят, смеются и наряжают елку. Дети мне нравятся. Вот наступает Новый год. Мне очень нравится праздничный стол. А особенно платье мамы. Вот так я провел Новый год — любимый праздник детей.
Анализ этих работ показывает, что уровень самооценки и коммуникабельности у девочки повысился, она стала больше симпатизировать окружающим. Тем не менее, поработать еще есть над чем.
Каждый номер газеты — это ступенька в развитии, в познании себя и других. Благодаря участию в создании очередного номера газеты формируется отношение ребенка к различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и правилам поведения, расширяются его представления об окружающем мире, а значит, и формируется тот нравственный барьер, который поможет ребенку противостоять окружающему его негативу.
Не могу не сказать и о том, как работа с газетой влияет на детей с отклонениями и особенностями в общем и психическом развитии (таких детей сейчас все больше и больше). Есть у меня в классе ученик, который, поступив в школу, свободно владел только ненормативной лексикой, отличался необычайной агрессивностью и жестокостью, совершенно не мог управлять своим поведением и эмоциями. Теперь это другой человек. Он контролирует свое поведение и речь, обладает чувством юмора, хороший товарищ и ученик, мечтает стать ветеринаром. Вот стихи, которые он посвятил своей маме ко дню 8 марта.
Если даже такие дети "выравниваются"под влиянием литературного творчества, то выпуск классной литературной газеты — не пустое занятие. И я с полной ответственностью могу рекомендовать его коллегам. Кроме того, думается, что после перехода в пятый класс газета поможет новому классному руководителю ближе познакомиться с внутренним миром учеников, чтобы в дальнейшем успешно строить свою воспитательную работу.