Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения младших школьников иностранному языку, а именно затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции, ощущения, делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, дать возможность детям активно взаимодействовать друг с другом, предусматривать все возможные формы работы в классе и др., я остановила свой выбор на методе проектного обучения, который полностью отвечает этим требованиям, но в начальной школе используется не достаточно широко. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. язык используется в коммуникативных целях, позволяющих что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое и т.д. Но работа над проектами не должна быть хаотичной, спонтанной, поэтому, прежде всего, я попыталась определить периодичность и качественный состав проектных работ в рамках каждой темы. В этом плане хотелось бы поделиться опытом работы с УМК “Cool” издательства Oxford University Press, в котором каждая тема состоит в среднем из 8-10 уроков и наиболее оптимальным вариантом является работа над 2-мя – 3-мя проектами в пределах одной темы: один, как правило, творческий, второй — исследовательский и третий — информационный; возможны вариации: творческий, информационный или исследовательский, информационный.

В качестве примера творческих проектов, предлагаемых на 1-м году обучения, хотелось бы привести следующие:

  • Изготовление именных значков (Making name badges) по теме “Hello”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m …” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;
  • Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.

Как видим, целью этих работ является изготовление полезных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни. Кроме того, продукт проекта младшие школьники могут использовать для игры. Например, проект “Изображение силуэта” (“Making a silhouette of yourself”) по теме “Family and friends”. Эту работу ребятам предлагается выполнить в парах. Сначала выбирается пара, которая демонстрирует изображение силуэта в профиль, при этом ребята поочередно меняются ролями. Затем дети вырезают каждый свой силуэт и вывешивают в классе, сопровождая подписью — вопросом “Who’s this?” Далее школьникам предлагается отгадать кому принадлежит силуэт. Выполняя работу, дети учатся сотрудничать и развивают умение взаимодействовать друг с другом.

Ряд проектов позволяет развивать и менеджерские навыки, например, умение планировать деятельность и время. Достичь такого результата помогает проект “Drawing and cutting out items of food” по теме “Food”, где ученики, работая в парах, должны вырезать две круглые заготовки для пиццы из картона и 6 ингредиентов, которые можно использовать для ее приготовления. Ребятам даются указания спланировать свою деятельность, а именно — согласовать какие ингредиенты необходимы, кто будет рисовать, а кто вырезать. Когда эта часть работы будет позади, детям объявляется точное время для выполнения задания. Учителю необходимо убедиться, что задача ясна, но при этом отметить, что это не соревнование. Заканчивается работа по сигналу “Stop”. Как видно, мы учим детей четкому распределению обязанностей в группе, планированию совместной работы, ответственности за результат совместной деятельности. Кроме того, ребята получают возможность почувствовать себя и в роли генератора идей, и в роли оформителя.

Что касается исследовательских проектов, то на 1-м году обучения они могут быть следующие.

Детям дается задание проинтервьюировать друг друга по цепочке по теме “Дни рождения” (“Birthdays”) с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос “When is your birthday?” дети записывают имена опрошенных в соответствующем секторе таблицы (“Кусочек пирога”) (см. рис. 1).

Рис.1

Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года.

Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях в еде по теме “Food”, выполняя групповой проект. В результате опроса ребята заполняют таблицу (рис. 2). Роль учителя — убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность произношения и интонацию вопросов. По окончании работы подводятся итоги. Графическое оформление и дизайн таблиц для внесения статистических данных должны учитывать возрастные особенности учеников.

Рис.2

Таблица должна привлекать внимание детей, помогать сохранить в памяти смысл того, что нужно воспринимать и вызывать желание работать. Подобные проекты развивают у младших школьников поисковые умения (умение запрашивать информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи).

Когда дети становятся старше, задания в рамках проекта для них следует усложнять. Очень удачный вариант — введение межкультурного компонента. Например, на 3-ем году обучения младшие школьники могут выполнить творческую проектную работу “My calendar”. Суть его состоит в составлении календаря основных праздников.

My
calendar

Предварительно дети изучают информацию о праздниках, значимых для английских школьников и вносят их в 1-ю колонку, а во вторую вносят информацию о праздниках в своей стране. Можно дать ребятам возможность украсить календарь рисунками и иллюстрациями символов этих праздников. Таким образом мы развиваем в детях такую важную компетенцию как межкультурную. Кроме того, давая возможность школьникам постепенно знакомиться с реальной жизнью их зарубежных сверстников и позволяя сравнивать со своей, мы, тем самым, развиваем в них толерантность, кросс-культурную грамотность и способствуем развитию диалогичной личности.

В УМК “Cool” все информационные проекты построены в этом ключе, что очень ценно. Так, каждая тема заканчивается уроком, изучающим культурные аспекты повседневной жизни английских сверстников в рамках темы, где дети доносят информацию через Scrapbook, используя рисунки, вырезки, фотографии, сопровождаемые заголовками или краткими комментариями, несущими основную информации. Позже детям предлагается провести соответствующую демонстрацию материала по теме. Например, изучая досуговую деятельность английских сверстников, ребята могут изготовить большую карту Великобритании и прикрепить принесенные картинки, фотографии, вырезки, сувениры к различным участкам на карте. Также дети могут принести собственные фотографии и провести демонстрацию своей досуговой деятельности на основе карты своего региона.

Примерами творческих проектов на 2-м и 3-м году обучения также могут быть “Планирование уголка английского языка” (по теме “My classroom”), где им предлагается принести различные предметы (книги, сувениры, продукты с наклейками на английском языке) и представить их в классе. И еще один вариант творческого проекта для данной возрастной группы - составление меню для идеального ресторана, где готовят свою любимую еду: 1) закуски (Starter), 2) основное блюдо (Main course), 3) десерт (Dessert). Кроме того, ресторану нужно дать название.

Что касается исследовательских проектов, то их задача на 2-м, 3-м году обучения усложняется. Например, в рамках темы “Our class” (наш класс) дети изучают количественный состав класса по разным признакам: 1) девочки и мальчики, 2) цвет волос, 3) цвет глаз, 4) любимые цвета. Для подсчета результатов выбирается 4 помощника. Таким образом, закладываются навыки обработки статистического материала.

На 3-м году обучения целесообразно развивать такие коммуникативные навыки как умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, кроме того, параллельно нужно развивать презентационные навыки, такие как навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления. Кроме того, дети учатся оценивать работы своих товарищей. В этой связи примечателен следующий проект: детям, работающим в группах, предлагается прорекламировать новый вид детского развлекательного центра (“Adventure town”). Варианты развлечений предлагаются (playing in the computer shop, playing games in a sport centre, eating pizza with a famous person etc.). Затем детям раздаются полоски бумаги и каждому участнику группы предлагается описать аттракцион, не забывая указать цену входного билета, часы работы, а также сделать несколько простых иллюстраций. По окончании предлагается определить лучшую работу, аргументируя свой выбор.

Четвероклассникам вполне по силам межпредметные проекты. Например, в рамках темы “Animals” дети могут выполнить проект о диких животных или животных, находящихся на грани исчезновения в их стране или регионе проживания. Им необходимо собрать соответствующую информацию в виде рисунков, вырезок из журналов, фотографий. Помимо навыков работы с энциклопедией и другими источниками информации, для выполнения работы им понадобятся знания, полученные на уроках природоведения и из собственного опыта (наблюдение, просмотренный фильм). Такие проекты ценны еще и тем, что способствуют развитию экологической компетенции.

Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать, что:

  1. Существуют возрастные и психологические особенности детей.
  2. Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.
  3. Задания должны усложняться в зависимости от возраста.
  4. Обязательно включение межкультурного компонента.

В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, содателя рекламы, дизайнера. Ну и, наконец, спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем и о которых было сказано выше, позволит будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными и успешными.