Математическая игра: "Веселый урок" (урок занимательной математики) . 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, закрепление теоретических знаний по теме “Шкалы” на практике.

Участники: четыре команды по 5 человек (от каждого из четырех классов выбрана команда), четыре команды болельщиков (все остальные ученики пятых классов), жюри – 4 ученика 7 классов.

Время: 2 сдвоенных урока.

Оборудование:

1. Столы для жюри.

2. 4 стола для команд.

3. Стулья для болельщиков и гостей.

4. Школьная доска (магнитная).

5. Цветные мелки.

6. Магниты – 30 штук.

7. Фишки - очки.

8. Песочные часы.

9. Спирометр.

10. Напольные весы.

11. Динамометр кистевой.

12. Ростомер.

13. Плакат к вопросу №9.

14. 4 плаката к вопросу №14.

15. По 13 спичек на стол каждой команды.

16. Для листа Мебиуса – газета, клей, ножницы.

17. Сувениры участникам и победителям игры.

Оформление доски:

Очки Математика – царица наук, арифметика – царица математики. К. Ф. Гаусс
1 2 3 4 Свободное место для конкурсов. Лучшие игроки и болельщики Задания на магнитах.

План проведения игры:

1. Из истории математики.

2. Правила игры.

3. Игра-соревнование.

4. Подведение итогов конкурсов.

Ведущий: учитель математики.

Ведущий: Ребята! Сегодня у нас урок занимательной математики. Великий ученый математик Карл Гаусс сказал: “Математика – царица наук, арифметика – царица математики”. Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. А знаете, почему греки обогнали в математике все другие народы? Потому, что они хорошо умели спорить. Древние греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. Они даже придумали такое изречение: “В споре рождается истина”.

Первого греческого ученого, который начал рассуждать о математике звали Фалес. А о числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который родился на острове Самосе в ? веке до нашей эры. “Числа правят миром!” - провозгласил он.

На Руси занятия этой наукой начались почти тысячу лет тому назад. Первую печатную книгу по математике написал Леонтий Филиппович Магницкий почти 300 лет тому назад.

В этой книге много занимательных задач. Когда-то их решал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Многие занимательные игры основаны на свойствах чисел. Математику применяют и для шифрования и для расшифровки донесений, сообщений дипломатов, военных приказов.

Итак, правила игры:

1. За ходом игры следят ассистенты.

2. Задание вытягивает капитан по очереди каждой команды.

3. Ведущий зачитывает задание вслух.

4. Время обдумывания ответа определяется по песочным часам.

5. Когда ответ готов, капитан команды поднимает флажок.

6. Ассистенты следят за очередностью поднятия флажков.

7. Вначале опрашиваются команды, затем болельщики.

8. Очки за правильные ответы фиксируются на доске, ученики получают фишки.

Задания.

№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?

Ответ: 3 мин.

№2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?

Ответ: 40 десятков.

№3. На часах ровно 9. Через сколько минут стрелки часов совпадут?

Ответ: через 49 минут.

№4. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?

Ответ: 18 км в час.

№5. Внимание! Конкурс! Что измеряется в литрах?

Приглашаются по 1 человеку от команды. Измеряется объем легких спирометром.

№6. Кто выше всех?

Измерение роста при помощи ростомера.

№7. Вопрос-шутка. Кто из женщин на Руси изобрел первый летательный аппарат?

Ответ: Баба-Яга.

№8. Внимание! Конкурс для болельщиков!

Приглашаются по одному ученику от класса, из тех, кто хорошо рисует.

Итак, конкурс художников!

Задание: Нарисовать автопортрет. Судить по сходству с оригиналом.

№9. Восемь шестизначных слагаемых подобраны так, что, разумно их, группируя, можно “в уме” найти сумму за 8 секунд. Выдержите ли вы такую скорость?

Плакат:

328645

491221

816304

+117586

671355

508779

183696

882414

Ответ: 4000000.

№10. Конкурс! Вес, какой команды больше?

Взвешиваются все члены команды при помощи напольных весов, затем вес суммируется.

№11. Рыбак поймал рыбу. Когда у него спросили, какова масса пойманной рыбы, он сказал: “Я думаю, что хвост ее – 1 кг, голова – столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище – сколько голова и хвост вместе. Какова же масса этой рыбы?

Ответ: 8 кг.

№12. Каждая спичка имеет длину 4,5 см. Как из 13 спичек сложить метр?

Ответ: МЕТР

№13. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?

Ответ: на 20 тетрадей

№14. Восстановите цифры вместо букв. Условие: одинаковая буква – одинаковая цифра.

№15. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц?

Ответ: 4 мин.

№16. В школе 370 учеников. Докажите, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, отмечающие свое рождение в один день (возраст у них может быть разный)

Ответ: Да, в году 365- 366 дней.

№17. Минутная передышка! Фокус!

Из газеты склеить лист Мебиуса и разрезать его.

№18. Почему-то число 7 очень полюбилось народу и вошло в его песни и поговорки. Итак, кто больше сможет назвать поговорок с числом 7?

Ответ:

  • 7 раз примерь, 1 раз отрежь.
  • 7 бед, один ответ.
  • 7 пятниц на неделе.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • У 7 нянек дитя без глазу.
  • Было у тещеньки 7 зятьев.

№19. Какой хвост самый длинный и большой?

Ответ: Хвост кометы.

№20. Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное.

Ответ: 10+100+1000=1110

№21. Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади и два впереди, один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

Ответ: 3 гуся.

№22. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты?

Ответ: арфа.

№23.

В танце первый слог найдете,
Цифра – это новый слог.
Ну, а дальше вы возьмете
И приставите предлог.
В целом – тот, кто защищает
Славу, честь страны родной,
Страха он в бою не знает
И в труде – труда герой.

Ответ: патриот.

№24. Внимание! Конкурс для болельщиков! Приглашаются по одному ученику от класса, из тех, кто является самым сильным в классе! Итак, конкурс самых, самых сильных!

Задание: при помощи кистевого динамометра измерить силу.

№25. Внимание! Конкурс для болельщиков! Приглашаются по одному человеку от класса, из тех, кто быстро пишет. Итак, конкурс скоростного написания!

Задание: Написать одновременно (на время) двумя руками цифры 5 и 3.

№26. Миллионы, миллиарды, триллионы, …, а дальше?

Ответ: Квадриллионы, квинтиллионы, секстиллионы, септиллионы, окталлионы, …

№27.

Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдешь его
Почти под домом каждым.

Ответ: подвал.

№28.

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.

Ответ: столяр.

№29.

За мерой ноту вставишь вдруг,
И целое найдешь среди подруг.

Ответ: Галя.

№30.

С “Д” - давно я мерой стала,
С “Т” - уж нет и выше балла.

Ответ: пядь – пять.

Подведение итогов конкурса.

Игра проходит очень интересно. По ее окончанию команды-победительницы, победители болельщики получают призы.

Литература

1. Депман И. Я. ,Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. – М. : Просвещение, 1989.

2. Нагибин Ф. Ф. , Канин Е. С. Математическая шкатулка. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1988.

3. Перельман Я. И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. – 11-е изд. – М. : Наука, 1978.